Top.Mail.Ru
17 сентября 2019 14:01
Образование

Возможна ли вечная жизнь: 7 «глупых» вопросов от ижевчан антропологу Станиславу Дробышевскому

А также стоит ли считать появление вегетарианцев эволюцией

личный архив
личный архив

14-15 сентября в Ижевске две лекции прочитал Станислав Дробышевский, российский антрополог, кандидат биологических наук, популяризатор науки и редактор сайта ANTROPOGENEZ.ru. Журналист IZHLIFE задала антропологу 7 «глупых» вопросов от ижевчан о том, когда же все-таки вымрет человеческая раса, почему исчезли неандертальцы, возможна ли вечная жизнь и почему у людей не растет хвост.

Почему у людей исчез хвост?

Хвост перестал быть нам нужен. Он исчез не у людей, а у их предков еще 26, а то и больше, миллионов лет назад. Когда наши предки прыгали по ветвям, хвост нужен был как балансир для прыжков. С того момента, как они стали более крупными, размером с макаку, перестали лихо прыгать и бегать на четвереньках по горизонтальными ветвям, хвост перестал быть актуальным и тут же неизбежно пропал. Собственно, как и исчезает у всех тяжеловесных медленных животных: медведи, панды, крупные макаки, саки. У всех укорачивается, а у нас исчез. У нас есть копчик, четыре позвонка
Станислав Дробышевский, антрополог

Появление вегетарианцев – эволюция?

– Любые изменения – эволюция. Только вопрос в том, что она необязательно биологическая. Нет гена вегетарианства и какого-то отбора на выживание веганов. Это социальная установка, технология в голове. Это в каком-то виде социальная эволюция, но не биологическая. Но она может быть и биологической, если люди станут сугубо вегетарианцами в какой-то момент, как парантропы (род ископаемых высших приматов. – Прим. ред.), например, будут есть одну траву, то тогда да. У нас поменяется пищеварительная система, вырастут здоровые зубы, отрастет обратно пузико, как у австралопитеков (род ископаемых высших приматов, от которых ведет корни вид «человек разумный». – Прим. ред.), мы станем немножко приторможенными, нас станут есть собаки и волки, все будет прекрасно, и это будет уже биологическая эволюция.

Станислав Дробышевский с организаторами и участниками встречи Фото: предоставлено организаторами

Влияет ли смешение рас на развитие мозга?

Нет, не влияет. Базовое строение мозга у всех рас одинаковое. Мозг кодируется, гены прописаны. Варианты есть однозначно. Смешение рас, скорее, будет влиять положительно. Это увеличивает вариативность строения. Если в мозге есть несколько вариантов генов, которые могут проявиться по-разному, то это дает больше возможностей
Станислав Дробышевский, антрополог

Правда ли, что люди стали стареть медленнее?

– Нет, стареем мы все так же, просто сейчас мы очень хорошо живем, хорошо питаемся, у нас есть медицина, иногда мы вставляем себе зубы и пломбы, меняем суставы, следим за своим здоровьем, у нас тепло, нет эпидемий, поэтому мы доживаем до старшего возраста в более собранном виде. Если создать неандертальца и растить в условиях современного человека, я думаю, он чувствовал бы себя точно так же. А если сравнивать с обезьянами проконсулами, которые жили 20 миллионов лет назад, то да, мы все-таки живем дольше.

Станислав Дробышевский в Ижевске Фото: Елизавета Четверикова

Возможна ли вечная жизнь?

Чисто гипотетически – да, если сделать регенерацию, но тогда пропадет смысл жизни. А ее смысл – в изменении, мы имеем свойство приспосабливаться к жизни. В случае с вечной жизнью мы будем минералами, нам будет казаться, что мы на пике развития. Питекантроп так же думал, когда нарисовал рисунок на ракушке, слона забодал, до соседей добежал, на барабане постучал поленом. Если индивид будет жить вечно, он не сможет постоянно познавать что-то новое, поскольку объем мозга ограничен
Станислав Дробышевский, антрополог

Почему вымерли неандертальцы?

– С горя, грубо говоря! У них появились очень крутые конкуренты – сапиенсы. Это ключевая концепция, сколько ее не критикуют и не пытаются изменить, скорее всего, она все-таки верна. Пока неандертальцы были в Европе одни, они являлись царями горы, были на верхушке. Но как только появились сапиенсы, которые не уступали им ничем, а по скорости размножения и интеллекту даже превосходили, во что очень хочется верить, то на этом месте они закончились. Но были и другие неприятности в их жизни. Были извержения Флегрейских полей и на Кавказе, которые отравили воздух, воду, да все на свете, засыпали все пеплом, и экосистема дала трещину. Неандертальцы были главными хищниками, а главные хищники страдают всегда больше всех, потому что их немного, и когда что-то идет не так, они вымирают, что, собственно, и случилось с неандертальцами.

Какой сценарий развития наиболее вероятный для будущего развития?

– Все будет плохо, мы опустимся до уровня приматов или останемся разумными, но в режиме охотников-собирателей. Ресурсы кончаются, и надежды на освоение космоса нет. Я недавно ездил к астрономам, и специалист, которая занимается загрязнением космоса, сказала, что сейчас все космическое пространство загрязнено космическим мусором от аппаратов. И нет реального способа почистить. Через 20 лет мы не сможем запускать корабли, поскольку они будут расшибаться об эти гайки. С космосом у нас все запорото, на планете тоже все загажено, ресурсы кончаются. Единственный оптимистичный сценарий – мы будем развивать биотехнологии, пока мы не спалили весь газ и нефть, мы должны их проработать и «апгрейдить» себя, чтобы мы, например, питались пластиком. У нас же есть грибы и бактерии, которые его едят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

50 тысяч рублей за месяц: как ижевчане собрали деньги на лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой

Януш Леон Вишневский в Ижевске: автор романа «Одиночество в сети» посоветовал книги, которые должен прочитать каждый