Вот уж, действительно, кто бы мог подумать, что в субботу вечером (!) в Ижевске более 500 человек устремятся не в клуб, не в кафе и даже не в кино, а на научно-популярную лекцию! Вы чувствуете гордость за наших ижевчан?
И даже не название лекции – «Память и обучение» – вызвало такой ажиотаж. Все дело в личности выступающего. В Ижевск приехала Ася Казанцева, автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов», научный журналист и нейробиолог по образованию.
Деньги на приезд лектора собирали всем Ижевском
Уникален приезд Аси в Ижевск тем, что он состоялся благодаря желанию одного человека – Дины Вагановой. Ижевчанка признается, что она не биолог от слова совсем. Но когда родилась дочь, появилось множество вопросов, в том числе и в части медицины. Дина начала читать научные статьи, потом наткнулась в Сети на книжку Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Потом взялась за вторую книгу Аси… И начала читать научно-популярные книжки. А потом решила привезти Асю Казанцеву с лекцией в Ижевск.
А дальше дело техники. Ижевчанка написала известному научному журналисту в соцсетях, та сразу же откликнулась. И дату приезда согласовали еще летом. Сначала Дина безуспешно пыталась найти спонсора. Но именно идея с краундфандингом (когда средства на что-то собирают «всем миром») принесла свои плоды. На площадке planeta.ru за месяц собрали чуть более 50 тысяч рублей, чтобы оплатить Казанцевой проезд, гонорар и проживание.
– Хотя изначально казалось, что все будет безумно сложно. Но потом я перестала об этом думать, а стала просто делать, – рассказывает Дина.
Почему много народу на лекции – это хорошо и плохо
– Сам город я видела мало, – рассказала Ася после лекции. – Но аудитория меня восхитила и поразила. На мою лекцию зарегистрировалось около 500 человек. Примерно столько и пришло. Говорят, некоторые заглядывали, видели, что там много народу, и уходили. Стояли по проходам и углам.
И это одновременно хорошо и плохо. Хорошо потому, что свидетельствует о том, что в Ижевске большой спрос на популяризацию науки, им это интересно, это востребовано. Лекция причем у меня довольно сложная. Она о том, как экспериментальные психологи и нейробиологи с разных сторон пытаются понять, как работает память и обучение.
Это интересная междисциплинарная история потому, что, с одной стороны, психологи понимают, что есть кратковременная и долговременная память. В кратковременную помещается мало информации. Это такая воронка, через которую проходит все, что мы получаем во внешнем мире. Что-то из этого мы запоминаем в долговременную память, но гораздо меньше, чем мы видели и слышали.
А с другой стороны, та же классификация – разделение памяти на долговременную и кратковременную очень хорошо применимо в нейробиологии. Там мы очень хорошо понимаем, что происходит с нервными клетками. Те конкретные нейроны, которые вовлечены в выполнение какой-то задачи, начинают более эффективно передавать сигналы от одного к другому в том случае, если мы что-то запомнили в кратковременную память. И начинают формировать новые, более прочные связи, новые синапсы в том случае, если мы запомнили на долгое время. И интересно, что эти закономерности на самом деле впервые изучили на улиточках Морской заяц (или аплизия), а потом оказалось, что у млекопитающих принципиально то же самое происходит.
А плохо это потому, что в городах с населением меньше миллиона постепенно выплескивается склонность людей ходить на лекции. Но их пока в таких городах ничтожно мало.
Почему люди ходят на научно-популярные лекции?
– Это становится все больше популярным в связи с тем, что мы живем в обществе, в котором существует избыток информации. В обществе, в котором науке известно очень много, – объясняет Ася.
Сейчас около 5 млн ученых существует на свете. Они публикуют около 2 млн статей каждый год. И 90% всех ученых, которые когда-либо жили и работали, живут и работают именно сейчас. Поэтому мы, люди, знаем очень много. Но при этом каждый отдельный человек знает совершенно ничтожный процент того, что известно человечеству в целом. А сегодня вообще невозможно быть человеком с энциклопедическими знаниями. Во времена Ломоносова образованный человек мог ориентироваться во всех областях современной ему науки. Сегодня это невозможно вообще. Когда мы говорим, что человек – нейробиолог, вообще уже не означает, что он знает все про мозг. Допустим, он изучает, как формируется моторная память в мозжечке. Про мозжечок он знает примерно все, что открыла наука, и то, на сколько успевает следить за работами своих коллег. А другие отделы мозга он уже не знает!
Проблема того, что нужно ориентироваться в научных знаниях, стоит не только перед образованными людьми. Она стоит перед всеми, потому что, к примеру, тесно связана с медицинскими вопросами и возможностями. Например, сегодня сильно изменились репродуктивные технологии. Если женщине 25-35 лет, а она никак не может решить, хочет ли она ребенка, она может заморозить свои яйцеклетки. И таким образом отложить принятие решения еще на 15 лет. Для того чтобы у нее была такая возможность, ей нужно знать о такой возможности. Или какие-то вопросы, связанные с питанием. В одно время все боялись ГМО. Люди думали, что это вредно и опасно. Биологам и популяризаторам науки понадобилось много лет, чтобы подробно рассказывать, что генная модификация – наиболее безопасная и понятная технология, чем обычная селекция. И что она позволяет получать более контролируемые продукты питания. Их можно более эффективно производить и, соответственно,делать еду более дешевой. А часто еще и более полезной.
6 советов для стимуляции памяти и обучения от Аси Казанцевой
1. Повторение действительно важно. В этот момент в мозге накапливаются химические вещества, которые обуславливают переход из количества в качество.
2. Учить нужно перед сном. По-видимому, самая важная функция сна – упорядочивание информации, накопленной за день. С одной стороны, мозг решает, что ему запомнить. С другой, решает, что ему не нужно, что ему забыть. И много-много экспериментов показывают, что если люди повторили или выучили и после этого легли спать, можно на всю ночь или даже на 15 минут (чем больше, тем лучше, спать – это самое полезное, что вы можете сделать со своим мозгом), то это запоминается гораздо лучше, чем если вы выучили это с утра. Когда я училась в аспирантуре, у нас никогда пары не начинались с первой, редко со второй, потому что нейробиологи понимают, что надо выспаться.
3. Экспериментальная психология памяти. Мы лучше запоминаем то, что мы осмыслили, о чем подумали. Во-первых, это позволяет сфокусировать внимание, во-вторых, позволяет зацепиться за долговременную память.
4. Законы памяти:
- Закон интереса. Когда вам интересно, вы с большей вероятностью это запоминаете.
- Закон установки. Когда вы твердо решаете, что должны что-то выучить, вы это выучите с большей вероятностью, потому что с большей вероятностью это повторите, прокрутите в голове.
- Закон незавершенности означает, что, если бы я сейчас вышла посредине лекции, она бы вам хорошо запомнилась.
- Контекст. То, что мы вписываем в контекст, соотносим с долговременным, мы запоминаем гораздо лучше.
- Закон длины ряда – это про объем рабочей памяти, про то, что он маленький, про то, что если вам нужно выучить 8 единиц информации, то гораздо лучше разделить их на два списка по четыре, чем пытаться запомнить одновременно.
- Закон торможения означает, что, если мы учим какие-то похожие элементы информации одновременно, мы можем в них запутаться и не запомнить ни один, ни другой.
- Закон края – мы лучше запоминаем то, что было в начале или в конце.
- Закон повторения – чем больше повторяем, тем больше запоминаем.
- Закон действия тоже про фокусировку внимания. Когда мы пытаемся применить что-то на практике, мы это запоминаем с большей вероятностью, потому что мы на этом сосредотачиваемся.
5. В абсолютном большинстве случаев, когда говорим о проблемах с памятью, мы имеем в виду проблемы с фокусировкой внимания.
Для того чтобы что-то взять в рабочую память, мы должны на что-то посмотреть. Для того чтобы что-то из рабочей памяти перенести в долговременную, мы должны смотреть на это долго, мы должны об этом думать, крутить, пропускать по своим нейронам так долго, чтобы они успели начать растить новые синапсы.
6. Память и внимание тесно взаимосвязаны
Пока мы на чем-то концентрируем внимание, мы это запоминаем. Если что-то не запоминаете, скорее всего, просто не считаете это достаточно важным, чтобы концентрировать на нем внимание достаточно долго и достаточно старательно.
Хотя от внимания зависит то, что мы запомним, но и наоборот: от того, что мы уже запомнили, очень сильно зависит, на что мы обратим внимание. Вы знаете, как выглядит велосипед? А умеете его ремонтировать, знаете, как он устроен? А теперь попробуйте нарисовать велосипед прямо сейчас.
Как вы думаете, сможет ли ваш велосипед ездить? Нарисовали ли вы ему педали, удобную раму, руль?
Те люди, которые умеет ремонтировать велосипед, склонны рисовать такие велосипеды, которые потенциально могут поехать. А те, кто просто знает, как выглядит, обычно рисуют такие велосипеды, которые, скорее всего, не поедут.
То есть то, что у нас есть в долговременной памяти, это и помогает нам видеть внешний мир.