
Аналитики сервиса Авито Работа изучили профессиональные предпочтения и трудовые стратегии молодежи, опросив 2000 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты показали, что 67% представителей поколения Z (зумеры), помимо подработки и практики, уже имеют опыт официального трудоустройства. Кроме того, большинство опрошенных за последние два года меняли работу. При этом, как сообщили представители сервиса на пресс-конференции в Казани 4 июня, зумеры готовы оставаться в одной компании несколько лет. Приоритетом в работе среди молодого поколения остается уровень зарплаты и комфортный график.
Опыт работы и текучесть кадров:
-
25% опрошенных уже накопили 1-3 года стажа,
-
21% работают менее года.
Несмотря на стереотип о «непостоянстве» зумеров, 43% за последние два года не меняли место работы. Среди тех, кто искал новые варианты:
-
46% сменили работодателя всего один раз,
-
29% – дважды переходили на другую позицию,
-
25% делали это три раза и чаще.
Как долго зумеры готовы оставаться в одной компании, если она удовлетворяет их требования?
-
42% опрошенных ответили, что готовы оставаться в привлекательной для них компании более 5 лет,
-
19% – 3-5 лет (чтобы построить карьеру и затем рассмотреть другие, более привлекательные предложения от работодателей),
-
18% – 1-2 года (для получения разнообразного опыта),
-
9% – менее года (планируют попробовать себя в разных сферах, поскольку уверены, что их возраст позволяет пробовать себя в различных областях).
«Тренд на быстрое увольнение среди зумеров определенно есть. Наверняка есть множество примеров среди компаний, подтверждающих этот факт. Но намеренно я бы это не раздувал. Численность людей, которая пришла на рынок в этом возрасте – не определяющая. Она задает тренд в профессиональных областях, но не в целом по рынку. Удержание кадров – тренд, вызванный общей нехваткой персонала. С 90-х годов, к сожалению, не удалось целиком переломить тренд. Количество людей, приходящих на рынок, меньше, чем количество выходящих. Естественный прирост трудоспособного населения имеет отрицательное значение. Нехватка персонала вызывает необходимость обращаться к удержанию кадров», – отметил Дмитрий Пучков, управляющий директор Авито Работы.

Профессиональные предпочтения зумеров
IT-сфера остается лидером среди интересов молодежи. 10% уже работают или планируют строить карьеру в этой области. При этом гендерный разрыв значителен: 15% мужчин выбирают IT, когда как среди девушек – лишь 4%. У них в приоритете другие предпочтения:
-
Дизайн и проектирование (5%),
-
Образование (5%),
-
Розничная торговля (4%).
Общий топ-5 специальностей среди всех респондентов:
-
IT (10%),
-
Дизайн и проектирование (4%),
-
Образование (3%),
-
Административная работа (3%),
-
Строительство и ремонт (3%).
Ключевые требования к работодателю
Для поколения Z, которое только выходит на рынок труда, зарплата и бонусы остаются в приоритете при выборе компании. Уровень заработной платы на первом месте ставят 53% опрошенных молодых специалистов. 40% важен гибкий график работы, возможность работать удаленно или же не полный рабочий день. Баланс между работой и личной жизнью для зумеров также важен (35%). Комфортный офис (31%), карьерный рост и дружный коллектив (29%) тоже входят в топ ключевых требований.
Еще о критериях выбора работы для поколения Z
Согласно исследованию Авито Работа, при поиске вакансий молодые специалисты в возрасте 18–25 лет руководствуются следующими приоритетами:
Главные факторы
-
Уровень заработной платы, возможные бонусы и премии – 53%,
-
Гибкий график, возможность работы удаленно/неполный день и т.д. – 40%,
-
Баланс работы и личной жизни – 35%,
-
Комфортные условия труда (офис, рабочее пространство) – 31%.
Развитие и коллектив
-
Возможности профессионального развития и карьерного роста – 29%,
-
Команда и коллеги, комфортное взаимодействие внутри коллектива – 29%,
-
Возможности обучения, получения опыта и развития навыков – 27%.
Дополнительные аспекты
-
Удобное расположение офиса – 24%,
-
Интересные задачи и проекты, увлекательная и значимая работа – 21%,
-
Соцпакет (ДМС, льготы, скидки) – 17%,
-
Репутация компании – крупный, известный работодатель – 14%,
-
Корпоративная культура, атмосфера и ценности компании – 12%,
-
Социальная ответственность работодателя (поддержка экологических или социальных инициатив со стороны компании) – 10%.
Материальная мотивация остается ключевым фактором, но гибкость, комфорт и возможности для развития тоже играют значительную роль при выборе работы у зумеров.

Зарплатные ожидания и предпочтения по формату работы у поколения Z
Молодые специалисты в возрасте 18-25 лет показали четкие ожидания относительно своего заработка. Более половины опрошенных (58%) считают оптимальным доход до 70 тысяч рублей в месяц. Каждый пятый (22%) рассчитывает на зарплату от 70 до 100 тысяч рублей, а 19% претендуют на суммы выше этой планки. В среднем желаемый уровень оплаты труда среди респондентов составил 76 тысяч рублей ежемесячно.
Зарплатные ожидания закономерно растут вместе с профессиональным опытом. Начинающие специалисты со стажем до года в среднем оценивают свой труд в 56,8 тысячи рублей. Те, кто работает 1-3 года, называют сумму 77,7 тысячи рублей. При опыте 3-5 лет запросы увеличиваются до 93,3 тысячи рублей, а специалисты с более чем пятилетним стажем рассчитывают в среднем на 108,5 тысячи рублей в месяц.
Что касается форматов занятости, только 18% молодых специалистов рассматривают традиционную полную занятость в офисе. Наибольшей популярностью пользуется свободный или гибкий график работы – такой вариант предпочитают 41% опрошенных. Треть респондентов (30%) склоняются к частичной занятости, а четверть (25%) ориентированы на полностью удаленный формат работы. Гибридный режим, сочетающий офисную и удаленную работу, привлекает 18% молодых специалистов.
Интересно, что по 17% опрошенных рассматривают фриланс или создание собственного бизнеса как предпочтительный вариант профессиональной реализации.