3 февраля Верховный суд Удмуртии отклонил апелляционную жалобу экс-главы Удмуртии Александра Соловьева. Напомним, в октябре 2020 года его приговорили к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 275 млн рублей по двум эпизодам ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Как проходил процесс — в репортаже IZHLIFE.
«Где деньги?»
Рассмотрение апелляционной жалобы началось 2 февраля. После короткого доклада председательствующего судьи Олега Крыласова по вынесенному ранее приговору первой инстанции выступила адвокат осужденного Галина Сбоева.
В своей речи она расставила несколько акцентов. Во-первых, отметила, что во время следствия были допущены процессуальные нарушения. Во-вторых, что в ходе рассмотрения дела в Завьяловском районном суде, по ее мнению, на качество судебного следствия сильно повлиял тот факт, что прокурор Дмитрий Походин плохо ознакомился с делом.
— Остался неразрешенным вопрос, который я задавала всем участникам процесса: почему не были обнаружены огромные суммы денег, которые фигурируют в материалах дела. Почему ни копейки денег не было обнаружено, кроме тех 5 млн рублей (сумма, которую нашли при обыске. — Прим. ред.)?
Действительно, из общей суммы взятки в почти 140 млн рублей было найдено только 5 млн, и защита постоянно указывала на этот факт, как на доказательство невиновности Александра Васильевича.
Кроме того, Сбоева продолжила обращать внимание суда на личность главного свидетеля обвинения — Александра Михайловича Соловьева, бывшего замминистра транспорта и дорожного хозяйства республики. Предполагается, что все взятки передавали через тезку осужденного, и, по мнению защиты, суд не принял во внимание, что у Соловьева-маленького (так иногда называют бывшего заместителя министра. — Прим. ред.) был многомиллионный долг, оставшийся после банкротства банка, которым он ранее руководил. Как следует из показаний свидетелей, данных ранее, по исполнительному листу у него удерживалась часть зарплаты. Но в какой-то момент Александр Михайлович умудрился решить финансовые проблемы и покрыть всю оставшуюся сумму.
Поэтому в заключении Галина Сбоева заявила — в ходе рассмотрения в суде «позиция обвинения не подтвердилась», поэтому решение суда она считает незаконным и ошибочным и требует отменить.
Попали под раздачу?
Кроме Галины Сбоевой во время судебного заседания выступили защитник супруги, дочери и зятя экс-руководителю региона и адвокат компании ООО АБЗ «Пойма».
Напомним, что в ноябре 2020-го Генпрокуратура России предъявила иск к бывшему главе Удмуртии Александру Соловьеву, членам его семьи и подконтрольным фирмам об обращении в доход государства имущества стоимостью свыше 200 млн рублей. В результате на все это пока наложен арест.
Представитель родственников заявил в суде, что имущество близких Александра Васильевича, в частности, дом в Испании одна из дочерей покупала в ипотеку еще в 2008 году. А к апрелю 2014 года, когда, якобы бывший глава региона потребовал взятку, ипотека была выплачена. Поэтому, по мнению защиты, имущество не может быть конфисковано по данному делу и необходимо снять с него арест.
Аналогичное требование было и у адвоката, представлявшего интересы ООО АБЗ «Пойма». По данным Генпрокуратуры, Александр Соловьев участвовал в деятельности ООО «АБЗ Пойма» и профинансировал это предприятие на 39,5 млн рублей.
Адвокат компании отметил, что в приговоре осужденному не приведены достаточные доказательства, которые могут свидетельствуют о приобретении имущества на деньги экс-главы Удмуртии, а также представил документы о получении займов, на которые это самое имущество было куплено.
Поводов для пересмотра нет
Тем временем, сторона обвинения настаивала на позиции, что приговор законный и обоснованный.
— Приговор суда не является противоречивым. Полагаем, что все доводы были оценены верно. Просим суд оставить приговор суда без изменений,— заявил прокурор Денис Герасимов.
— Вина Александра Васильевича Соловьева доказана не только данными им показаниями на предварительном следствии, от которых он впоследствии отказался, но и показаниями свидетелей, в том числе Забарский, взяткодатель, полностью и абсолютно категорично изобличает преступную деятельность осужденного, таким же образом посредник со стороны взяткодателя, свидетель Полевиков, посредник со стороны взяткополучателя Соловьев Александр Михайлович. Эти показания составляют фундамент обвинения, — добавил Дмитрий Походин, также представитель гособвинения.
«Прошу прощения у семьи»
Сам экс-глава региона участвовал в процессе по видеоконференцсвязи, сейчас он находится в СИЗО №1.
Александр Соловьев подробно рассказал схему финансирования строительства мостовых переходов. Он заявил, что все решения по строительству моста принимались коллегиально правительством республики, федеральное финансирование производилось в полном объеме после каждого этапа выполнения работ, контроль осуществляло федеральное казначейство, и повлиять на своевременность выплат он просто-напросто не мог.
— Мне сложно оправдываться, но взяток я не брал. Совесть у меня чиста в отношении объекта концессионного соглашения. У меня была только одна мысль — ввести объект вовремя, чтобы президент посмотрел, похвалил. Действительно объект красивый получился. Этот объект ждали все граждане республики.
Он указал на разночтения в показаниях представителей концессионера и замминистра транспорта на предварительном следствии и в суде.
Касаемо доли в ООО «Удмуртстальмост», которая якобы принадлежала ему через доверенное лицо — дочь Соловьева-маленького, Александр Васильевич заявил следующее — доверенного лица у него не было, а земельный участок компании выделили на законных основаниях.
— Изначально все показания свидетелей подтверждали мою невиновность, но со временем эти показания изменили под воздействием органов предварительного следствия.
Обвинения по второму эпизоду дела, где якобы он получил взятку от предпринимателя Руслана Валеева, он также отверг.
По версии следствия предприниматель помог с оформлением и продажей дома супруги Александра Соловьева — его продали по завышенной цене, часть которой и оплатил Валеев за покровительство при получении земельных участков для добычи песка, который шел на строительство мостов у Камбарки. Бывший глава региона уверяет — сделка полностью законна, никаких вопросов к ней не было, а единственным человеком, который был заинтересован в сотрудничестве с Валеевым был экс-замминистра.
Что же касается признания вины в время следствия, бывший глава региона утверждает — он оговорил себя, послушавшись первоначально предоставленных адвокатов, и желая улучшить свою участь в СИЗО.
Во время последнего слова Александр Васильевич попросил прощения у своей семьи.
— Обращаясь к суду, я пытался обосновать свою точку зрения и доказать свою невиновность. Также хотелось бы попросить прощения у своей семьи, которую я люблю и во многом благодарен ей. Считаю себя виноватым только перед ней, но не в том, что я брал взятки: я их не брал. Прошу прощения за то, что уже четыре года вы постоянно находитесь под пристальным вниманием правоохранительных органов — обыски, объяснения. Это все сложно пережить, но хочется сказать, что это еще не конец надуманной истории в отношении меня.
Что в итоге?
Решение огласили 3 февраля — приговор Завьяловского районного суда в отношении Александра Соловьева оставили без изменения, апелляционную жалобу и дополнения не удовлетворили. Без удовлетворения суд оставил также жалобы заинтересованных сторон.
Решение может быть обжаловано в кассационной инстанции. Адвокат Галина Сбоева уже назвала это «безобразием» и планирует обжаловать приговор дальше.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Суд оставил приговор экс-главе Удмуртии без изменений
Как в 90-е: население Удмуртии за год сократилось на 7,3 тыс. человек