В Удмуртии крайне остро стоит вопрос замены лифтов. В феврале 2025 года остановят все подъемники, которые отработали 25-летний срок эксплуатации. И таких около 2 тысяч на Удмуртию. Это один из самых дорогих видов капремонта. В Госсовете Удмуртии жителям предлагают обратиться за помощью к банкам. Подробности узнали наши коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия».
Менять лифты – дорого
Государство, конечно, предоставляет жильцам поддержку на замену лифтов из государственного и муниципального бюджета. Но она составляет всего 20% от весьма недешевых работ. 14% от этих средств платит республика, 6% – местные власти. Тем не менее это уже существенная сумма: по словам Ришата Ибрагимова, министра строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртии, таким образом заменили 407 лифтов с 2019 по 2022 год. Общая сумма работ – 1 млрд рублей.
сумма, которую потратил республиканский бюджет на замену лифтов за четыре года
Лифты – крайне важный социальный вопрос. Как отметил Ришат Ибрагимов, он необходим пожилым, инвалидам, семьям с детьми.
«Замена лифтов – одна из важных составляющих при организации капремонта в многоквартирных домах, поскольку речь в первую очередь касается безопасности людей. У нас есть поддержка и республиканского, и муниципального бюджетов, в Удмуртии организовано производство лифтов и комплектующих. Нам необходимо совместными усилиями активизировать эту работу», – считает Владимир Невоструев, председатель Госсовета Удмуртии.
Лифты ремонтируют за счет средств на капремонт. Часть домов собирает их на спецсчете, и в этом случае собственники должны сами принять решение о замене. А в 112 многоквартирных домах откладывают средства на капремонт «в общий котел». По таким расписана отдельная программа, но удастся ли ее реализовать – вопрос. Поскольку в этом году федеральные средства на эти цели не выделены. Регион предусмотрел на эти дома более 18 млн рублей, но этого мало.
Ранее по федеральной программе заменили 120 лифтов в 52 домах.
Как можно решить проблему?
Если дому нужны деньги и нужны срочно, помочь может кредит. И государство тоже может помочь в этом вопросе собственникам – например, компенсировать процентную ставку, хотя бы частично. Подобный опыт был в 2017 году.
«Удалось сформировать эффективную модель, в которой есть федеральная поддержка, банк, правительство республики и активная позиция местных жителей. Выдача банковского кредита стала возможна благодаря решению собственников жилых домов о незначительном увеличении тарифа по ежемесячным платежам на капитальный ремонт. А Фонд содействия реформированию ЖКХ компенсировал значительную часть процентной ставки по кредиту», – рассказал о прошлом опыте участия банков в замене лифтов Игорь Кудрявцев, региональный директор ПСБ в Удмуртии.
Еще один вариант решения проблемы – направлять государственную поддержку на установку лифтов местного производства. Так часть затрат вернется в бюджет в виде налогов.
«Мы готовы заключить договор на несколько лет вперед, закупить оборудование, запустить серийное производство, которое будет дешевле для республики, чем покупать лифтовое оборудование в других регионах. И это позволит поддержать целый ряд предприятий и организаций в Удмуртии, которые занимаются изготовлением комплектующих, электроники и прочего. А вложенные деньги вернутся в республику налоговыми поступлениями», – считает Геннадий Кудрявцев, генеральный директор ижевского мотозавода «Аксион-холдинг».
Чтобы решить проблему, властям нужно провести инвентаризацию домов, где нужно поменять лифт и разбить их по срокам службы и категориям, так считает Тимур Ягафаров – председатель постоянной комиссии госсовета по экономической политике, промышленности и инвестициям. Это поможет понять, в каких объемах требуются средства и составить график работ.