В феврале 2025 года 2,5 тысячи лифтов в Удмуртии могут остановиться. Точнее так – все они требуют замены. Делается это за счет собственников, и сумма довольно большая. Это несмотря на то, что государство помогает. В Общественной палате республики IZHLIFE рассказали о возникших проблемах и предположили способы их решения.
Почему лифт остановят?
Потому что подъемники достигнут своего возрастного предела. Срок службы лифта 25 лет – это закон. Отремонтировать их нельзя. А заменить «старичков» нужно до 15 февраля 2025 года.
Откуда деньги на новый лифт? Из взносов на капремонт. Копить средства можно в «общем котле» или на специальном счете. В первом случае никаких проблем быть не должно, ведь деньги собирают сразу с нескольких домов, а лифты меняют по очереди.
Во втором – ситуация сложнее. Деньги копятся на отдельном счете, собственники сами решают, что и когда чинить. Если решили вкладываться в замену лифта, копить надо будет много и долго: стоимость подъемников начинается от 2,6 млн рублей. А в доме их может быть несколько. Сейчас обсуждается возможность, что если собственники не справились и не накопили, а время менять лифт пришло, то их дом автоматом может перейти со спецсчета в «общий котел».
«Дома, которые формируют взносы на спецсчетах и не смогут отремонтировать лифты до 2025 года, могут перейти на общий счет в Фонд капитального ремонта», – говорит директор Фонда капремонта Удмуртии Диана Новомейская.
То есть лифт будут, условно, ставить за счет общих средств. А там: чья очередь, того и подъемник. Тренируемся шагать по лестницам!
С каждым годом сложнее
Потому что раньше лифты меняли с помощью федеральных и республиканских средств. Например, часть подъемников ставили за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ, который сейчас называется Фондом развития территорий. Сейчас действие программ приостановлено.
В Удмуртии есть программа, по которой жители могут компенсировать 20% стоимости лифта. Но в 2023 году на это выделено 18 млн рублей, и они уже распределены. К тому же 80% – это солидная сумма, которую жители должны найти сами. В программы поддержки вводятся новые ограничения.
«В ближайшее время планируют внести поправки, что субсидии теперь будут предоставлять только организациям, которые зарегистрированы в Удмуртии и платят налоги в бюджет республики. То есть нужно искать подрядчика, зарегистрированного в регионе», – отметила Наталья Кутявина, заместитель начальника управления – начальник отдела управления эксплуатации жилищного фонда Минстроя Удмуртии.
Еще одна проблема – пока деньги копятся на спецсчете, оборудование дорожает.
Где же взять деньги?
Эксперты советуют не копить средства, а тратить их сейчас. Работы можно выполнять постепенно, а в то же время искать дополнительные финансовые возможности. Например, повысить размер взноса или утвердить целевой сбор на лифт, попросить рассрочку у подрядчика или взять кредит в банке.
«Кредит и рассрочка – это механизм, который повышает общую цену. Но сегодня надо идти через него, потому что деньги обесцениваются, растет стоимость оборудования и установки. С этой точки зрения намного дешевле взять кредит, чем терять средства, которые просто лежат», – объясняет председатель «Объединения советов домов Удмуртии», член Общественной палаты России Александр Евсеев.
У финансового блока Удмуртии уже есть такой опыт: займ берут не собственники, а управляющая компания. Выдают, чуть менее охотно, банки и кредиты ТСЖ. Есть предложения, чтобы за счет средств, которые выделяет государство (те же 20% – прим. ред.), гасить кредиты.
А есть решения у общественников?
Общественная палата Удмуртии сейчас работает над списком рекомендаций для республиканских властей, муниципалитетов и управляющих компаний.
Так общественники предлагают (чуть выше мы уже об этом писали), чтобы была возможность проценты по кредиту на лифт погасить за счет средств программы.
Еще одна инициатива: запретить тратить собственникам деньги, накопленные на капремонт, на другие нужды кроме лифта, если время замены подъемника уже подошло. Это пожелание для городской администрации.
И, наконец, управляйки должны настаивать, чтобы ремонт лифтов у собственников стоял на первом месте.