14 февраля 2025 17:00
Дети

«Не будешь учиться – дворником станешь!»: почему ребенок не хочет учиться и как родители подрывают интерес к занятиям в школе

Что делать и как говорить со школьником, которому не интересна учеба

Часто дети слышат от родителей или учителей фразы вроде: «Ты ничего не добьешься», «Не будешь учиться – дворником станешь» или «А вот твоя одноклассница получила хорошую оценку, а у тебя опять трояк по математике!». Мотивация учиться дальше у ребенка полностью пропадает. Но отбить желание получать знания в школе могут не только сказанные в сердцах слова взрослых. 

Почему ребенку не интересна учеба? Действительно ли в этом часто бывают виноваты родители? И какими фразами не стоит говорить с детьми? IZHLIFE разобрался вместе с психологом, дефектологом и учителем.

Почему ребенку может быть не интересна учеба?

«Существует множество причин, по которым ребенок может не проявлять интереса к учебе. Но, исходя из моего многолетнего опыта работы логопедом со школьниками, чаще всего это связано с особенностями восприятия и усвоения материала. Проще говоря, он не понимает школьный материал. Ко мне приходят родители и говорят, что их ребенок ленив и не хочет учиться. Однако на самом деле проблема может быть гораздо глубже. Например, у ребенка дислексия или дисграфия», – уверяет логопед, нейродефектолог и преподаватель русского языка как иностранного Марина Сорокун.

Еще одну причину отметила школьный учитель Евгения Заевская. Нежелание учиться может вызвать отсутствие связи между получаемой информацией и реальной жизнью. Школьные предметы иногда воспринимаются ребенком абстрактно. Особенно если он не видит, как они применяются на практике.

Еще несколько причин:

  • Причиной может стать и недостаток мотивации. Если цели учебы остаются неясными или ребенок не получает поддержки от родителей, он теряет интерес. Поэтому интересы он ищет в других средах.

  • Проблемы с самооценкой тоже могут стать предпосылкой. Неудачи в школе, критика со стороны родителей и учителей или сравнение с другими ребятами снижают у школьника желание учиться. Особенно когда ему говорят что-то вроде: «А вот твоя одноклассница получила хорошую оценку, а ты – нет. Она добилась успехов в учебе, а у тебя, как всегда, ничего не получается! Какой же ты неумеха».

  • Также причиной может стать неправильный подход к обучению. Однообразие, скучные методы преподавания или перегрузка материалом отбивают у ребенка желание учиться. Особенно у современных детей, неотъемлемой частью жизни которых является телефон. Им сложно усидеть на скучных и однообразных уроках.

  • Повлиять на желание учиться могут и личные трудности: конфликты в семье, с одноклассниками или проблемы у ребенка со здоровьем.d9FSTr2yvY4.jpg

Как помочь ребенку полюбить учебу?

Полезно проводить с ребенком небольшие регулярные «обсуждения», на которых можно поговорить о том, что ребенку интересно в школе, что получается хорошо, а что хотелось бы «подтянуть». Говорите с ребенком по душам, по необходимости посоветуйтесь с психологом или логопедом.

Также родителям стоит показывать ребенку ценность знаний – объяснять, как учеба помогает в реальной жизни и открывает возможности. Например, через увлекательные примеры из жизни или истории их кумиров – блогеров, актеров или музыкантов. Допустим, так: «Твой любимый актер сериала закончил сначала филологический факультет, а затем – актерский. Хотел бы ты так же, как он, добиться в чем-то успеха? Как думаешь, нужно ли для этого учиться и получать знания?».

Но стоит учитывать, что помощь родителей заключается не в том, чтобы делать задания за ребенка, а в том, чтобы показывать, как можно преодолеть трудности. Также нужно помогать ребенку ощущать радость от его достижений: отмечайте его прогресс, даже если он небольшой, поощряйте и хвалите.

Читайте также наш материал о том, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки, к чему это может привести и как мотивировать его на учебу без оплаты. 

97tnt_t-lGM.jpg

Еще родителям нужно учитывать интересы ребенка. Если он увлечен чем-то, связывайте учебный материал с его хобби. Например, математику с программированием. И отправьте его на кружок в развивающем центре или даже при университете. Или, допустим, ребенок увлекается биологией, свяжите это с уходом за домашними животными. Делайте процесс обучения увлекательным. Используйте игры, проекты, эксперименты. Попросите, например, создать презентацию о его увлечениях, о том, что он знает в рамках школьной программы и что узнал из сторонних источников – книг, в интернете или на кружке. Пусть обучение станет процессом исследования. 

«Как специалист по коррекции дислексии и дисграфии, я рекомендую учитывать особенности восприятия и усвоения материала детьми. Например, если ребенку трудно воспринимать текстовую информацию, можно использовать картинки, схемы и наглядные материалы. Для детей с нарушениями речи или письма полезно включать в обучение игры, специально разработанные упражнения для тренировки внимания и памяти, использовать мультимедийные ресурсы», – отметила Марина Сорокун.

Также важно создать для ребенка атмосферу, в которой он хотел бы учиться и чувствовал себя в безопасности. Учитывайте, что дети мыслят ассоциациями. Если учеба ассоциируется у него с криками от родителей и учителей, то и желание учиться точно пропадет.

LysnVAZ-f3U.jpg

Удачные примеры вовлечений ребенка в учебу от читателей IZHLIFE 

От хобби до интереса

Когда Андрей, сын нашей читательницы Алисы, был в пятом классе, он вдруг потерял интерес к учебе. Часами играл в компьютерные игры, а домашние задания практически не выполнял. Родители заметили, что оценки мальчика становились хуже. 

Алиса вспомнила, что сыну нравится космос и астрономия. Вместе они нашли онлайн-курс по астрофизике для детей. На удивление родителей, Андрей согласился попробовать. Через несколько занятий мальчик начал задавать вопросы о том, как связаны знания по физике и математике с изучением звезд и планет. 

Мама и папа поддержали интерес мальчика, помогая разобраться в сложных темах через призму того, что ему интересно. Андрей понял, что без хорошей базы знаний по основным предметам сложно будет достичь успехов в любимом деле. 

Родители продолжали поддерживать увлечение сына, помогали находить интересные книги и статьи, организовывали поездки в планетарий. Они укрепляли интересы ребенка, связав их с учебными предметами, помогли найти точки соприкосновения между школьной программой и его хобби.

Вместо скуки

Ира, дочка Альбины, всегда была активной девочкой. Но когда перешла в шестой класс, ее интерес к учебе резко пропал. Она жаловалась родителям, что уроки скучные, учителя объясняют непонятно, а задания кажутся ей бессмысленными.

Родители решили подойти к проблеме творчески. Они предложили Ире сыграть в игру: каждый день они будут устраивать мини-соревнования по решению задач. Кто быстрее решит задачу по математике или ответит на вопрос по географии, тот получает очко. Победителю дня вручали небольшой приз – вкусняшку или право выбрать фильм или мультик для вечернего просмотра. Ежедневная практика помогла улучшить навыки решения задач. Родители старались сделать интерактивным и процесс обучения другим предметам – использовали настольные игры для изучения истории, проводили опыты дома и смотрели познавательные передачи. А еще показывали своим примером, что обучение – это интересно. Перед ребенком читали книги, слушали лекции и ходили на встречи с учеными.

Шаг навстречу

Иван, как считали его родители Николай и Марина, был способным, но ленивым. В 5 классе его внимание переключилось на друзей и развлечения. Учеба отошла на второй план, и Ваня перестал стремиться к хорошим оценкам. Родители понимали, что просто заставлять его учиться бесполезно, нужно было найти другой подход.

Они предложили сыну обсудить его будущее. Папа, наш читатель, рассказал ребенку о своих мечтах и планах, когда сам был подростком. Он спросил, кем бы Ваня хотел стать. Оказалось, что он мечтает стать программистом, но считает, что у него недостаточно знаний для этого, ведь математику он не понимал совсем.

Тогда родители договорились с сыном, что помогут ему организовать дополнительное обучение программированию, если он возьмет на себя ответственность за выполнение школьных заданий. Ваня согласился, и родители записали его на курсы программирования. Каждый раз, когда мальчик справлялся с домашним заданием, он получал возможность заниматься любимым делом. Эта договоренность помогла ребенку осознать важность дисциплины и систематического подхода к обучению.

Учебный процесс, отмечает эксперт Марина Сорокун, должен стать для ребенка привычной частью его жизни. Это не значит, что нужно заставлять его заниматься часами, но регулярность и последовательность, а главное – интерес, очень важны.

uE776C3QnFw.jpg

Как навязчивое желание родителей заставлять ребенка учиться может ему навредить?

Когда родители постоянно навязывают ребенку идею о том, что он должен хорошо учиться, отмечает психолог и педагог, специализирующийся на работе с детьми и подростками Анастасия Короб, школьник может потерять внутреннюю мотивацию. Контроль и давление лишают его ощущения ответственности за свои достижения. Он учится ради родителей, а не ради себя, из-за оценок, которые требуют мама и папа, а не из-за знаний. 

Читайте наш материал о том, почему в школе важно получать знания, а не хорошие оценки.

Навязывая ребенку мысль о том, что самое важное в его жизни – учеба, родители формируют у него негативное отношение к занятиям. Если это становится источником стресса, школьник воспринимает это как наказание, а не возможность. Он выгорает, а родители тем временем постоянно требуют от него хорошо учиться, но не поддерживают. Так ребенок устает и отказывается заниматься. А это в свою очередь приводит к непониманию, обидам, снижению доверия к родителям и сопротивлению.

В такой атмосфере у школьника формируется связь между обучением и негативными эмоциями: страхом ошибки и разочарования родителей, чувством вины за «плохие» результаты. Вместо того чтобы испытывать радость от познания нового, он учится, чтобы избежать наказания или критики. Это подавляет его естественное любопытство и внутренний интерес. А это ключевой фактор для формирования устойчивой мотивации к развитию.

Со временем это может привести к выученной беспомощности – состоянию, когда ребенок перестает верить в собственные способности и избегает любых сложностей. Он боится снова потерпеть неудачу. А чрезмерный контроль родителей лишает его возможности проявлять инициативу, пробовать новое и чувствовать ответственность за свои успехи.

Читайте материал о том, какие еще факторы могут привести ребенка к выученной беспомощности.

Во взрослой жизни такие дети часто сталкиваются с трудностями в саморазвитии: они либо полностью избегают обучения, считая себя неспособными. Либо продолжают учиться исключительно ради внешнего одобрения, теряя связь с собственными желаниями и интересами. 

Родителям важно найти баланс между поддержкой и свободой. Лучше заинтересовать ребенка учебой через примеры, похвалу и доверие, чем через угрозы. Главное – помочь ему почувствовать, что учеба может быть увлекательной и полезной, а успех зависит от его усилий в школе и на кружках.

Какие фразы стоит говорить ребенку для мотивации на обучение, а какие – нет?

То, что мы говорим детям, очень сильно влияет на их мировоззрение во взрослом возрасте. Не зря работа с психологом начинается с устранения негативных установок из детства. Фразы могут значительно влиять на отношение детей к учебе. Вместо того, чтобы использовать угрозы и ультиматумы, лучше применять поддерживающие и конструктивные фразы:

  • «Ты справишься, я верю в тебя. Даже если сегодня не вышло, в следующий раз все обязательно получится».

  • «Посмотри, как интересно получилось, давай попробуем еще раз».

  • «Если трудно, я готов(а) помочь в силу своих возможностей. Мы вместе найдем способ, как решить это задание».

  • «Я горжусь твоими усилиями, даже если пока не все выходит. Мы обязательно справимся с этим вместе».

  • «Каждый день ты становишься все умнее и сильнее. Как ты думаешь, что нового ты сегодня узнал?»

  • «Ого! Ты справился с трудным заданием, а это значит, что ты можешь достичь гораздо большего».

  • «Учеба нужна не только для того, чтобы стать умным, но и чтобы понимать, как устроен мир вокруг нас!»

Такие фразы фокусируются не на страхе перед неудачами, а на поддержке и уважении перед усилиями ребенка.

А вот фразы, которые не стоит говорить, иначе интерес к учебе пропадает:

  • «Если не будешь учиться, станешь дворником».

  • «Почему другие могут, а ты нет?»

  • «Ты ленивый/глупый, ничего хорошего из тебя не выйдет».

  • «Да у тебя же ничего не получается!»

  • «Ты ничего не знаешь и не умеешь, никогда ничего не добьешься в жизни!»

Такие фразы подрывают самооценку ребенка, вызывают страх и агрессию вместо желания учиться. Они не способствуют развитию положительных эмоций. Это запугивание, которое создает у школьника чувство беспомощности. На подсознательном уровне эти формулировки могут закрепить у ребенка убеждение, что учеба – не что-то интересное и развивающее, а просто необходимость.