Есть мнение, что хорошие оценки в школе – залог успешного будущего. Многие дети стараются получать пятерки не потому, что им нравится, а потому, что так надо, так требуют родители и диктуют учителя в школе. Часто хорошая учеба – это боязнь разочаровать родителей и желание получить их одобрение. Но почему за этим кроется удовлетворение родительской самооценки и почему ребенок, гонясь за хорошей отметкой, может попросту выгореть и заработать нестабильное психоэмоциональное состояние? IZHLIFE разобрался вместе с детским психологом Анастасией Шакировой.
Оценка – не главное. Главное – знания!
Оценка, говорит Анастасия Шакирова, – не самый важный показатель для ребенка. Оценка, считает она, – это субъективное мнение учителя.
«По своему опыту работы в школе могу сказать, что учителя ставят оценку, не основываясь на реальных критериях и не обосновывая объективно знания ребенка. Двум разным детям учитель может поставить одинаковую оценку, но уровень их работ будет абсолютно разным. Оценка – просто цифра».
В таком случае, говорит психолог, самый важный показатель для ребенка – мотивация, желание узнавать и получать знания.
Если же ваш школьник проявляет талант в какой-то сфере, психолог рекомендует сделать на нее акцент, но остальные сферы поддерживать на уровне развития.
«Если ребенок разбирается в биологии, то нужно уделить большую часть его времени развитию в этой сфере. Литература не идет – окей, оставьте ребенка с литературой, пусть уровень его знаний по этому предмету будет чуть выше нижнего. Для общего развития нужно, чтобы ребенок владел поверхностными знаниями во всех сферах».
Анастасия привела пример из своей практики:
«Почему важно ходить в школу и получать знания? В практике я часто привожу детям пример, что знания в школе – содержание книги. И если он хорошо знает содержание, то ему легко в ней ориентироваться. То же самое и про нашу жизнь. Знания, которые нам дают в школе, – это и есть содержание книги. Если ему нравится какая-то глава из нее, он подробно ее изучает, но содержание знает все».
Постоянное внимание к школе у родителей может негативно сказаться на ребенке.
«У меня много клиентов, у которых слово «оценка» вызывает чуть ли не истерические припадки. Часто оценка не зависит от самого ребенка. Множество таких примеров мне приводят и сами дети, когда приходят на консультацию. Например, если ребенок криво пишет, ему занижают оценку. Возникает вопрос: а мы в математике почерк проверяем или знания ребенка и умение считать?»
Так, говорит Анастасия Шакирова, часто родители забывают, что для ребенка самое важное – не оценка, которую ему поставил учитель, а знания, которые он получил в школе.
«Часто дети рассказывают, как, например, ученик вышел к доске, не может связать двух слов, учитель говорит за него и ставит хорошую оценку. Это говорит о том, что не в знаниях дело, а в оценках. Должно быть наоборот. Зания должны стоять на первом месте».
Психолог добавила, что если родители с детского возраста делают акцент на оценках, то в подростковом периоде такой ребенок потеряет мотивацию и желание учиться.
«Если в начальной школе у нас есть оценочный мотив, допустим, в 1-2 классе, когда дети учатся ради оценки, то в подростковом возрасте мотивация к учебной деятельности уходит на второй план. Интересы таких ребят заключаются в другой области. Если мы хотим, чтобы всю школьную жизнь ребенок получал знания, то оценки должны быть десятым делом для родителя».
Вера поделилась с нами своей историей
«В школе до 7 класса я была «ударницей», училась на «четыре» и «пять». В подростковом возрасте мне стали интересны другие вещи: хотелось завести побольше друзей, выигрывать в конкурсах, гулять и заниматься тем, что мне нравится. Так мои оценки стали хуже. Мама заставляла меня получать только хорошие оценки, а из-за тройки могла не разговаривать со мной, ругалась, а иногда мне даже попадало. Она часто говорила: «А вот твоя одноклассница (это была дочь ее знакомой) учится хорошо, а ты что? Как я буду ей и другим в глаза смотреть! Ты же неумеха!»
Сейчас, рассказывает Вера, она понимает, что для матери были важны одни только оценки, а интересы дочери, которая любила в школе литературу, не волновали ее. Мать заставляла ее получать хорошие оценки по всем предметам, но никогда не интересовалась, что нового она узнала на уроках.
Нужно ли требовать от ребенка учиться на одни «пятерки»
Анастасия Шакирова говорит, что требовать от ребенка учиться на одни пятерки категорически нельзя, поскольку это не приведет ни к чему хорошему.
«Пятерка – история про утешение самолюбия родителей. Ребенку без разницы, какие оценки ставят в школе. Дети относятся к этому очень поверхностно. Со временем оценки все же становятся значимыми для них, и у детей формируется оценочный мотив, ради которого они учатся. Когда мы требуем от детей получать одни пятерки, мы ставим для них очень высокую планку, до которой трудно допрыгнуть».
К чему это приводит:
-
Ребенок чувствует в себе разочарование.
-
У него падает самооценка.
-
Могут также начаться нервные тики.
-
Ребенок может забросить учебу, если у него не будет получаться, и пропадет мотивация стараться ради хорошей отметки.
Поэтому важно требовать от ребенка не оценок, а знаний.
Как их требовать: «А расскажи, что ты сегодня запомнил(а)?», «Как ты думаешь, как это может пригодиться тебе в будущем?»
«Обязательно приводим свои примеры. Можно сказать ребенку, что в школе на уроке математики вы научились считать и теперь в уме можете посчитать, сколько сдачи вам должны вернуть в магазине, и, соответственно, вас не обманут. Примерно так мы требуем от ребенка знаний, анализируя, как они могут пригодиться в будущем».
Чем может завершиться многолетняя гонка за пятерками?
Во-первых, говорит детский психолог, это может привести к тому, что ребенок попросту выгорит.
«У меня на приеме была мама, которая сказала: «Вы знаете, как тяжело быть отличницей?» Я спросила ее, почему. Она ответила, что ей нельзя было получать другую оценку в школе и ей всегда приходилось переступать через себя и делать невозможное. Она шла в школу как натянутая струна. Если она получала четверку, на нее все смотрели с презрением, и это чувство позора она помнит до сих пор в свои 35 лет. Примерно так же чувствуют себя дети, которых заставляют учиться на одни пятерки».
Гонка за пятерками, считает Анастасия, играет для ребенка очень плохую роль. В таком случае школьник может считать, что он хороший только из-за того, что получает высшие баллы.
«Мировоззрение ребенка сужается до того, что в его жизни есть только пятерки, которые он должен получить в школе. В этом случае ошибка для него становится катастрофой, и он не позволяет себе ошибаться. Это приводит к серьезным психоэмоциональным нарушениям».
Как изменить свое отношение к оценкам ребенка
Чтобы родителям изменить свое отношение к оценкам, психолог советует отвязать свою самооценку от успехов ребенка и понять, что вы хорошие родители вне зависимости от того, как учится ваш ребенок.
«Когда у родителей будет четкая установка, что оценки не влияют на то, какие они хорошие родители, тогда отношение к учебе ребенка изменится».
Как детям объяснить родителям, что оценки – не главное в жизни
Психолог считает, что дети не всегда могут объяснить родителям, что оценки в их жизни – не главное.
«Все же думаю, что этим должны заниматься учителя в школе, тогда, возможно, родители прислушаются и поймут. Но самим детям будет сложно донести эту мысль до родителей».
Психолог дала совет детям:
Важно самим понять, что оценки – не главное, а главное – критерий «знаю-не знаю», «умею-не умею», «могу или не могу». И когда дети будут этого придерживаться, тогда, возможно, и родители, глядя на такое отношение ребенка к учебе, будут смещать свой фокус с оценок на знания ребенка.
Как родителям помочь ребенку в выборе будущей профессии
С раннего детства психолог рекомендует наблюдать, к чему у ребенка есть склонность, и отправлять его в эту сферу, развивая ее. Так вы помогаете ему сделать выбор, но без навязывания собственного мнения.
Если ребенок любит строить что-то из конструктора «Лего» или ему интересно конструировать дома, башни, то, скорее всего, будет здорово, если такой ребенок будет развиваться в сфере робототехники или архитектуры.
Давайте ребенку возможность развиваться в сфере, к которой он больше всего склонен. Если к подростковому возрасту он не забросит ее, а будет развиваться, то в будущем он сможет сделать это своей профессией.
Более подробно о том, как родителям без навязываний собственного мнения помочь ребенку выбрать профессию, читайте в материале по ссылке.