У всех семей свои правила. Кто-то из родителей, например, дает ребенку деньги на карманные расходы, кто-то не дает их совсем, а кто-то платит за прекрасные оценки в школе и вымытые дома полы. Кто-то уверен, что оплата за вычищенный до блеска дом и пятерки в дневнике мотивируют ребенка учиться и наводить чистоту. Но так ли это в действительности? Психологи уверены, что в будущем ребенок просто перестает что-либо делать, если ему за это не платят.
Чем денежное поощрение может быть опасно и есть ли у этого хоть какие-то плюсы? Разбираемся вместе со специалистом по работе с подростками Кариной Беляковой, учителем изобразительного искусства МАОУ Гимназии № 3 города Балашиха Евгенией Заевской, психологом Дарьей Бокун и директором по контенту и аналитике «Выберу.ру» Ириной Андриевской.
Платить ребенку за учебу и домашние дела: все «за» и «против»
Мы провели опрос среди читателей IZHLIFE, в котором участие приняло 72 человека. 20 опрошенных (28%) считают, что оплачивать детям хорошие оценки, прекрасное поведение и выполненные домашние дела точно нужно. Так у них появляется мотивация. 52 человека (72%) уверены, что платить ребенку не стоит. Без карманных денег он просто перестанет что-либо делать.
В начале прошлого века в европейских изданиях писали, что детям рекомендуется платить за домашние дела для того, чтобы они осознавали связь между работой и деньгами. Этой традиции следовали долго, пока в конце XX века исследования канадских ученых (Р. Абрамович, П. Плинер и Д. Фридман, 1991) не доказали обратное. Они поделили детей на тех, кому давали деньги просто так, и тех, кому платили за выполнение обязанностей. Выяснилось, что дети, которые получают карманные деньги без условий, лучше ориентируются в ценах на товары, понимают значение и роль кредитов и кредитных карт, экономнее в тратах. Когда родители просто так дают ребенку личные деньги, они показывают, что доверяют ему. Это делает отношение детей к деньгам более осознанным и ответственным.
Система вознаграждений, в том числе и денежных, за оценки, хорошее поведение и выполнение домашних обязанностей, считают психологи, спорная. Поэтому лучше распределить домашние обязанности и объяснить детям важность их выполнения, а деньги выдавать просто на карманные расходы.
Эксперты выделили несколько плюсов, которых получилось не слишком много, и минусы оплаты за хорошее поведение, оценки и домашние дела.
Плюсы оплаты:
Мотивация. В краткосрочной перспективе, конечно, денежные вознаграждения могут повысить мотивацию детей стараться в учебе и выполнять обязанности по дому. Первое время они будут делать это усерднее, зная, что их за это ждет вознаграждение.
Понимание труда. Это может помочь детям понять ценность денег и труда, как у взрослых.
Усиление позитивного поведения. Оплата может способствовать формированию положительных привычек.
Минусы оплаты:
Внешняя мотивация. Формируется внешняя, а не внутренняя мотивация. Дети могут начать делать что-то только ради денег.
Ожидание вознаграждения. Это может создать у ребенка ожидание, что за каждое усилие должно быть вознаграждение. А это не всегда соответствует реальной взрослой жизни. Выполнение уборки и других домашних обязанностей может не соблюдаться до тех пор, пока ребенок не получит за них определенную сумму, а с возрастом он может начать требовать большую оплату за свои труды. Все это может привести к тому, что ребенок перестанет учиться, и его комната будет пребывать в постоянном хаосе. Более того, когда ребенок, будучи уже взрослым, начнет жить самостоятельно, он может не чувствовать внутреннего стимула поддерживать порядок в своем собственном доме или заниматься саморазвитием.
Неустойчивость мотивации. Денежная мотивация неустойчива и исчезает, как только вы прекратите вознаграждать ребенка.
Зависимость от вознаграждения. Дети могут привыкнуть делать что-то только за деньги, что может повлиять на их самостоятельность и инициативу.
Риск морального давления, который может вызвать дискомфорт, особенно если ребенок не достигнет ожидаемого результата.
Фокус на материальной стороне. Вместо развития внутренней мотивации, акцент у ребенка будет фокусироваться только на материальной стороне. Это может снизить интерес к самому процессу обучения и выполнению обязанностей.
Платить за хорошее поведение ребенку эксперты не рекомендуют. Это все равно, что «затыкать» его деньгами. Если поведение у школьника плохое, стоит поговорить с ним и выяснить причины. Причиной, как правило, может быть определенная проблема дома и/или в школе. Ее решение поможет, а вот просто дать ребенку деньги, чтобы он вел себя хорошо, и закрыть глаза на его проблемы – нет.
Может ли родитель в таком случае «убить» мотивацию ребенка делать что-то без оплаты?
Теоретически всегда есть риск «убить» мотивацию ребенка выполнять домашние обязанности или уроки без оплаты, если ранее вы прибегали к этому способу. Дети как губка впитывают паттерны поведения родителей и привыкают к отношениям «заплатили – получите». Но нематериальное поощрение, или «медные трубы» (в нашем случае – благодарность или похвала родителей), формируют гармоничную личность, цель которой – не только заработать, но и осознать полезность своего труда. В воспитании детей, как и в любом серьезном деле, не стоит ударяться в крайности.
Если ребенок привык получать деньги за выполнение задач, у него может исчезнуть внутренняя мотивация делать что-то без вознаграждения. Это может привести к тому, что он начнет воспринимать любую деятельность как требующую оплаты. Что, соответственно, негативно скажется на его способности к самоорганизации и внутренней мотивации в будущем.
Оплата за оценки может привести к тому, что ребенок попросту будет сосредоточен на получении вознаграждения, а не на усвоении и усилении своих знаний.
В долгосрочной перспективе это может обернуться рядом проблем:
-
Снижение интереса к учебе. Ребенок может утратить интерес к самому процессу обучения и познания.
-
Недостаток глубины знаний. Усилия будут направлены на получение высокой оценки, а не на понимание и освоение материала.
-
Формирование некорректных приоритетов. Акцент на оценках, а не на знаниях может сформировать у ребенка неверные приоритеты в обучении и жизни.
Можем ли мы «убить» знания ребенка, оплачивая ему за оценки?
Родителям важно понимать и принимать, что их дети необязательно покорят все вершины знаний в разных областях. Например, ребенок-технарь вряд ли напишет идеальное сочинение, а ребенок-гуманитарий вряд ли будет хорошо разбираться в физике и математике. Все индивидуально. Высокие оценки по предмету и прочные знания – результат комплекса факторов:
-
способностей ребенка;
-
его интереса;
-
ответственности;
-
трудолюбия.
Деньги как мотиватор не сыграют решающую роль. Уместна и другая параллель: далеко не все взрослые трудятся за высокую зарплату. Однако немало тех, кто выполняет работу, которая им нравится и приносит нематериальное удовлетворение и уважение в обществе.
Стимулировать школьные оценки деньгами стоит с огромной осторожностью. Особенно учитывая, что стопроцентный результат не гарантирован – в отличие от перекосов в характере ребенка. Гораздо важнее изучить, что интересно вашим детям, и всячески помогать им развивать их сильные стороны, в том числе используя финансовые стимулы. Так юный человек не ошибется с выбором профессии и найдет дело всей своей жизни.
Некоторые же из экспертов считают, что у ребенка есть мотив заработать деньги. Но чтобы их получить, надо разобраться в предмете. И когда он погружается в предмет, ему становится интересно, то есть мотив сдвигается. Так какой-то предмет может заинтересовать уже сам по себе, несмотря на то, что изначально было интересно подзаработать.
Статистика и исследования
Исследования показывают, что внешняя мотивация (денежные вознаграждения) может иметь временный эффект. Но она уж точно не приводит к устойчивым изменениям поведения или улучшению академических результатов.
По данным исследования, опубликованного в Journal of Educational Psychology, дети, которым платили за оценки, показывали временное улучшение результатов. Но они не демонстрировали устойчивого интереса к предметам или улучшения знаний.
Вместо денежных вознаграждений, утверждают психологи, рекомендуется использовать методы позитивного подкрепления. Например, похвала, признание достижений, дополнительное время для любимых занятий. О том, какие фразы лучше всего говорить ребенку, чтобы вырастить успешную личность, читайте в материале по ссылке.
Родители могут поощрять самостоятельность и ответственность детей, распределяя домашние обязанности, обсуждая их важность и устанавливая четкие правила и ожидания. В долгосрочной перспективе такой подход может способствовать развитию у детей интереса к учебе, самостоятельности, ответственности и устойчивой мотивации. Это значительно важнее временных материальных поощрений. Родителям стоит помнить, что главная цель воспитания – помочь ребенку стать самодостаточным, ответственным и мотивированным человеком, способным достигать успехов и в учебе, и в жизни.
Что делать родителям?
Тема «дети и деньги» в повестке воспитания должна занимать не последнее место. Другое дело, что рассчитывать только на школьные пятерки родителям не стоит. Вот почему многие сейчас практикуют в семьях оплату за домашний труд. Но немало тех, кто подвергает критике такой способ обучения финансовой грамотности. Опираясь на консенсус психологов и экспертов по воспитанию у детей навыков обращения с деньгами, а также мнение родителей, специалисты из выбери.ру обозначили свои рекомендации:
Во-первых, помните, что заработанные карманные деньги – сильный мотиватор для большинства детей. Но он не должен быть единственным и подменять собой другие подходы в воспитании. Иначе со временем такая установка обернется проблемой для родителей. Так, не исключено, что, став взрослым, человек будет считать нормой финансовую помощь своим родителям, но только за конкретные «услуги», к примеру, за уборку квартиры или уход за внуками. Поэтому многие родители используют комбинированный подход, сочетая выполнение регулярных домашних обязанностей с денежной мотивацией за дополнительную работу.
Можно использовать и нефинансовые стимулы. Например, лишний час для игры в «приставку» или разрешение пойти к другу в гости с ночевкой.
Во-вторых, разделите все домашние обязанности между детьми и родителями. Причем можно назвать часть работ обязательной, другую – сверхурочной. Договоритесь, что обязательные работы выполняют все члены семьи без оплаты. А вот сверхурочную вы оплатите по тарифу 100 рублей за 1 квадратный метр постриженного газона на даче или условные 500 рублей за 1 прополотую грядку. Заметим, что так вы не только будете прививать ребенку навыки зарабатывать, но и погрузите его в основы организации и нормирования труда, что точно пригодится ему во взрослой жизни.
Кроме того, если ребенок уже поставил перед собой какую-то финансовую цель, у него будет возможность потрудиться и собрать необходимую сумму быстрее. Практикуйте совместный домашний труд, который не предусматривает оплату. Речь, к примеру, о ежемесячной генеральной уборке дома или на даче.
В-третьих, периодически премируйте ребенка и поощряйте его собственные инициативы. Здесь тоже хорошо работают нефинансовые методы поощрения. Предположим, сын сверхурочно пропылесосил квартиру, отметьте этот «подвиг» походом в аквапарк или парк аттракционов. Но подчеркните, что так он позаботился о маме или папе, которые очень ценят его вклад. Почаще просто благодарите детей за помощь по дому.
Кстати, можно назначить премию за высокую оценку за контрольную работу по самому трудному школьному предмету. Однако эксперты не советуют вводить плату за все пятерки или сто баллов по предметам. Здесь также нужен баланс. Премия – только за сверхдостижение.