
Ты готовился, учился, проехал десятки учебных маршрутов, но на экзамене все пошло не по плану – дрожат руки, путаются педали, и в итоге снова провал. Почему так происходит и как справиться с волнением за рулем? Разбираем вместе с экспертами типичные ошибки, даем советы по уверенной езде и подсказываем, как быть готовым к любым испытаниям!
Что сложнее: теория или практика?
«Есть люди, у которых вся теория дается легко, но при выходе на дорогу им сложно наложить то представление, ту картинку, которая сложилась на теоретических занятиях. В то же время есть люди, которым трудно понимать теорию, но они легко ориентируются на дорогах», – объясняет психолог автошколы «Лидер» г. Туапсе Татьяна Пушкова.
Но в данном случае вернее будет сказать, что это зависит от психологических особенностей каждого человека. Пожалуй, на что стоит действительно обратить внимание, так это на то, что у каждого человека есть своя система восприятия знаний. Для кого-то проще зазубрить материал, кому-то нужно больше визуальных образов, кто-то легче запоминает, если ему рассказывают, а кто-то – если читает сам.
«Есть три основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. В зависимости от этого возникают различия в обучении каждого человека. Логично, что тому, кто привык все воспринимать на слух, ориентироваться на знаки и сигналы светофора – очень непросто. В некоторых автошколах проводятся тестирования на определение ведущего канала восприятия. Мы рассказываем эту информацию своим ученикам сразу же, чтобы они знали заранее, на чем им нужно будет сделать акцент в своем обучении», – говорит эксперт.

Как отмечает психолог, смысл не в том, чтобы подстроиться под систему восприятия человека, а в том, чтобы человек осознанно развивал те каналы восприятия, которые у него не активны. Ведь водителю необходимо учитывать сразу и то, что он слышит, и то, что он видит, и чувствовать машину одновременно. Поэтому при грамотно выстроенном обучении теория и практика скорее дополняют друг друга, нежели являются чем-то противоположным.
Какие вопросы в теоретическом экзамене чаще вызывают трудности?
«Самые сложные – это те, которые надо запоминать, а не те, которые поддаются логике. Если вы разбираетесь в правилах, то когда открываете вопрос, зачастую глядя на картинку и на текст – понимаете ответ. Но бывают вопросы, которые противоречат самим правилам. Эти вопросы уже сформулированы и есть в регламенте сдачи экзаменов ГИБДД. Например, какое-то правило поменялось, но вопрос остался тем же и его надо запомнить», – отвечает инструктор автошколы «Лидер» г. Туапсе Артур Кивирян.
ПДД, где нужно просто запомнить цифры и сроки:
-
Сроки лишения прав за разные нарушения.
-
Сроки действия временного разрешения.
-
Через какое расстояние нужно ставить знак аварийной остановки в городе и вне города.
-
Максимально допустимая масса при буксировке.
-
Допустимые уровни тонировки стекол.
-
Ограничения скорости для разных категорий транспорта.
А вот темы с устаревшей формулировкой или неоднозначным ответом:
-
Приоритеты на перекрестках с трамваем – формулировки бывают неочевидные.
-
Правила перестроения при сужении дороги – трактовка ответа бывает спорной.
Медицинские и юридические нюансы:
-
Когда нельзя садиться за руль (по медицинским показаниям, при употреблении лекарств).
-
Кто и когда может быть допущен к управлению.
-
Какой документ, кто и когда должен предъявлять инспектору.
Эти вопросы без изображений, и если человек не читал соответствующие приложения к ПДД, легко ошибиться.
Бывают и вопросы с подвохом в формулировке:
-
Один и тот же знак показан в чуть разных условиях, и нужно заметить мелкие отличия.
-
Сложные дорожные ситуации, где ответ зависит от мелкой детали на картинке (например, маленький знак приоритета на дальнем плане).
«Без зубрежки можно сдать, если у человека хорошая память, и он все схватывает. Иначе придется тратить время на заучивание», – подытоживает эксперт.
На решение одного экзаменационного билета, который состоит из 20 вопросов, дается 20 минут. К каждому вопросу прилагается от 2 до 5 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать только один – правильный. Время фиксируется автоматически и отображается на экране.
Экзамен считается не пройденным, если:
-
допущено более двух ошибок в основном тесте,
-
сделано две ошибки в одном тематическом блоке.
Если допущена одна ошибка – экзаменуемый должен ответить на 5 дополнительных вопросов, если две ошибки (в разных блоках) – на 10 вопросов. На допблоки выделяется 5 или 10 минут соответственно.
Важно: в дополнительных вопросах нельзя ошибаться вообще – иначе результат будет «не сдан».
Категорически запрещено пользоваться телефонами, шпаргалками и вмешиваться в работу компьютера – это также приведет к аннулированию попытки.
Экзамен по вождению включает выполнение различных маневров и ситуаций, максимально приближенных к реальной дорожной обстановке. В перечень заданий входят:
-
Парковка задним и передним ходом
-
Движение задним ходом по прямой
-
Разворот в ограниченном пространстве
-
Начало движения и остановка на подъеме или спуске
-
Проезд перекрестков (регулируемых и нерегулируемых)
-
Левые и правые повороты
-
Развороты
-
Обгон и опережение
-
Проезд остановок общественного транспорта
-
Пересечение пешеходных переходов
-
Движение на максимально допустимой скорости
-
Торможение и остановка на разных скоростях
-
Остановка для посадки и высадки пассажиров (для водителей автобусов)
-
Сцепка и расцепка прицепа (для категорий с прицепами)
С 1 апреля 2024 года были введены следующие изменения:
-
В экзамен для категорий A, A1 и M добавится новое задание – проезд по колейной дороге. Оно заменило задание на движение задним ходом.
-
Для легковых автомобилей убрали проверку движения на спуске – это задание остается только для категории B1.
-
Выполнение обгона/опережения стало необязательным элементом.
-
Максимально допустимое количество штрафных баллов увеличилось с 5 до 7, что теперь позволяет «простить» одну дополнительную мелкую ошибку.
-
Ширину разворотного коридора увеличили для упрощения выполнения задания.
-
Инспектор теперь будет находиться только на заднем сиденье, не имея доступа к дублирующим педалям.
Практический экзамен: где чаще всего «заваливают»?
Инструктор отмечает, что экзамен заваливают из-за невнимательности, плохого знания правил и нервозности от присутствия инспектора – экзаменатора.
«Чаще всего ошибки происходят на круговом движении, на парковках и на разворотах, когда, например, инспектор просит развернуться на проезжей части, а ученик начинает делать что-то не так», – отмечает Артур Кивирян.
Также многие уверены, что инспекторы «заваливают», если вы им не понравились. И мы не можем с уверенностью говорить, что нет, все оценивают честно, – все же все мы люди. Но можно следовать простому правилу, которое поможет вам не стать «жертвой» предвзятого отношения.
«Чтобы инспектор не оценивал вас предвзято, важно соблюдать дистанцию и не переходить на панибратство. Не стоит шутить, заигрывать или проявлять агрессию. Ведите себя нейтрально, вежливо и внимательно. Это все, что требуется для успешного прохождения экзамена», – объясняет инструктор Артур Кивирян.
Почему мы боимся экзамена?
При сдаче на права есть объективные трудности, но нельзя сбрасывать со счетов и психологический момент.
«Получение водительского удостоверения – это мероприятие, во время которого человек оказывается как будто бы снова на школьной скамье. При этом мы понимаем, что обучаться на права могут люди весьма зрелого возраста. Когда взрослый человек вновь оказывается в ситуации, где его будут оценивать, он, естественно, испытывает страх, похожий на тот, который испытывал в детстве, будучи зависимым от значимых взрослых, которые определяли, хорошо или плохо он выполнил то или иное задание», – утверждает психолог Татьяна Пушкова.
Страх перед инспектором обычно появляется в ситуации экзамена. Несмотря на то, что человек обучался у своего инструктора и прошел всю теорию, он сталкивается с фигурой оценщика, которая для него неизвестна. В этой ситуации многократно возрастает ответственность.
«И сама по себе ситуация экзамена является стрессовой. Когда ты впервые видишь своего экзаменатора, это становится еще более волнительной историей», – отмечает специалист.
Наши читатели в Telegram поучаствовали в опросе «Сдавать экзамен на водительские права – страшно и тяжело?». 28% честно признаются, что да. 33% отмечают, что все зависит от подготовки и инструктора, 27% выдохнувших респондентов признаются, что уже сдали и теперь не страшно. 6% говорят о легком волнении, но не о страхе. И столько же людей пишут, что сдача экзамена на получение ВУ – это легко.
Вы тоже можете поучаствовать в опросе в VK.
Как побороть волнение перед экзаменом?
Татьяна Пушкова объясняет: чтобы побороть волнение перед экзаменом, важно определить его причины. За тревогой всегда кроется клубок эмоций: это может быть страх, раздражение, нетерпение или усталость. Поэтому в первую очередь рекомендуется обратить внимание на источник волнения.
Например, бывает так, что человек не готов выходить на экзамен и ему нужно время, чтобы прийти в себя. Но иногда волнение может быть признаком нетерпения, говорящим о том, что человек готов к сдаче прямо сейчас, просто очередь до него не дошла.

«Поэтому единственный совет для преодоления волнения перед экзаменом – задать себе вопрос: «О чем я волнуюсь? О чем я переживаю прямо сейчас?» – рекомендует психолог.
Если это страх, стоит сделать несколько глубоких вдохов и обратиться за поддержкой к своему инструктору. Может помочь и прослушивание успокаивающей музыки. А если это нетерпение, то можно смело приступать к экзамену.
«Независимо от возраста – важно позаботиться о себе накануне, постараться хорошо отдохнуть. Тем, кто сам по себе очень тревожный, рекомендуется заранее пропить курс витаминов или поддерживающих препаратов по назначению врача», – говорит психолог автошколы «Лидер» г. Туапсе Татьяна Пушнова.
Как обрести уверенность за рулем?
«На экзамене самое важное – не пытаться изобразить из себя кого-то другого или специально вести себя «как на экзамене». Вы просто показываете инспектору то, чему научились за все время практики», – объясняет психолог Татьяна Пушкова.
У каждого уже складывается свой стиль вождения, и это нормально. Главное – показать, что вы умеете внимательно и безопасно двигаться по дороге, даже в условиях стресса. Именно это и демонстрирует вашу готовность к самостоятельному вождению.
Вот несколько советов, которые помогут вам:
-
Настройтесь перед началом. Придите на экзамен заранее, чтобы не торопиться и не усиливать стресс. Проговорите в голове (или вслух): «Я знаю, что делать. Я много раз это делал(а)». Если сильно волнуетесь – скажите об этом вслух. Простой фразой: «Я немного волнуюсь» – вы снимете внутреннее напряжение и дадите себе право на волнение. Инспекторы это понимают.
-
Сделайте привычные действия. Перед началом движения не забывайте выполнить весь алгоритм: настроить сиденье, зеркала, пристегнуться, завести двигатель, выключить стояночный тормоз, включить нужную передачу, проверить обстановку. Это не просто формальности – это ритуал, который поможет вам переключиться в рабочий режим.
-
Слушайте команды спокойно. Не торопитесь выполнять команду сразу – сначала повторите ее про себя, поймите, что именно просят, и только потом действуйте. Если что-то не услышали – переспросите. Это не ошибка (автор материала на экзамене делал это после каждой команды инспектора, чтобы удостовериться).
-
Сохраняйте спокойствие даже при ошибках. Ошибки случаются у всех. Важно не впадать в панику. Маленькая ошибка – это еще не провал. Если заглохли – спокойно выключите двигатель, снова заведитесь и продолжайте (не забывайте об «аварийке»). Главное – сохранять контроль над собой и ситуацией.

Что если проваливаешь экзамен уже не в первый раз?
«6-10% – это те, кто сдают с первого раза самостоятельно», – делится цифрой инструктор автошколы «Лидер» г. Туапсе Артур Кивирян.
Процент сдавших со второго раза – выше, но есть и те, кому приходится возвращаться снова и снова.
«Если вы проваливаете экзамен уже не в первый раз, стоит обратить внимание на пару важных аспектов. В первую очередь, необходимо разобраться с эмоциями, так как, вероятно, у вас накопилось много гнева и раздражения. Естественно, может возникнуть соблазн назначить виноватого – инструктора или инспектора, которые, по вашему мнению, плохо сработали. Это нормальная человеческая реакция, но важно справиться с этими эмоциями, чтобы двигаться дальше», – объясняет психолог Татьяна Пушкова.
Как можно справиться с эмоциями?
-
Первый вариант – написать письмо гнева. В этом письме вы можете выразить все свои эмоции, обвинить всех и вся, не выбирая выражений. Позвольте себе излить тот поток мыслей и слов, который у вас внутри клокочет.
-
Второй вариант – техника двух стульев. Сядьте на один стул и представьте, что тот самый «виноватый» человек сидит на другом стуле. Проговорите ему все свои чувства, эмоции и переживания, направляя свой гнев на этот «виноватый» стул. Таким образом, вы сможете отреагировать свой негатив и снять напряжение.
-
Также полезно заниматься спортом, совершать прогулки и попеть в караоке. У каждого найдутся свои способы, которые помогут проработать тот клубок чувств, который у вас внутри.
«После того, как вы разберетесь с эмоциями, важно проанализировать все, что происходило с вами на экзаменах. У вас наверняка есть объективное понимание своих слабых сторон и перечень элементов вождения или локаций, на которых вы испытываете сложности. Для того чтобы их отточить, стоит обратиться к инструктору – возможно, даже не к тому, с которым вы учились. Исправление ошибок и работа над слабыми местами помогут вам повысить уверенность и улучшить результаты на будущих экзаменах», – говорит эксперт.
Я сдала на права только с третьей попытки и спустя 8 месяцев обучения. Честно, надо мной уже откровенно смеялись некоторые инструкторы: «Она что, все еще учится?» Мне уже самой было стыдно, ведь те, кто со мной учились, уже давно все сдали. Каюсь, было желание все бросить еще на этапе внутренних экзаменов в автошколе – казалось, что это не мое. Их я сдала тоже с третьей попытки.
На первый экзамен в ГИБДД меня увезли в место, где я была от силы раз. Еще и в час пик. Что-то даже вроде сделала, но допустила ряд мелких ошибок, и вот уже 7 баллов (тогда, в 2022-ом, было разрешено только 5). Злилась ли я? Да, особенно на инспектора – надо же было ему увезти именно туда!
Следующий месяц я упорно продолжала брать уроки. Наступил день второго экзамена… И снова час пик. Машин – уйма. Я схлопотала 3 балла, только тронувшись с места. Один из пассажиров не был пристегнут, а я не проверила. Вдобавок к этому, уже почти под конец экзамена не пропустила автомобили, хотя был знак «Уступи дорогу». В общем, 8 баллов и домой. Так я еще и паспорт чуть не забыла в машине. Инструктор тогда даже распереживался за меня – что я сильно расстроилась. Но я понимала, что сама накосячила, и морально готовилась к третьей попытке.
Она случилась через 7 дней. На тот момент уже было почти наплевать сдам или нет – устала пытаться. У меня еще и зуб тогда болел, все мысли были о нем. В итоге передо мной сдавал парень, и он провалился так быстро, что я даже не успела включить «переживалку». Села, откатала, все, экзамен сдан. Поставили 1 балл (видимо, ради приличия). В тот вечер я плакала, что наконец-то все закончилось. А уже на следующий день поехала забирать права.
Так что вот мой личный вывод: если не получилось сдать с первого и второго раза, не нужно думать, что это нереально. Просто бывает так, что нужно чуть больше времени. Зато потом больше уверенности будет за рулем. А то, что люди после многочисленных пересдач потом не водят автомобиль – чушь, скажу я вам. Все зависит от желания и возможностей человека.
Неудача на экзамене – не повод опускать руки. Ошибаются все, и важно не зацикливаться на промахах, а сделать выводы и продолжать двигаться вперед. Поверьте в свои силы, следуйте рекомендациям, сохраняйте спокойствие за рулем – и успех не заставит себя ждать. У вас все обязательно получится!

Зависит ли результат сдачи экзамена на права от возраста?
Как отмечают эксперты, результат сдачи экзамена на вождение действительно может зависеть от возраста сдающего, и это связано с различными психологическими и физиологическими особенностями:
1. Молодежь (16-30 лет) часто отличается высокой уверенностью в своих силах и стремлением к самостоятельности. Молодые водители могут быть склонны к риску и зачастую игнорируют рекомендации инструкторов, полагая, что они знают все лучше. Это может привести к недостаточной внимательности на экзамене и, как следствие, к несдаче. Но у них есть и неоспоримое преимущество, которое заключается в способности легко адаптироваться к новым навыкам.
2. Люди среднего возраста (30-55 лет) более ответственны и воспринимают процесс обучения и экзаменов серьезнее. У них есть опыт, который позволяет им лучше справляться с волнением и стрессом во время экзамена. Они спокойно воспринимают правила и инструкции. Однако, автошкола часто является дополнительной нагрузкой, и многим бывает сложно сосредоточится на экзамене из-за профессиональных и семейных сложностей. Именно перегруженность негативно влияет на их концентрацию.
3. Для старшей возрастной группы (55 лет и старше) обучение новым навыкам, включая вождение, может быть более сложным из-за изменений в когнитивных функциях (памяти, мышления, внимания) и снижении способности к быстрой адаптации. Однако у них есть значительный жизненный опыт, что может помочь им принимать более взвешенные решения на дороге.
Эти различия условны, потому что многое зависит от характера и способностей человека.
Как выбрать автошколу и нужны ли дополнительные уроки
Напоследок несколько советов по выбору автошколы. Когда мы ищем «ту самую», мы часто не понимаем, а по каким же критериям ее выбирать, что стоит обязательно учесть. И вот на что же стоит обратить внимание:
-
Отзывы и репутация. Поищите отзывы в интернете и поспрашивайте у знакомых. Хорошая автошкола – это та, где учат не просто сдавать экзамен, а действительно водить.
-
Инструкторы. Важно, чтобы инструктор был спокойным, вежливым и понятно объяснял. Лучше, если можно сначала познакомиться или посмотреть пробное занятие.
-
Учебные машины. Обратите внимание на их состояние. А еще, если вы планируете водить и уже присмотрели себе авто, или вас ждет под окном ваша «ласточка», – можно выбрать похожую модель для уроков, чтобы вам было в будущем чуть комфортнее. Будет трудно, если вы на уроках катались на современном китайце, а потом пересели на отечественную классику – все же уровень удобств иной.
-
Местоположение и расписание. Школа должна быть рядом или по пути, чтобы не тратить много времени. График занятий также должен быть удобным.
-
Что входит в цену. Уточните, что включено: теория, практика, бензин, экзамены. Иногда дешевая цена в рекламе – это только базовый курс, а за остальное придется доплачивать.
Если после курса вы чувствуете неуверенность – лучше взять дополнительные уроки.
Это поможет:
-
научиться лучше парковаться,
-
уверенно чувствовать себя в городе,
-
перестать бояться сложных ситуаций на дороге.
Дополнительные занятия особенно полезны, если вы давно не водили или сдали теорию, но с практикой есть трудности.
Научиться водить без автошколы можно, например, с другом или родственником. Но без автошколы:
-
вы не получите официальные занятия по теории,
-
не сможете официально сдать экзамен,
-
не узнаете всех требований ГАИ/ГИБДД.
Также инструкторы в автошколе знают, какие ошибки часто делают на экзаменах и помогают их избежать.
Изображение от pvproductions на Freepik Изображение от yanalya на Freepik Изображение от karlyukav на Freepik