
Все считают себя хорошими водителями – до первого экстренного случая. Большинство из нас сдают на права, но никогда не учатся действительно управлять машиной – особенно в сложных, нестандартных ситуациях. А ведь есть простые, но критически важные навыки, которые могут однажды спасти жизнь. Ниже – 5 автоумений, которые должен освоить каждый, кто садится за руль, но которыми почти никто не владеет.
1. Контроль заноса
Большинство водителей не умеют правильно реагировать на занос: кто-то жмет на тормоз, кто-то резко крутит руль – и это только ухудшает ситуацию.
Почему это важно: На скользкой дороге (дождь, лед, снег) машина может неожиданно начать скользить вбок. Неправильная реакция – резкий поворот руля, торможение – только усугубит ситуацию и приведет к потере управления.
Как делать правильно:
-
Сохраняйте спокойствие. Паника – враг.
-
Не жмите резко на тормоз – особенно если у вас нет ABS.
-
Посмотрите туда, куда хотите поехать, а не туда, куда несет – мозг инстинктивно помогает телу следовать за взглядом.
-
Руль поворачивайте в сторону заноса. Если задняя часть машины «уходит» влево – поверните руль влево. Это помогает выровнять машину.
-
Добавьте немного газа, если вы на заднем или полном приводе – это может стабилизировать автомобиль.
Совет: Потренируйтесь на пустой парковке зимой – безопасно и очень полезно.
2. Экстренное торможение с объездом препятствия
Это навык из школы контраварийной подготовки: одновременно тормозить и объезжать помеху. Многие считают, что при торможении крутить руль нельзя, но современные АБС позволяют это делать без потери управления – тут главное уметь.
Почему это важно: Ситуации, когда на дороге появляется внезапное препятствие (ребенок, животное, другой автомобиль), требуют мгновенной реакции. Нужно не только тормозить, но и уметь объехать помеху.
Как делать правильно:
-
Бейте по тормозу резко и сильно (не бойтесь – ABS не даст колесам заблокироваться).
-
Не отпускайте тормоз, пока крутите руль – современные тормозные системы позволяют тормозить и маневрировать одновременно.
-
Крутите руль резко, но не до упора – нужно объехать препятствие, а не закрутить машину.
-
После объезда возвращайтесь на траекторию мягко, чтобы не уйти в занос.
Совет: Попробуйте пройти курс контраварийного вождения – всего один день даст огромный опыт.

3. Правильная посадка за рулем
Да-да, даже это. Большинство водителей сидят слишком далеко от руля или наоборот – почти лежат. Это снижает реакцию, увеличивает усталость и делает вождение менее безопасным. Правильная посадка = лучший контроль.
Почему это важно: Неправильная посадка – одна из частых причин усталости, задержки в реакции и даже травм при ДТП.
Как делать правильно:
-
Сядьте прямо, спина полностью прижата к спинке сиденья.
-
Руки согнуты под углом 90-120°, когда держитесь за руль в положении «9 и 3 часа».
-
Ноги должны свободно нажимать на педали, не выпрямляясь до конца.
-
Подголовник на уровне макушки – не ниже!
-
Руль на уровне груди, а не лица, и не должен мешать обзору приборов.
Совет: Настройка посадки – первое, что стоит сделать при покупке новой машины.
4. Использование ручного тормоза в экстренных ситуациях
Ручник может спасти в экстренных ситуациях – например, если отказали основные тормоза. А еще на нем можно «помогать» машине поворачивать в гололед (при наличии навыка, конечно).
Почему это важно: Если отказывают основные тормоза, ручник может быть единственным способом остановить автомобиль.
Как делать правильно:
-
Нажмите кнопку фиксации ручника и удерживайте ее, чтобы не защелкнулся.
-
Подтягивайте ручник плавно и постепенно, не рывком – иначе заблокируете задние колеса и уйдете в занос.
-
Если нужно повернуть – потяните ручник чуть сильнее, при этом мягко поворачивая руль.
Важно: Это работает только с механическим (рычажным) ручником. Электронные системы часто не дают сделать это вручную.

5. Уверенное движение задним ходом (не только по прямой)
Очень немногие уверенно чувствуют машину при движении назад, особенно в узких пространствах или на парковке. Это важный навык для городской среды и аварийных ситуаций, но большинство боятся «ездить задом».
Почему это важно: Плотная парковка, разворот в узком дворе, объезд пробки по дворам – все это требует четкого понимания, как машина движется назад.
Как делать правильно:
-
Не торопитесь. Задом всегда двигаемся медленно.
-
Поверните голову назад, не полагайтесь только на зеркала (особенно в машинах без камер).
-
Руль работает «зеркально»: поворот вправо – зад машины едет вправо.
-
Держите руки на руле в положении «12 часов» одной рукой, если разворачиваетесь – так проще контролировать.
-
Используйте зеркала боковые, чтобы контролировать расстояние до бордюров, других машин и стен.
Изображение от freepik Изображение от freepik Изображение от freepik