Этой весной в сложной ситуации оказался Автозавод Ижевска. Из-за нехватки импортных комплектующих предприятие было вынуждено уйти в режим простоя. Но «LADA-Ижевск» очень важна и для республики, и для самой группы «АвтоВАЗ»: ведь это и рабочие места, и налоги, и производство. Поэтому ситуацию пытаются решить. Председатель правительства региона Ярослав Семенов анонсировал, что решение совет директоров примет в августе – сентябре . И вот, 4 августа глава региона Александр Бречалов встретился на площадке с президентом группы «АвтоВАЗ» Максимом Соколовым. Там обсудили первые решения. Главное: завод не только сохранится, но и станет инновационным. Подробности – в материале IZHLIFE.
Первые электрокары в России
Максим Соколов, президент группы «АвтоВАЗ» подчеркнул, что площадка в Ижевске важна для компании. Сохранить ее однозначно необходимо. И даже больше – она будет развиваться в принципиально новом направлении.
Площадка будет не просто жить, она будет развиваться. Это абсолютно искреннее мое понимание
«Завод «ЛАДА-Ижевск» важен для АВТОВАЗа, предприятие продолжит работать и развиваться. Более того, здесь будет организован выпуск инновационного продукта – электрической версии LADA e-Largus, которую мы сегодня презентовали. В текущей ситуации санкционного давления и нарастающего количества переменных мы принимаем исчерпывающие меры по сохранению занятости на нашем предприятии в Ижевске и всесторонней поддержке его работников», – отметил Максим Соколов.
На встрече даже презентовали автомобиль нового поколения LADA e-Largus. По словам Олега Груненкова, директора по продуктам и программам «АвтоВАЗа», LADA Largus – востребованный автомобиль, а его комплекция позволяет поставить электрический силовой агрегат.
«Для «АвтоВАЗа» этот автомобиль является инновацией. И мы предлагаем вам инновационный новый проект, который станет новой эпохой развития Ижевского автомобильного завода. Возможна определенная доработка с точки зрения сборки. Линия сварки также будет модернизирована, это позволит нам проводить сварку элементов кузова и покраску на ижевском заводе. Таким образом, в будущем планируется, что это будет полный цикл создания автомобиля уже на действующих компонентах. Более 60% компонентов локализовано в России. и это очень важный показатель с точки зрения того, что производство может быть запущено достаточно быстро», – рассказал Груненков.
Образцы пилотной серии планируют собрать в 2023
Глава Удмуртии добавил, что для покупателей электромобилей в республике есть условия: владельцы таких машин освобождены от уплаты транспортного налога. Сейчас в регионе действуют три зарядные станции. Республика договорилась с филиалом «Россетей» о строительстве еще трех в следующем году.
Эксперт по электромобилям Андрей Орлов отмечает, что в общем и целом запуск таких машин – хорошая новость, хотя есть еще над чем поработать.
«В любом случае, производство электрических автомобилей – это очень хорошо. У нас столица автопроизводства в России, и надо бы выпускать электрокары, но честно говоря, не верилось, что это дойдет до строительства инфраструктуры. Сейчас, видимо, ситуация подтолкнула», – прокомментировал он.
При этом Андрей Орлов считает, что переводить «бензиновый» автомобиль на электрический – компромиссный вариант и так делать не стоит.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем» тоже поделился своими впечатлениями.
«Высокая грузоподъемность, клиренс, вместимость – поскольку все кузовные панели сохранены без изменений, что, кстати, существенно упростит внедрение в производство. Подвеска – та же. Единственное железное изменение: электрический усилитель (от Иксрея Кросс) вместо прежнего гидравлического. Показали прототип, электрифицированную платформу. Но это история не завтрашнего дня. Установочную партию электро-Ларгусов соберут в следующем году. Когда точно – неизвестно», - сообщил Максим Кадаков.
Он описал на своей странице «ВКонтакте» и другие технические характеристики.
«В электрическом универсале e-Largus батареи размещены в ногах задних пассажиров, в центральном тоннеле и под капотом. Машину приводит один электромотор с простым редуктором и собственной системой охлаждения. Запас хода на одной зарядке будет варьироваться в зависимости от версии: от 250 до 350-400 км. Привод – на передние колеса», – подчеркнул он.
Цеха для производства компонентов «Весты»
Поскольку площадка в Ижевске переоборудуется под электрокары, производство LADA Vesta перенесут в Тольятти на линию B0 с производительностью 60 автомобилей в час. Рестарт производства планируется в начале весны 2023.
Однако «LADA-Ижевск» по-прежнему будет участвовать в производстве этого автомобиля. Производство было приостановлено из-за отсутствия импортных деталей. В Ижевске налаживают производство собственных компонентов, в частности, развивают штамповочный цех и производство пластика.
Поддержка сотрудников
Пока производство планируют перезапускать, завод находится в режиме простоя. Беспокойство по этому поводу выразили представители профсоюзов, которые встретились с главой Удмуртии и президентом АвтоВАЗа.
Члены профсоюзов отметили, что запуск новой модели – это плюс. Но сейчас работники сталкиваются с проблемами.
«Люди переходят на другие предприятия, где после 50-ти лет не устраивают. Такие случаи уже были. А в других местах, куда переходят, платят серые зарплаты», – обозначил проблемы Григорий Черных, председатель республиканской организации профсоюзов Роспрофпром.
Каждому сотруднику оказываются меры поддержки. На этом сделал акцент глава Удмуртии Александр Бречалов.
«Ни один сотрудник – сокращенный или оказавшийся в какой-то другой ситуации - не останется наедине со своими проблемами. <...> У нас есть рабочая группа. Если возникают проблемы, вы сообщаете в эту комиссию. Вплоть до того, что я лично буду «мозговать» с коллегами. По трудоустройству, по переобучению, давайте все ваши инициативы, предложения», – прокомментировал глава региона.
Сейчас на заводе предусмотрен ряд мер поддержки. Их можно разбить на две группы: развитие производства и поддержка работников.
По развитию производства в качестве мер поддержки развивают цеха по производству компонентов, чтобы задействовать сотрудников, а также запускают выпуск нового автомобиля. Также такая мера предполагает переобучение рабочих и возможность перевода внутри группы «АвтоВАЗ».
В качестве поддержки сотрудников применяют следующие меры:
-
Помощь в поиске новой работы;
-
Выплата 12-ти МРОТ (или пяти окладов) тем, кто решит уволиться /cars/avtozavod-v-izhevske-predlozhil-vyplaty-v-razmere-12-mrot-uvolnyayushchimsya-sotrudnikam.html;
-
Переобучение новым профессиям за счет компании;
-
Единовременная выплата сотрудникам предпенсионного возраста, решившим уйти, в размере семи окладов;
-
Продление отпуска по уходу за ребенком до конца 2023 (или до достижения ребенка возраста четырех лет – смотря что наступит раньше).