![Фото: Константин Ившин](/upload/resize_cache/iblock/9d7/fsnooiy6aqsanuqvo9l3zpwmt6sec0qd/830_520_1/Avtozavod_prevyu_Ivshin831.jpg)
Весной на Ижевском автозаводе сложилась непростая ситуация: на предприятии приостановили производство из-за проблем с поставкой комплектующих. При этом здесь трудится огромное количество ижевчан, да и оставлять огромную площадку пустующей не хотелось бы. Какая ситуация сложилась сейчас и что ждет производство автомобилей в Ижевске в будущем – разбирались наши коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия» (16+).
Пишут письма Путину и встречаются с руководством
Больше всего судьба завода, конечно, волнует самих рабочих. В конце июля они даже написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить предприятие. Сотрудники переживают, что производство модели Lada Vesta могут перенести в Самарскую область: там больше производственных мощностей.
«Уважаемый Владимир Владимирович! В 2010 году именно вы спасли наш Ижевский автозавод, не допустили банкротства и распродажи имущества и определили в качестве стратегического партнера АвтоВАЗ. Не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АвтоВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили», – говорилось в тексте письма.
Письмо возымело действие: перенос производства «Весты» приостановили до особого распоряжения руководства. Сообщение появилось в паблике завода Avtograd news.
Еще одна проблема настигла предприятие: безработица. Вопрос пытаются решить в том числе власти Удмуртии. Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов отметил, что вопрос трудоустройства тех, кто решит сменить работу, поставят на особый контроль.
В республике есть несколько крупных производственных организаций, которые уже сейчас готовы принять на работу новых сотрудников, в том числе высококвалифицированных специалистов.
Вопрос о судьбе предприятия власти поднимали неоднократно. Например, глава региона обсуждал ее с президентом группы АвтоВАЗ Максимом Соколовым на Петербургском экономическом форуме.
«В этой ситуации мы благодарны властям Удмуртии за внимание и поддержку, которая оказывается «Lada Ижевск» в этот сложный период. Для сотрудников, не занятых на основном производстве, были оперативно организованы дополнительные работы, оплата за которые компенсирует сокращение заработка, а также предложены временные вакансии на других предприятиях Ижевска», – говорил тогда Соколов.
Диалог идет и с работниками завода. Так, премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов встречался с лидером первичной профсоюзной организации Ижевского автозавода Виктором Назаровым. Он отметил, что «простых решений быть не может». Однако председатель правительства подчеркнул, что власти региона постоянно контактируют с руководством завода. Финальные решения примет совет директоров в августе-сентябре 2022 года.
![p97T2iLlMkY.jpg](/upload/medialibrary/3e3/955gtubi8hvlbbyeqwm25n36hc729gvr/p97T2iLlMkY.jpg)
Попытаются сохранить
Хотя сейчас Автозаводу приходится непросто, эксперты «Коммерсантъ-Удмуртия» считают, что в далекой перспективе все сложится позитивно. Раиль Галиахметов, директор института «Цифровая экономика» ИжГТУ, отметил, что республика приложит все усилия для сохранения предприятия.
«Безусловно, решение будет приниматься на федеральном уровне с учетом мнения головного офиса в Тольятти, но надо, чтобы и интересы Удмуртии принимались во внимание. Ижевский автозавод обладает компетенциями, квалифицированными кадрами, нужно только найти вариант по посадке здесь каких-то новых моделей, организовать поставки комплектующих. Да, это могут быть не только российские, но и корейские или китайские марки. Главное – предприятие не должно стоять, но продолжать работу», – отметил он.
Николай Мамаев, руководитель удмуртского отделения «Опоры России», согласен с Галиахметовым. Он добавил, что восстановить завод в случае закрытия будет сложно. А санкции, напротив, дают новые возможности для импортозамещения. Например, можно было бы создать особую экономическую зону, где бы поощрялись компании, производящие комплектующие конкретно для Автозавода.
![dqm3uWG3p2A.jpg](/upload/medialibrary/4f4/crmbw1d05mu3u59v1njgxs12qae5yknl/dqm3uWG3p2A.jpg)
Промышленный эксперт Леонид Хазанов добавил, что площадку нужно обязательно сохранить. Ведь закрывать ее и продавать имущество бессмысленно: со временем проблема с импортными деталями все равно решится, спрос на отечественный автопром вырастет, и площадка в Тольятти не справится с растущими потребностями покупателей.
«В любом случае банальное массовое сокращение персонала на Lada Ижевск с его последующим закрытием не выгодно ни властям Удмуртии, ни федеральному центру, так как оно чревато социальным взрывом и падением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней», – отметил Хазанов.