Весной на Ижевском автозаводе сложилась непростая ситуация: на предприятии приостановили производство из-за проблем с поставкой комплектующих. При этом здесь трудится огромное количество ижевчан, да и оставлять огромную площадку пустующей не хотелось бы. Какая ситуация сложилась сейчас и что ждет производство автомобилей в Ижевске в будущем – разбирались наши коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия» (16+).
Пишут письма Путину и встречаются с руководством
Больше всего судьба завода, конечно, волнует самих рабочих. В конце июля они даже написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить предприятие. Сотрудники переживают, что производство модели Lada Vesta могут перенести в Самарскую область: там больше производственных мощностей.
«Уважаемый Владимир Владимирович! В 2010 году именно вы спасли наш Ижевский автозавод, не допустили банкротства и распродажи имущества и определили в качестве стратегического партнера АвтоВАЗ. Не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АвтоВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили», – говорилось в тексте письма.
Письмо возымело действие: перенос производства «Весты» приостановили до особого распоряжения руководства. Сообщение появилось в паблике завода Avtograd news.
Еще одна проблема настигла предприятие: безработица. Вопрос пытаются решить в том числе власти Удмуртии. Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов отметил, что вопрос трудоустройства тех, кто решит сменить работу, поставят на особый контроль.
В республике есть несколько крупных производственных организаций, которые уже сейчас готовы принять на работу новых сотрудников, в том числе высококвалифицированных специалистов.
Вопрос о судьбе предприятия власти поднимали неоднократно. Например, глава региона обсуждал ее с президентом группы АвтоВАЗ Максимом Соколовым на Петербургском экономическом форуме.
«В этой ситуации мы благодарны властям Удмуртии за внимание и поддержку, которая оказывается «Lada Ижевск» в этот сложный период. Для сотрудников, не занятых на основном производстве, были оперативно организованы дополнительные работы, оплата за которые компенсирует сокращение заработка, а также предложены временные вакансии на других предприятиях Ижевска», – говорил тогда Соколов.
Диалог идет и с работниками завода. Так, премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов встречался с лидером первичной профсоюзной организации Ижевского автозавода Виктором Назаровым. Он отметил, что «простых решений быть не может». Однако председатель правительства подчеркнул, что власти региона постоянно контактируют с руководством завода. Финальные решения примет совет директоров в августе-сентябре 2022 года.
Попытаются сохранить
Хотя сейчас Автозаводу приходится непросто, эксперты «Коммерсантъ-Удмуртия» считают, что в далекой перспективе все сложится позитивно. Раиль Галиахметов, директор института «Цифровая экономика» ИжГТУ, отметил, что республика приложит все усилия для сохранения предприятия.
«Безусловно, решение будет приниматься на федеральном уровне с учетом мнения головного офиса в Тольятти, но надо, чтобы и интересы Удмуртии принимались во внимание. Ижевский автозавод обладает компетенциями, квалифицированными кадрами, нужно только найти вариант по посадке здесь каких-то новых моделей, организовать поставки комплектующих. Да, это могут быть не только российские, но и корейские или китайские марки. Главное – предприятие не должно стоять, но продолжать работу», – отметил он.
Николай Мамаев, руководитель удмуртского отделения «Опоры России», согласен с Галиахметовым. Он добавил, что восстановить завод в случае закрытия будет сложно. А санкции, напротив, дают новые возможности для импортозамещения. Например, можно было бы создать особую экономическую зону, где бы поощрялись компании, производящие комплектующие конкретно для Автозавода.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов добавил, что площадку нужно обязательно сохранить. Ведь закрывать ее и продавать имущество бессмысленно: со временем проблема с импортными деталями все равно решится, спрос на отечественный автопром вырастет, и площадка в Тольятти не справится с растущими потребностями покупателей.
«В любом случае банальное массовое сокращение персонала на Lada Ижевск с его последующим закрытием не выгодно ни властям Удмуртии, ни федеральному центру, так как оно чревато социальным взрывом и падением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней», – отметил Хазанов.