Top.Mail.Ru
2 августа 2022 11:47
Автомобили

Ищут способ загрузить мощности и сохранить рабочие места: как пытаются спасти Автозавод в Ижевске

Окончательное решение примут в августе или сентябре

Фото: Константин Ившин
Фото: Константин Ившин

Весной на Ижевском автозаводе сложилась непростая ситуация: на предприятии приостановили производство из-за проблем с поставкой комплектующих. При этом здесь трудится огромное количество ижевчан, да и оставлять огромную площадку пустующей не хотелось бы. Какая ситуация сложилась сейчас и что ждет производство автомобилей в Ижевске в будущем – разбирались наши коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия» (16+).

Пишут письма Путину и встречаются с руководством

Больше всего судьба завода, конечно, волнует самих рабочих. В конце июля они даже написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить предприятие. Сотрудники переживают, что производство модели Lada Vesta могут перенести в Самарскую область: там больше производственных мощностей.

«Уважаемый Владимир Владимирович! В 2010 году именно вы спасли наш Ижевский автозавод, не допустили банкротства и распродажи имущества и определили в качестве стратегического партнера АвтоВАЗ. Не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АвтоВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили», – говорилось в тексте письма.

Письмо возымело действие: перенос производства «Весты» приостановили до особого распоряжения руководства. Сообщение появилось в паблике завода Avtograd news.

Еще одна проблема настигла предприятие: безработица. Вопрос пытаются решить в том числе власти Удмуртии. Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов отметил, что вопрос трудоустройства тех, кто решит сменить работу, поставят на особый контроль.

Ярослав Семенов
Ярослав Семенов, председатель правительства Удмуртии
В республике есть несколько крупных производственных организаций, которые уже сейчас готовы принять на работу новых сотрудников, в том числе высококвалифицированных специалистов.

Вопрос о судьбе предприятия власти поднимали неоднократно. Например, глава региона обсуждал ее с президентом группы АвтоВАЗ Максимом Соколовым на Петербургском экономическом форуме.

«В этой ситуации мы благодарны властям Удмуртии за внимание и поддержку, которая оказывается «Lada Ижевск» в этот сложный период. Для сотрудников, не занятых на основном производстве, были оперативно организованы дополнительные работы, оплата за которые компенсирует сокращение заработка, а также предложены временные вакансии на других предприятиях Ижевска», – говорил тогда Соколов.

Диалог идет и с работниками завода. Так, премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов встречался с лидером первичной профсоюзной организации Ижевского автозавода Виктором Назаровым. Он отметил, что «простых решений быть не может». Однако председатель правительства подчеркнул, что власти региона постоянно контактируют с руководством завода. Финальные решения примет совет директоров в августе-сентябре 2022 года.

p97T2iLlMkY.jpg
Производство автомобилей приостановили еще весной. Фото: Амир Закиров

Попытаются сохранить

Хотя сейчас Автозаводу приходится непросто, эксперты «Коммерсантъ-Удмуртия» считают, что в далекой перспективе все сложится позитивно. Раиль Галиахметов, директор института «Цифровая экономика» ИжГТУ, отметил, что республика приложит все усилия для сохранения предприятия.

«Безусловно, решение будет приниматься на федеральном уровне с учетом мнения головного офиса в Тольятти, но надо, чтобы и интересы Удмуртии принимались во внимание. Ижевский автозавод обладает компетенциями, квалифицированными кадрами, нужно только найти вариант по посадке здесь каких-то новых моделей, организовать поставки комплектующих. Да, это могут быть не только российские, но и корейские или китайские марки. Главное – предприятие не должно стоять, но продолжать работу», – отметил он.

Николай Мамаев, руководитель удмуртского отделения «Опоры России», согласен с Галиахметовым. Он добавил, что восстановить завод в случае закрытия будет сложно. А санкции, напротив, дают новые возможности для импортозамещения. Например, можно было бы создать особую экономическую зону, где бы поощрялись компании, производящие комплектующие конкретно для Автозавода.

dqm3uWG3p2A.jpg
Окончательные решения по судьбе Автозавода примут в августе-сентябре 2022-го. Фото: Алена Селезнева

Промышленный эксперт Леонид Хазанов добавил, что площадку нужно обязательно сохранить. Ведь закрывать ее и продавать имущество бессмысленно: со временем проблема с импортными деталями все равно решится, спрос на отечественный автопром вырастет, и площадка в Тольятти не справится с растущими потребностями покупателей.

«В любом случае банальное массовое сокращение персонала на Lada Ижевск с его последующим закрытием не выгодно ни властям Удмуртии, ни федеральному центру, так как оно чревато социальным взрывом и падением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней», – отметил Хазанов.