
Тишина против рева, розетка против бензоколонки, будущее против классики. Выбор между электромобилем и машиной с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) сегодня – это не просто сравнение характеристик, а настоящая философская дилемма для автолюбителя. Вместе с Антоном Мухиным, основателем и генеральным директором компании «Системы автономной энергии», мы взвесили все «за» и «против» в этом великом противостоянии, чтобы помочь вам принять решение.
Было непривычно. Опыт Дарьи в использовании электрокара
Для ижевчанки Дарьи приобретение Tesla Model X стало неожиданным сюрпризом, который организовал ее супруг, известный своей любовью к технологическим новинкам.
По признанию женщины, поначалу она с трудом привыкала к непривычно тихой работе автомобиля и его повышенной внимательности к деталям. Как выяснилось в процессе эксплуатации, машина постоянно дает подсказки, заранее предупреждает о потенциальных рисках и позволяет управлять своими функциями через приложение из любой точки мира.
Дарья отмечает, что в автомобиле так много различных функций, что она до сих пор не освоила их все, сравнивая его со смартфоном, который регулярно получает новые интересные обновления от Илона Маска. Полное взаимопонимание между хозяйкой и ее «Теслой» установилось лишь спустя месяц, поскольку этот автомобиль кардинально отличается от привычных машин с ДВС.

Так где же правда? Попробуем просто и понятно сравнить электрокары и авто на ДВС по главным вопросам: стоимость владения, поведение на дорогах в сложных условиях, реальная «экологичность» и перспективы владения.
Первый критерий: ВЫГОДА
«При возможности домашней зарядки электромобиль в большинстве случаев уже сегодня имеет более низкую общую стоимость владения на протяжении 5-7 лет по сравнению с аналогичным автомобилем с ДВС. Экономия становится существенной при значительных годовых пробегах», – делится наблюдением Антон Мухин, основатель и генеральный директор компании «Системы автономной энергии».
-
Средняя стоимость кВт·ч для населения в РФ – около 5-6 руб. (по ночным тарифам даже ниже). При усредненном потреблении 18 кВт·ч на 100 км стоимость 1 км пробега составит примерно 1-1,5 руб. Если же у водителя электромобиля нет возможности заряжаться дома, то стоимость км пробега вырастет примерно до средних 3 рублей (при цене зарядки на станциях 15-20 руб. за кВт·ч).
-
Тогда как стоимость 1 км пробега на машинах с ДВС при средней цене на топливо 50 руб/литр и опять же усредненном расходе 10 л/100 км, составит 5 руб. Получается, что экономия на топливе у электромобиля с домашней зарядкой в сравнении с авто на ДВС – в 4-5 раз.
Правда, без домашней зарядки экономия сокращается и может практически обнулиться против самого экономичного ДВС.
Также стоит отметить, что заряд электромобиля хотя бы на 80% потребует 20-30 минут вашего времени вместо 5 минут на АЗС с машиной на ДВС.
-
AMAKS – ул. Пушкинская, 223, круглосуточно
-
Быстрая зарядная станция – ул. Карла Маркса, 191
-
PUNKT E – ул. Камбарская, 110, круглосуточно
-
Verno – ул. Ленина, 138, круглосуточно
-
Verno – ул. Карла Маркса, 246, круглосуточно
-
Verno – ул. Красноармейская, 126, круглосуточно
-
Verno – ул. Михаила Петрова, 21, круглосуточно
-
Verno – ул. 40 лет Победы, 72, круглосуточно
-
Verno – ул. 10 лет Октября, 17, круглосуточно
-
Verno – ул. Кирова, 117, круглосуточно
-
Verno – ул. Холмогорова, 11, круглосуточно
-
Verno – ул. 2-я Подлесная, 6, круглосуточно
-
Verno – ул. Владимира Краева, 45, круглосуточно
-
Гринэль – ул. Карла Маркса, 191, круглосуточно
-
Гринэль – ул. 10 лет Октября, 53В
-
IT Charge – ул. Холмогорова, 11, круглосуточно
-
IT Charge – ул. Карла Маркса, 191, круглосуточно
-
IT Charge – ул. Удмуртская, 273, круглосуточно
-
IT Charge – ул. Союзная, 2Б, круглосуточно
-
Zero Emission – пер. Широкий, 53, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Пушкинская, 289Б, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. 10 лет Октября, 17А, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Холмогорова, 85, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Михаила Петрова, 31, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Курортная, 12, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Дарьинская, 1, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Орджоникидзе, 34, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Буммашевская, 45Т, круглосуточно
-
Zero Emission – ул. Татьяны Барамзиной, 7, круглосуточно
-
E-Prom – ул. 10 лет Октября, 32, круглосуточно
-
Зарядная станция – ул. Лихвинцева, 25Т, круглосуточно
-
Станция зарядки – ул. Парковая, круглосуточно
Рекомендации по использованию
-
Перед поездкой на конкретную станцию рекомендуется позвонить по указанным на специализированных сайтах телефонам, чтобы уточнить тип разъемов и тарифы.
-
В Ижевске есть как минимум одна бесплатная зарядная точка. По информации с сайта Советы Экспертов, она расположена на парковке технопарка «Нобель». Также бесплатно зарядить автомобиль можно при бронировании номера в отеле OST-ROFF на улице Сивкова, 7.
«В России если мощности, количество водителей и их стаж на бензиновом авто и электромобиле одинаковы, то существенной разницы в цене ОСАГО не будет (за исключением отдельных моделей электрокаров). А вот КАСКО обойдется водителям «электричек» в среднем на 10-15% дороже», – объясняет Антон Мухин.
Так, у популярной в России Tesla Model 3 страховка обойдется в сумму от 180 тыс. рублей. Стоимость страхового полиса для одного и того же электромобиля может существенно варьироваться в зависимости от компании-страховщика. Подобный разброс цен объясняется отсутствием накопленной статистики по страховым случаям для данного типа транспорта. Кроме того, оценка потенциальных затрат на ремонт зачастую затруднена, что в особенности касается широкого спектра электрокаров китайского производства.
«Получается, что главный драйвер экономии для владельцев электрокаров – низкая стоимость зарядки и минимальные расходы на обслуживание. А вот основные враги — высокая начальная цена и дорогая страховка», – подытоживает основатель и генеральный директор компании «Системы автономной энергии».

Второй критерий: ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ И СКРЫТЫЕ ЗАТРАТЫ
Практически нулевые затраты на обслуживание электрокара в перспективе 3-4 лет владения – вполне реальная история. В этом случае не учитываются минимальные расходы на салонные фильтры и, например, тормозную жидкость.
«Да, моторное масло и масло в коробке передач в электрокаре не меняется, а это и есть значительная статья расходов. Однако есть необходимость в замене масла в редукторах примерно каждые 50000 км пробега. Но и это не слишком затратно: литр масла стоит около 4 000 рублей», – отмечает эксперт Антон Мухин.
На автомобили с ДВС в среднем в год только на полное техническое обслуживание уходит 30-50 тысяч рублей.
«Пожалуй, основная задача для владельца электромобиля сегодня – найти подходящий сертифицированный сервис и специалистов, которые имеют навык и необходимое разрешение на обслуживание электрокаров», – говорит специалист.

Третий критерий: ЗИМА, ПРОБКИ, ДАЛЬНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
«В непростых дорожных условиях электромобили показали себя с лучшей стороны. Так, что бы ни говорили о сложностях эксплуатации таких авто в зимнее время, электрокар заводится при любой температуре и часто держится увереннее на зимней дороге», – делится важной информацией Антон Мухин.
Конечно, если зимой температура воздуха постоянно на уровне минус 30 и ниже, то действительно, запас хода электрокара будет снижаться в полтора-два раза. Особенно, если обогрев постоянно работает в максимальном режиме, а машина хранится на улице, а не в прогретом паркинге. При таком сценарии выгоднее будет приобрести гибридное авто, а не чистый электромобиль.
В городских условиях с пробками и частыми остановками электромобили выигрывают у авто на ДВС по ряду параметров. Нулевой расход на холостом ходу, тишина и плавность хода, рекуперация дают им огромное преимущество над ДВС, который в пробках неэффективно жжет топливо и изнашивается.
«При длительных поездках, к примеру, по регионам нашей страны в лидерах пока что все-таки автомобили на ДВС. В первую очередь, конечно, благодаря доступности АЗС. Правда, ситуация стремительно меняется и госпроекты по увеличению количества ЭЗС работают на пользу электрокарам. Но пока что владельцам электромобилей все еще лучше заранее планировать маршрут, где всегда будет возможность зарядиться через определенное количество пройденного пути. Оптимальный вариант – гибридные авто, где всегда есть «подстраховка» в случае отсутствия ЭЗС на пути», – советует эксперт.

Четвертый критерий: ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД
Для электромобиля большая часть выбросов CO₂ (50% и более) приходится не на эксплуатацию, а на этап производства, в первую очередь – на производство аккумуляторной батареи. В случае с привычными бензиновыми и дизельным авто до 80% выбросов – именно эксплуатационные.
«В России экономичный ДВС может быть экологичнее электромобиля на начальном этапе жизни (первые 50-70 тыс. км), пока электромобиль «отрабатывает» углеродный долг от производства батареи. Но на дистанции в 200 000 км электромобиль уже показывает преимущество (23.6 т CO₂ против 38.2 т CO₂). При большем пробеге экологичность электромобиля, если рассматривать весь жизненный цикл, будет расти. Кроме того, у владельцев электромобилей есть все шансы свести углеродный след практически к нулю, установив у себя дома солнечные батареи», – рассказывает основатель и генеральный директор компании «Системы автономной энергии».

Пятый критерий: ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИЙ
«Сегодня нет каких-то объективных предпосылок или условий, чтобы батареи электромобилей сделали невероятный рывок на 2-3 поколения вперед. Да, есть разные новости и сообщения отдельных компаний об усовершенствовании аккумуляторов: появлении топливных батарей, аккумуляторов на базе сахара и т. п. Как правило, подобные «вбросы» не имеют ничего общего с действительностью», – утверждает специалист.
Как отмечает Антон Мухин, многие эксперты сходятся во мнении, что будущее технологий хранения энергии – в твердотельных батареях. Они должны обеспечить большую безопасность, плотность энергии, будут иметь более длительный срок службы, что приведет к снижению общей стоимости владения. Кроме того, при производстве твердотельных батарей должен снизиться углеродный след электромобилей в среднем на 39% (по оценкам федерации Transport & Environment). Однако все еще не решены ряд проблем, связанных с производством и эксплуатацией подобных батарей, поэтому о скором их внедрении речи нет.
«А так как говорить о выпуске твердотельных аккумуляторов в ближайшие годы не имеет смысла, а других прорывных технологий в этом направлении пока нет, то покупка электромобиля сегодня вполне оправдана, современные модели не устареют через 3-5 лет. По крайней мере, если есть такой запрос, то откладывать на будущее приобретение не стоит. Это реальная возможность экономии бюджета, а также личный вклад в экологию своего города», – объясняет основатель и генеральный директор компании «Системы автономной энергии».
В то же время нельзя списывать со счетов и автомобили на ДВС. По крайней мере, в реалиях нашей страны. По утвержденной правительством Концепции развития электротранспорта в России, к 2030 году в среднем 15% транспорта должно приходиться на электрический. Однако сегодня видно, что эти цифры оказались слишком завышенными. По итогам 2024 года общее количество электромобилей в России, по разным оценкам, достигло примерно 60 тысяч единиц, а это всего 0,11% от общего числа зарегистрированных легковых машин. По итогам первой половины 2025 года количество электрокаров в России составило 65,2 тыс. единиц, или 0,14%. Процентное соотношение в пользу электрокаров растет, но темпы роста оказались гораздо ниже ожидаемых.
ТАКИМ ОБРАЗОМ
-
Электромобили показали превосходство по ключевым параметрам: они в большинстве сценариев экономичнее в эксплуатации, комфортнее в городе и в долгосрочной перспективе все-таки экологичнее. А с ростом и развитием инфраструктуры в нашей стране владение «электричками» становится все более удобным. Электромобиль сегодня может стать выгодной инвестицией для городского жителя с высоким годовым пробегом, доступом к домашней зарядке и возможностью планировать длительные поездки.
-
Автомобиль с ДВС остается выбором тех, кто часто путешествует на большие расстояния и по незнакомым маршрутам, не имеет возможности заряжаться дома и живет в регионах с экстремально холодными зимами.
«А тем, кто все-таки не может принять какую-то сторону, можно рекомендовать присмотреться к гибридным авто, которые успешно сочетают преимущества электрокаров и привычных бензиновых машин», – заключает Антон Мухин, основатель и генеральный директор компании «Системы автономной энергии».