28 мая 2025 14:00
Автомобили

Обмануть нельзя честно продать: как не стать жертвой перекупщиков авто

И что проверять при покупке машины с рук

Покупка машины с рук всегда риск. Фото: Freepik
Покупка машины с рук всегда риск. Фото: Freepik

Вы нашли идеальный авто: пробег – «как у младенца», цена – «почти даром», а продавец клянется, что «машина – конфетка». Но вот незадача – он уже третью неделю продает «свою личную» Honda, а в глазах читается: «Поверь мне, я же не перекупщик!» Спойлер: поверили – проиграли. Сергей Гришков, автотехнический эксперт собрал неочевидные лайфхаки, как отличить честного продавца от профессионального «переобувателя» авто, чтобы вы не купили ржавое ведро на колесах по цене нового кроссовера.

Кстати, а где вы для себя поставили запятую в заголовке?

Статистика о многом говорит

Покупка подержанного автомобиля – это лотерея или разумная экономия? Опрос IZHLIFE в Telegram показал, что 40% людей опасаются брать машину с рук из-за скрытых дефектов, проблем с документами и отсутствия гарантии. Каждый четвертый (25%) уверен: главное – тщательная проверка, и тогда можно сэкономить на переплате салону. Еще 22% согласны покупать б/у авто, но только после диагностики у мастера. А 12% респондентов уже успешно приобретали машины у частников и остались довольны.

Вы тоже можете проголосовать в нашем опросе VK.

Но, несмотря на всю насмотренность, все же есть те, кто по неосторожности попадается на удочки «перекупщиков». Свою историю неудачной покупки рассказал наш читатель.

Ведро на колесах. История Геннадия

Пять лет назад я, как настоящий русский мужчина, решил: «Надоело трястись в маршрутках, куплю себе тачку!» Бюджет, конечно, был скромный, но я же не дурак – почитал пару статей, посмотрел ютуб и уверенно пошел на «Авито». Нашел вроде приличный Ford Focus 2008 года, серебристый, как моя первая «Нокиа». Продавец – мужик в спортивном костюме, с лицом «я сам в шоке, что так дешево отдаю».

– Машина огонь! – сказал он, хлопая по капоту так, что у меня в ушах зазвенело. – Только ТО сделал, масло поменял, резина новая!

Я, конечно, клюнул. Деньги отдал, документы оформил, даже радовался, что так быстро все прошло. А через месяц начался ад.

Сначала просто где-то поскрипывало. Потом – булькало. Потом – гремело так, будто под сиденьем у меня живет оркестр перкуссионистов. Я терпел, но в один прекрасный день, когда ехал по кочкам, услышал жуткий металлический скрежет. Подумал: «Да ладно, наверное, просто защита картера ослабла. Приехал на диагностику. Механик залез под машину, посмотрел, вздохнул и выдал:

– Мужик, у тебя тут не днище, а решето. Еще пару кочек – и ты поедешь на раме.

Оказалось, что предыдущий хозяин замазал ржавчину шпаклевкой и покрасил (видимо, кисточкой из «Пятерочки»). А под этим «макияжем» – труха. Буквально.

– Чинить? – спросил механик.

– Это вообще реально?

– Ну... можно, конечно, новое днище приварить. Но проще новую машину купить.

Я понял, что меня кинули, как последнего... Но сдаваться не стал – выставил авто на продажу. В описании честно написал: «Есть ржавчина». Приехал первый покупатель, посмотрел, постучал по порогам и спросил:

– Ты хоть сам-то понимаешь, что продаешь?

– Понимаю, – вздохнул я. – Ведро на колесах.

В итоге отдал за полцены какому-то «мастеру на все руки», который сказал, что «починит за выходные». Надеюсь, у него получилось.

Мораль? Не верьте продавцам в спортивных костюмах. Стучите по днищу, как по барабану. А лучше возьмите с собой механика. А то будете, как я, ездить на автобусе с мыслями: «Зато без ржавчины...»

20 перекуп 1.jpg
Наведаешься к мастеру на диагностику, а от слова «днище» осталось только слово. Фото: Freepik

Как понять, что автомобиль от перекупщика?

Первое – смотрим на профиль продавца и стиль подачи объявлений. Часто перекупщики маскируются под частных лиц, но опытный взгляд может распознать профессиональный подход. Признаки: множество объявлений от одного продавца, однотипные фотографии, одинаковое место съемки, стандартные шаблоны текста. 

Например: «Автомобиль в отличном состоянии, без вложений, сел и поехал» – это дежурная фраза, за которой может скрываться технически подготовленная, но уставшая машина.

Стоит проверить профиль продавца на популярных площадках – если сегодня он продает Kia Rio, а неделю назад предлагал Toyota Camry, а до этого – Volkswagen Polo, с высокой вероятностью перед вами перекуп.

Также обратите внимание на излишнюю навязчивость или попытки ускорить сделку: «Машина не задерживается», «На днях другие заберут, если вы не берете».

Второе, на что стоит обратить внимание – несоответствие продавца данным в СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства – прим. ред.). Самый прямой способ проверить – сверка ФИО продавца с данными в СТС. Если человек, с которым вы общаетесь, не указан в свидетельстве о регистрации как владелец, – это уже сигнал. Продавец может начать говорить: «Я продаю по доверенности», «Продаю за брата/друга» и т. п.

Если машина недавно снята с учета или стоит на учете на другого человека – это может быть транзитный этап перекупа. Некоторые ставят авто на себя, чтобы «зачистить» цепочку, но и здесь можно посмотреть дату постановки на учет. Если машина перерегистрирована менее недели назад, велика вероятность, что это – перекуп.

Наличие нескольких договоров купли-продажи (ДКП) должно насторожить. При покупке машины с рук вы должны подписывать один договор купли-продажи – между вами и текущим собственником. Если продавец предлагает вам подписать договор с другим лицом или предоставляет уже подписанный договор, где он не фигурирует – это схема перекупщика.

Некоторые работают по так называемой «двойной сделке»: вы покупаете машину, а вам передают два ДКП – один от предыдущего владельца к перекупу, второй – от перекупа к вам. Это незаконная практика, даже если документы оформлены правильно. В случае проблем (например, с юридической чистотой автомобиля), доказать добросовестность покупки будет сложно.

Бывает и хуже – договор один, но с «пробелами» в имени покупателя или с подписями, которые можно «допечатать». Это серьезный риск – такая машина может оказаться неучтенной в цепочке переходов и вызвать проблемы при постановке на учет.


На что обращаем внимание при покупке авто с рук?

Проверка ПТС и СТС – документов на автомобиль

  1. Первым делом нужно изучить Паспорт транспортного средства (ПТС) и Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). В ПТС указывается информация обо всех собственниках, данные об автомобиле (VIN, номер двигателя, кузова и шасси), а также отметки о регистрации. СТС подтверждает, кто в данный момент является текущим собственником.

  2. Проверьте, чтобы продавец был вписан в оба документа. Если он не значится как владелец – выясните, на каком основании он продает автомобиль. Любые схемы с доверенностями, отсутствием собственника и «я просто помогаю» – это красные флаги.

  3. Также обратите внимание на графу «Особые отметки» в ПТС. Там может быть указание на то, что ПТС дубликат. Это не обязательно плохо, но требует повышенного внимания: нужно выяснить, по какой причине был выдан дубликат (утеря, смена двигателя, повреждение и пр.). Иногда таким образом скрывают цепочку перекупов.

Сверка VIN и других идентификационных номеров

  1. Сравните VIN-номер, указанный в ПТС и СТС, с тем, что выбит на кузове автомобиля. VIN должен быть идентичен во всех местах. Проверьте также номер двигателя (если он указан) и номер кузова/шасси. Часто VIN продублирован под лобовым стеклом, на стойке водительской двери, под капотом.

  2. Важно не только совпадение номеров, но и состояние табличек и маркировки. Если VIN выглядит стертым, подкрашенным, неравномерно выбитым – это может быть признаком перебитых номеров, а значит – криминального прошлого авто.

Паспорт продавца – сверка личности

  1. Попросите у продавца паспорт и сверьте его данные с информацией в СТС и ПТС. Если человек отказывается показать паспорт – сделка под большим вопросом. Вы имеете полное право узнать, действительно ли перед вами собственник.

  2. Сравните ФИО, прописку, дату рождения – все должно соответствовать. Особенно важно это при оформлении договора купли-продажи: именно паспортные данные продавца будут вписаны в договор, и от этого зависит ваша юридическая защищенность.

  3. Если у продавца нет с собой паспорта, но он показывает «копии» или фотографию – не соглашайтесь. Легитимность сделки под сомнением.

20 перекуп 2.jpg
Можно погнаться за приятной ценой, но потерять куда больше. Фото: Freepik

Что чаще всего скрывают перекупщики и как это выявить при осмотре?

Перекупщики – это, как правило, не собственники, а посредники, основная цель которых – купить дешевле и продать дороже. Их интерес – не рассказать вам правду о машине, а сделать так, чтобы вы поверили, что это «идеальный вариант». Вот что они чаще всего скрывают.

Самое распространенное – замаскированные кузовные повреждения. Особенно после ДТП: выровняли, покрасили, отполировали – и машина как новая. Но под слоем лака может скрываться нарушенная геометрия кузова, сваренные элементы, шпаклевка в несколько сантиметров.

Как выявить:

  • Проверка толщиномером лакокрасочного покрытия (лучше доверить специалисту);

  • Визуальный осмотр зазоров между кузовными элементами (должны быть равномерны);

  • Сравнение оттенков краски на разных деталях;

  • Заглянуть под коврики багажника и в проемы – часто там остаются следы рихтовки и ремонта.

Скрученный пробег – это одна из старейших схем: пробег уменьшают, чтобы создать видимость «молодой» машины. Особенно часто это делается у машин, бывших в такси или корпоративном использовании.

Сравните пробег по сервисной книжке, посмотрите дату производства на ремнях/фильтрах, данные ГИБДД и Автотеки. Смотрите на педали, руль, ручку КПП, сиденье – если пробег 80 тысяч, а руль «лысый» и сиденье протерты – что-то не сходится.

Некоторые перекупы не вкладываются в ремонт, а делают только «косметику»: моют двигатель, заливают густое масло, чтобы скрыть стуки, добавляют присадки в коробку.

Как же понять:

  • На холодном запуске слушайте двигатель: посторонние звуки, вибрации, дым из выхлопной;

  • Проверьте, не «плавают» ли обороты;

  • На тест-драйве обратите внимание на переключения передач, разгон, торможение;

  • Под капотом проверьте уровень и цвет масла, охлаждающей жидкости и тормозной жидкости.

Почему самостоятельно выявить подвохи трудно?

Без базовых знаний об устройстве автомобиля и опыта осмотра вы не сможете точно определить техническое состояние. Машину могут «подготовить к продаже» внешне, но при этом она будет требовать вложений на сотни тысяч рублей уже через пару месяцев.

Осмотр у профессионального автоэксперта – не трата, а инвестиция. За 3-5 тысяч рублей вы получите: диагностику кузова, проверку двигателя, коробки, подвески, проверку электроники и ошибок по ЭБУ, оценку юридической чистоты.

Хороший эксперт не только выявит скрытые дефекты, но и скажет, во сколько обойдется их устранение, и стоит ли вообще связываться с данным автомобилем.


Как проверить историю автомобиля и убедиться, что он не в залоге?

1. Используйте официальные государственные сервисы для проверки. Сегодня существует несколько государственных онлайн-сервисов, которые позволяют бесплатно или за символическую плату получить достоверную информацию об автомобиле. Самый доступный и надежный – сайт Госавтоинспекции России.

На сайте ГИБДД по VIN или госномеру можно узнать:

  • Историю регистрации ТС;

  • Количество предыдущих владельцев;

  • Участие автомобиля в ДТП (если оформлялось официально);

  • Наличие ограничений (аресты, запрет на регистрационные действия);

  • Факт нахождения в розыске.

Эти данные – основа, с которой нужно начинать любую проверку.

2. Проверка на залог – сайт Федеральной нотариальной палаты. Чтобы проверить, находится ли автомобиль в залоге (например, оформлен автокредит), нужно воспользоваться официальным сервисом. На сайте Федеральной нотариальной палаты введите VIN-номер автомобиля – система выдаст:

  • Информацию о наличии или отсутствии залога;

  • Кто является залогодержателем (например, банк);

  • Дату регистрации залога.

Обратите внимание: если залог не снят, и вы купите такой автомобиль, вы рискуете потерять и машину, и деньги, потому что банк имеет право изъять предмет залога при невыплате долга.

Даже если продавец говорит, что «все погашено, просто не сняли залог» – пока в реестре есть отметка, риски остаются.

3. Дополнительные источники для углубленной проверки: Автотека, Автокод, Carfax (для иномарок из США) – это коммерческие сервисы, агрегирующие данные из множества источников: ГИБДД, страховые компании, станции техобслуживания, аукционы и т.д.

В отчете можно увидеть:

  • Сведения о пробеге;

  • Использование в такси или каршеринге;

  • Повреждения и ремонт;

  • Частоту перепродаж;

  • Таможенную историю (для импортных авто).

Стоимость отчета – от 300 до 500 рублей, но информация часто помогает избежать покупки проблемного автомобиля.

20 перекуп 3.jpg
В будущем ваша осторожность может спасти ваш кошелек от неминуемых трат. Фото: Freepik

Перекупы часто ведут себя одинаково

Они все как один говорят фразы: «сел и поехал», «машина для души», «ничего не беспокоит». А еще избегают конкретики (не дают полной истории машины) и торопят с решением: «уже много желающих», «вот-вот приедет другой покупатель».

Кстати, могут быть слишком уверены и активны – будто сами не владели машиной, а «передают» ее вам.

Помните: настоящий собственник знает историю машины – где обслуживал, что менял, когда делал ТО. Если продавец «плавает» в ответах – скорее всего, он перекуп.

Так что, если хотите защититься от обмана – подключайте эксперта. Да, услуги специалиста стоят денег. Но ошибка в выборе авто может обернуться:

  • Заменой двигателя – 150-300 тысяч рублей;

  • Ремонт коробки – от 100 тысяч рублей;

  • Решением юридических проблем или судом.

Ведь скупой платит дважды – особенно на вторичке.

«Без знаний – очень легко попасть на эту удочку. Ведь на все ваши потенциальные вопросы у перекупа есть ответы, так как он профессиональный продавец и знает тонкости и аспекты рынка, и продажи автомобилей. Потому в таких вопросах не стоит жалеть времени и денег на хорошего специалиста», – заключает Сергей Гришков, автотехнический эксперт, основатель Ssgavto.

Изображение от freepik