
Возможно, кто-то сейчас удивится, но средняя цена на подержанное авто в России составляет 1 миллион 427 тысяч рублей. Такими данными поделилось агентство «АВТОСТАТ». А нам пришел интересный вопрос от нашего читателя.
«Стоит ли сейчас покупать подержанную Киа Серато с пробегом 60 тыс. км в Набережных Челнах, если мой текущий Рено Логан уже на 300 тыс. км и еле жив, а в Ижевске нормальных вариантов просто нет? Жена советует подкопить еще, но я боюсь, что Логан скоро развалится, а цены на б/у снова вырастут. Как быть: рискнуть или ждать?» – задается вопросом Евгений.
Да уж, рынок подержанных автомобилей в 2025 году все так же остается непредсказуемым: цены колеблются, а выбор растет. Но стоит ли сейчас покупать б/у машину или лучше подождать? Разбираем с экспертами плюсы и минусы, анализируем цены и риски, чтобы помочь вам принять верное решение.
Причины роста цен на подержанные автомобили
«За последние два года цены на автомобили на вторичном рынке значительно выросли. Это связано с несколькими факторами, один из них — дефицит новых автомобилей из европейских стран. На данный момент на рынке новых автомобилей в большей степени представлены отечественные и азиатские модели. Спрос на европейские автомобили сейчас в большей степени может удовлетворить именно вторичный рынок. Однако стоит обратить внимание, что тенденция в 2025 году начала меняться», – объясняет руководитель управления автокредитования Caranga Анна Косогова.
По данным агентства «АВТОСТАТ», цены на подержанные автомобили в России падают с февраля 2025 года. При этом снижение нельзя назвать значительным, если сравнить среднюю стоимость автомобиля в декабре 2024 года и в конце июня 2025 года, отмечается падение на 3,6%.
«Также стоит учесть и фактор сезонности, именно летом дилеры отмечают рост активности покупателей», – говорит эксперт.
Вадим Адиев, руководитель НКО «Союз профессионалов авторынка» добавляет, что в последние годы рост цен на подержанные автомобили в России обусловлен многими ключевыми факторами, главным из которых стали санкции, приведшие к сокращению поставок новых автомобилей. Из-за этого спрос сместился на рынок б/у машин, что спровоцировало их удорожание. Дополнительное давление на цены оказал дефицит комплектующих и запчастей, повысивший стоимость содержания подержанных авто.

А высокая стоимость нового авто влияет?
Рост стоимости новых моделей авто, безусловно, повлиял на изменение цен на вторичном рынке, подтверждают эксперты. Стоимость новых машин выросла не только из-за дефицита иномарок, но и из-за повышения ставок утилизационного сбора с 1 января 2025 года, а также сокращения скидочных предложений.
«Рост цен на подержанные автомобили во многом связан именно с дефицитом новых машин на рынке, вызванным сокращением поставок из-за санкций и ухода западных брендов. При этом высокая стоимость новых автомобилей также подталкивает покупателей к вторичному рынку, усиливая там спрос и, как следствие, рост цен», – отвечает руководитель НКО «Союз профессионалов авторынка» Вадим Адиев.
Сейчас ситуация следующая: дистрибьюторы продвигают новые китайские автомобили, предлагая скидки и льготные кредитные программы, что делает покупку китайских авто более выгодной. Тем не менее, несмотря на доступные условия, многие покупатели по-прежнему скептически относятся к китайским брендам, не доверяя их качеству, и в итоге выбирают «проверенные» марки подержанных авто.
«Тенденция уменьшения объема продаж новых легковых автомобилей продолжается не первый месяц. Согласно данным «АВТОСТАТ», объемы продаж в мае 2025 года снизились на 28,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а в июне на 27,6%. На фоне падения объема продаж дилеры уже начали снижать стоимость новых моделей, однако реакция вторичного рынка на подобные изменения может быть не очень быстрой», – подмечает руководитель управления автокредитования Caranga Анна Косогова.

Стоит ли ожидать стабилизации цен?
«В ближайшее время можно ожидать относительной стабилизации цен на подержанные автомобили. Сейчас рынок действительно переживает нелегкие времена – период низкого спроса: покупатели стали более осторожными, предпочитая копить и хранить деньги, а продавцы вынуждены снижать цены, чтобы привлечь клиентов. Скорее всего, эта тенденция сохранится до осени, когда цены окончательно достигнут своего "дна"», – отвечает Вадим Адиев.
Если возникнут новые барьеры (например, усиление санкций, рост курсов валют или увеличение утильсбора), то вслед за подорожанием новых привезенных машин неизбежно вырастут и цены на подержанные.
А какие сегменты авто подорожали сильнее?
Больше всего подорожали автомобили премиум-сегмента, и этому есть несколько причин:
-
Во-первых, их изначально меньше на рынке, а из-за высокого утилизационного сбора и сложностей с поставками ввозить такие машины стало дороже.
-
Во-вторых, владельцы существующих премиальных авто, видя высокий спрос и ограниченное предложение, начали завышать цены при продаже, ориентируясь на стоимость аналогичных ввозимых моделей.
«Кроссоверы также значительно подорожали, поскольку остаются самым популярным классом в России. Их цены в 2024–2025 годах заметно выше, чем в 2022-м, однако сейчас видна тенденция к стабилизации (возвращаемся к предыдущему вопросу) – в некоторых случаях стоимость даже приближается к уровню двухлетней давности», – отмечает руководитель НКО «Союз профессионалов авторынка».

Имеет ли смысл покупать авто сейчас?
«Я считаю, что все зависит от ваших обстоятельств. С одной стороны, цены на б/у авто постепенно корректируются, и можно найти относительно выгодные предложения, особенно если машина нужна срочно. С другой стороны, если спешки нет, разумно подождать до осени: есть вероятность, что рынок достигнет более стабильного состояния, и цены немного опустятся или хотя бы перестанут расти. При этом сложно точно спрогнозировать, а что будет дальше. Как говорится, лучшее время – сейчас. Поэтому, если вы нашли хороший вариант по цене, которая вас устраивает – можно покупать, но если есть возможность подождать и понаблюдать за рынком, это может оказаться более мудрым решением», – советует Вадим Адиев, руководитель НКО «Союз профессионалов авторынка».
А есть ли существенные риски?
«Считаю, что сейчас можно найти выгодные предложения на рынке подержанных авто, если грамотно вести переговоры с продавцами. Однако риск резкого падения стоимости купленной машины в ближайшее время минимален – исторически цены на б/у автомобили не демонстрировали обвального снижения, корректировались плавно. В целом, при разумном выборе модели и адекватной цене покупки серьезных рисков резкого обесценивания нет», – объясняет эксперт.
Также Анна Косогова добавляет, что прогнозировать резкое падение цен на автомобили в скором времени достаточно сложно.
«Еще в мае цены на некоторые модели упали. Так, цена Hongqi H9 снизилась на 2,1 миллиона рублей. Стоимость других китайских моделей, кроссовера BAIC Х7, в зависимости от комплектации, упала в диапазоне от 200 000 до 300 000 рублей», – отмечает руководитель управления автокредитования Caranga.
Также можно столкнуться со следующими рисками:
-
Скрытые проблемы – пробег часто скручен, а ДТП и залоги могут скрывать.
-
Ремонтные расходы – даже «свежие» б/у машины могут потребовать вложений (износ подвески, двигателя, коробки).
-
Сложности с проверкой – если авто из другого города (как, например, у нашего читателя), сложнее провести диагностику перед покупкой.
-
Кредитные ловушки – если берете авто в кредит, высокие ставки и страховки увеличат переплату.
Подытоживая, можем сказать. Если срочно нужно – тщательно проверяйте историю и техническое состояние. Если можно подождать – есть шанс найти вариант дешевле и надежнее.
А если у вас тоже есть вопросы по автомобильной тематике, или вы хотите предложить идеи для материалов, отправляйте сообщение с пометкой «Про АВТО» на электронную почту m.orehova@cdm.team или через сообщения нашей группы ВК.