Top.Mail.Ru
17 мая 2017 12:53
Строительство

Масштабный проект проспекта Калашникова в Ижевске: утопия или реальная возможность?

Проект предполагает серьезные изменения в нескольких микрорайонах.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

В Ижевске готовится проект строительства проспекта Калашникова. Но он настолько масштабный (предполагает расширение дороги до 6 полос, снос частных домов на Восточном поселке, снос части ТЦ «Гвоздь» и пр), и многие задаются вопросом – воплотятся ли эти планы?


4 этапа строительства проекта

Исходные данные

  • Реконструировать проспект планируют к юбилею Михаила Калашникова в 2019 году (хороший повод получить федеральные деньги). Закончить реконструкцию планируют в 2020 году.
  • Проспект Калашникова внесен в Генплан города еще в 90-е годы. Должен был разгрузить улицу 10 лет Октября и улицу Ленина.
  • Предположительно на исполнение проекта потребуется не меньше 6 млрд рублей. Предположительно, еще 2 млрд потребуется на выкуп частных участков. 
  • Если Москва выделит деньги на проспект, то в соотношении 70/30. То есть 30% на условиях софинансирования должна будет дать республика.
  • Чтобы успеть к 100-летию оружейника, работы должны начаться уже в 2018 году, а значит, проект должен быть готов к концу лета.
  • Каким бы ни был проект, часть домов на Восточном поселке придется сносить, дома выкупать у собственников. 

Что уже сделано

Первый этап реализации уже пройден – определена подрядная организация, которая разрабатывает проект планировки и проект межевания. По ее разработкам уже будет готовиться рабочая документация и станет понятно, какие развязки предусмотрены, какие дома надо будет изъять и как дорога будет пересекать две речки.

В конце лета проект будет готов, он должен будет пройти различные экспертизы, и его вынесут на публичные слушания.

Этапы строительства

1 этап. Предусматривает расширение до шести полос участка дороги от улицы Союзной до улицы 40 лет Победы в 2018 году. То есть до выкупа частных домов еще дело не дойдет. Однако большим вопросом является транспортная развязка на пересечении с улицей 40 лет Победы.


Фото: Сергей Грачев

– Сама развязка может обойтись в миллиард рублей и магистраль – 1,5 миллиарда. Это по примерным подсчетам, – рассказывает руководитель «Служба городского строительства» Сергей Белослудцев, – И тут нам нужно будет решать: либо делаем ее многоуровневой, либо Т-образный перекресток и пока останавливаемся на этом. Конечно, там пройдет и трамвай. Он предусмотрен по длине всего проспекта.

2 этап. Его реализация также намечена на 2018 год. Строительство дороги от улицы Удмуртской до улицы 8 Марта. И тут уже есть серьезная проблема – как организовать перекресток Кирова-Удмуртская.


Фото: Сергей Грачев

Есть три варианта.


Фото: презентация проекта

Самый неудобный в плане проезда транспорта. Например, чтобы проехать с Кирова на Удмуртскую, надо будет проехать дальше ТЦ «Гвоздь», развернуться, проехать обратно, вдоль домов проехать, развернуться, и только тогда попадаешь на Удмуртскую. Но не надо будет практически ничего сносить.


Фото: презентация проекта

Второй и третий проекты предусматривают снос части ТЦ «Гвоздь». По второму – придется убирать примерно четверть центра.


Фото: презентация проекта

Третий вариант пока самый оптимальный по версии градоначальников. По нему, развязка еще меньше, но сносится половина торгового центра.

– Я считаю, что оптимальнее третий вариант. Это вложение на долгие годы вне зависимости от того, что сейчас там стоит. Конечно, мы будем назначать оценочную комиссию, которая рассчитает стоимость изъятия, и если руководство торгового центра согласится, будем дальше работать. Если нет, то там уже решит суд, – рассказал руководитель «Службы городского строительства».

Также предстоит решить, как сделать проезд через Карлутку.

3 этап и 4 этап. Их реализация намечена на апрель 2019 года. Итак, третий этап – от ул. Совхозной до ул. 40 лет Победы. И тут на пути встречаются садоогородные массивы, которые придется выкупать.


Фото: Сергей Грачев

Как обычно это происходит: нанимается оценочная комиссия, которая внимательно рассматривает участки и заносит множество пунктов в документацию – какие и сколько деревьев на территории, какие кусты и грядки, из каких материалов сделан дом, старые или новые материалы, заборы, подсобки и прочее. И из всех этих показателей рассчитывается рыночная стоимость. Эти деньги и предлагаются человеку. Конечно, он может не согласиться съезжать, но тогда рискует оказаться в суде, где его выселят уже по решению суда. Либо он может быть не согласен с оценкой имущества. В этом случае тоже дорога в суд. Однако, как показывает практика, не всегда это получается выгодно.

– У нас был пример с улице Карла Маркса. Там необходимо было выкупить недвижимость. Эксперты оценили объект в 6,5 миллионов рублей (цифра дана условно. – Прим. ред.). Собственник не согласился и обратился в суд. По решению суда оценили уже в пять миллионов. Почему так получилось? Год длились судебные разбирательства, а у него сломался забор, сгорел сарай. И в итоге получилось меньше, чем он мог получить, – рассказывает Сергей.

Какие дома попадают в «красную линию», станет известно в конце лета, когда будет готов проект проектировки и проект межевания.

Четвертый этап предусматривает реконструкцию дороги от улицы 8 Марта до улицы Совхозной. Там единственная сложность – безымянный ручей.


Фото: Сергей Грачев

– Есть два варианта. Первый – мост, который не потребует расширения «красных линий», с размещением локальных очистных сооружений под ним. И второй более затратный с дополнительным изъятием имущества – из колец прокладывается канал и на дополнительные участки устанавливаются сооружения, – рассказал Сергей Александрович.

Насколько все реально?

В конце мая будет собрание организационного комитета по празднованию юбилея Михаила Калашникова во главе с заместителем Председателя Правительства России Дмитрием Рогозиным. После этого появится небольшая ясность в вопросе – дадут ли Удмуртии средства на реализацию настолько грандиозных планов. Многие сомневаются, но в Администрации говорят: «Шанс есть».

– Если нам откажут, есть и другие федеральные программы, в которых мы тоже сможем принять участие. Например, рассчитанная до 2020 года – «Развитие транспортной системы Российской Федерации», – напоминает Сергей Белослудцев.

Но горожане пока с недоверием глядят на все происходящее.

– Это утопия – делать какие-то мифические проспекты, когда уже действующие улицы содержать нормально не могут! – написал Денис Сергеевич на «Марковском форуме».