Расстрел настоятеля и мощи первых удмуртских святых: история Благовещенского собора в Воткинске

Рассказываем, как деревянная церквушка стала одним из самых больших храмов Приволжья

Ксения Аксенова
журналист
Автор статьи:
Душа Воткинска и его архитектурная изюминка – Благовещенский собор. В этом храме крестили маленького Петю Чайковского, будущего великого композитора. Здесь находятся мощи первых священномучеников земли Удмуртской. Это самый большой собор на Урале и в Приволжье и объект культурного наследия регионального значения. Его история – на IZHLIFE.

Это вторая часть статьи, начало здесь.
Душа Воткинска и его архитектурная изюминка – Благовещенский собор. В этом храме крестили маленького Петю Чайковского, будущего великого композитора. Здесь находятся мощи первых священномучеников земли Удмуртской. Это самый большой собор на Урале и в Приволжье и объект культурного наследия регионального значения. Его история – на IZHLIFE.

Это вторая часть статьи, начало здесь.
Разрушение Благовещенского собора
Разрушение Благовещенского собора
В начале ХХ века для жителей поселка Воткинский завод наступают темные времена. В 1917 году власть захватили большевики. Но в августе 1918 года на территории Удмуртии вспыхнуло Ижевско-Воткинское восстание, в результате чего власть в этих городах перешла от Советов к повстанцам.

Священником в Благовещенском соборе в это время был Николай
Чернышев. В 1914 году он становится Благочинным Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Церкви его возвели в сан протоиерея.
В начале ХХ века для жителей поселка Воткинский завод наступают темные времена. В 1917 году власть захватили большевики. Но в августе 1918 года на территории Удмуртии вспыхнуло Ижевско-Воткинское восстание, в результате чего власть в этих городах перешла от Советов к повстанцам.

Священником в Благовещенском соборе в это время был Николай Чернышев. В 1914 году он становится Благочинным Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Церкви его возвели в сан протоиерея.
Во время восстания отец Николай и его дочь Варвара продолжали исполнять свой долг. Он напутствовал раненых, поддерживал малодушных, оказывал восставшим материальную помощь, Варвара трудилась в качестве сестры милосердия.
Во время восстания отец Николай и его дочь Варвара продолжали исполнять свой долг. Он напутствовал раненых, поддерживал малодушных, оказывал восставшим материальную помощь, Варвара трудилась в качестве сестры милосердия.
7 ноября 1918 года Красная армия захватила Ижевск, а 13 ноября – Воткинск. Восставшие были вынуждены покинуть город. С ними мог уйти и Николай Чернышев, но он решил остаться.

В начале декабря 1918 года большевики, которые объявили одним из главных врагов советской власти православное духовенство, устроили своего рода публичный диспут в Благовещенском соборе Воткинска. Их оппонентом и был протоиерей Николай, которого в скором времени арестовали вместе с дочерью Варварой.
7 ноября 1918 года Красная армия захватила Ижевск, а 13 ноября – Воткинск. Восставшие были вынуждены покинуть город. С ними мог уйти и Николай Чернышев, но он решил остаться.

В начале декабря 1918 года большевики, которые объявили одним из главных врагов советской власти православное духовенство, устроили своего рода публичный диспут в Благовещенском соборе Воткинска. Их оппонентом и был протоиерей Николай, которого в скором времени арестовали вместе с дочерью Варварой.
«2 января 1919 года их вывели на набережную Воткинского пруда, как раз напротив усадьбы Чайковских. Отцу Николаю приказали снять крест, на что он ответил: «Убьете меня, тогда крест и снимете». Сначала на его глазах расстреляли Варвару, а потом и его самого. Причем их тела не дали даже захоронить, несколько месяцев они просто лежали в снегу. Удивительно, но ни одна собака к ним даже не притронулась, – рассказывает иерей Благовещенского собора Иоанн Устинов. – Весной 1919 года Воткинск временно освобождает армия адмирала Колчака. В этот момент верующие нашли тела, принесли в собор, где было совершено их отпевание. Потом Николая и Варвару захоронили, но место захоронения держалось в строжайшей тайне. Только через 100 лет стало известно, что их могила находится где-то за алтарем Спасо-Преображенской церкви. Об этом рассказала пожилая мать одного из священников собора».
«2 января 1919 года их вывели на набережную Воткинского пруда, как раз напротив усадьбы Чайковских. Отцу Николаю приказали снять крест, на что он ответил: «Убьете меня, тогда крест и снимете». Сначала на его глазах расстреляли Варвару, а потом и его самого. Причем их тела не дали даже захоронить, несколько месяцев они просто лежали в снегу. Удивительно, но ни одна собака к ним даже не притронулась, – рассказывает иерей Благовещенского собора Иоанн Устинов. – Весной 1919 года Воткинск временно освобождает армия адмирала Колчака. В этот момент верующие нашли тела, принесли в собор, где было совершено их отпевание. Потом Николая и Варвару захоронили, но место захоронения держалось в строжайшей тайне. Только через 100 лет стало известно, что их могила находится где-то за алтарем Спасо-Преображенской церкви. Об этом рассказала пожилая мать одного из священников собора».
Когда могилу все же отыскали – уже в наше время, – выяснилось, что Николая и его дочь похоронили вместе в одном большом гробу. Сохранились их нетленные мощи. Николай был в одеянии священника с крестом и Евангелием, а дочь – в сарафане с красивой брошью.
Когда могилу все же отыскали – уже в наше время, – выяснилось, что Николая и его дочь похоронили вместе в одном большом гробу. Сохранились их нетленные мощи. Николай был в одеянии священника с крестом и Евангелием, а дочь – в сарафане с красивой брошью.
Протоиерей Николай Чернышев и его дочь в 2018 году впервые в Удмуртии причислены к лику святых как священномученики. Подробнее о них читайте в статье.
Протоиерей Николай Чернышев и его дочь в 2018 году впервые в Удмуртии причислены к лику святых как священномученики. Подробнее о них читайте в статье.
Летом 1919 года Колчак уходит, власть снова переходит к красным. Службы в храме не совершались с декабря 1918 по 1920 год. Новая власть изымает все ценное из собора.

После гражданской войны храм продолжал действовать, священников продолжали притеснять и арестовывать.

15 марта 1929 года на заседании президиума Сарапульского окрисполкома принимается постановление № 123 о закрытии Благовещенского собора. Его передают Воткинскому поссовету под культурно-просветительское учреждение. 29 марта храм закрывается.

После инвентаризации все оставшиеся ценности увезли в Сарапульский музей, но до нашего времени сохранились лишь две иконы – чудотворный Владимирский образ Божией Матери и образ Димитрия Ростовского.
Летом 1919 года Колчак уходит, власть снова переходит к красным. Службы в храме не совершались с декабря 1918 по 1920 год. Новая власть изымает все ценное из собора.

После гражданской войны храм продолжал действовать, священников продолжали притеснять и арестовывать.

15 марта 1929 года на заседании президиума Сарапульского окрисполкома принимается постановление № 123 о закрытии Благовещенского собора. Его передают Воткинскому поссовету под культурно-просветительское учреждение. 29 марта храм закрывается.

После инвентаризации все оставшиеся ценности увезли в Сарапульский музей, но до нашего времени сохранились лишь две иконы – чудотворный Владимирский образ Божией Матери и образ Димитрия Ростовского.
Самые старые иконы в Благовещенском соборе – чудотворный Владимирский образ Божией Матери и образ Димитрия Ростовского. Им по 200 лет. Фото: Мария Бакланова
Снять кресты и колокола с храма согласились коммунисты из Сарапула. Они вручную в течение 4 часов перепиливали кресты, которые, рухнув, глубоко вонзились в землю. На место крестов поставили красный флаг.
Снять кресты и колокола с храма согласились коммунисты из Сарапула. Они вручную в течение 4 часов перепиливали кресты, которые, рухнув, глубоко вонзились в землю. На место крестов поставили красный флаг.
Колокола снимали в течение трех дней. Самый большой – благочинный – удержать не смогли, он упал с высоты и раскололся на три части. Стоявшие перед храмом жители могли только плакать и молиться, – боясь беспорядков, власти собрали на площади всех комсомольцев и коммунистов, а также конную и пешую милицию.

Иконы отдали на растопку печей. Их также использовали в качестве пиломатериала при обучении детей столярному делу. Фрески храма всячески оскверняли специальные бригады из комсомольцев. Причем в первую очередь они выкалывали изображениям святых глаза, уверяя, что те наблюдают за ними. Лики замазывали штукатуркой и закрашивали краской.
Колокола снимали в течение трех дней. Самый большой – благочинный – удержать не смогли, он упал с высоты и раскололся на три части. Стоявшие перед храмом жители могли только плакать и молиться, – боясь беспорядков, власти собрали на площади всех комсомольцев и коммунистов, а также конную и пешую милицию.

Иконы отдали на растопку печей. Их также использовали в качестве пиломатериала при обучении детей столярному делу. Фрески храма всячески оскверняли специальные бригады из комсомольцев. Причем в первую очередь они выкалывали изображениям святых глаза, уверяя, что те наблюдают за ними. Лики замазывали штукатуркой и закрашивали краской.
Постепенно здание собора начали переоборудовать под театр. Вплоть до мая 1931 года под руководством инженера Аронштама были сломаны колокольни и купол. Потом построили второй этаж, а над оставшейся частью купола возвели кровлю. В части, где был алтарь, пристроили уборные и входные лестницы.
Постепенно здание собора начали переоборудовать под театр. Вплоть до мая 1931 года под руководством инженера Аронштама были сломаны колокольни и купол. Потом построили второй этаж, а над оставшейся частью купола возвели кровлю. В части, где был алтарь, пристроили уборные и входные лестницы.
В 1956 году здание бывшего собора было полностью перестроено: его расширили и превратили в Дом культуры им. Ленина. Все работы велись без какого-либо проекта, поэтому одно из красивых зданий Прикамья очень быстро превратилось в «сарай». Именно так многие годы жители Воткинска его называли.
В 1956 году здание бывшего собора было полностью перестроено: его расширили и превратили в Дом культуры им. Ленина. Все работы велись без какого-либо проекта, поэтому одно из красивых зданий Прикамья очень быстро превратилось в «сарай». Именно так многие годы жители Воткинска его называли.
«В 90-е годы в нижнем храме был ресторан, в нем проводились дискотеки, посетители нередко устраивали пьяные потасовки. Это просто было такое время, и слава Богу, что все это уже позади», – рассказывает иерей Иоанн Устинов.
«В 90-е годы в нижнем храме был ресторан, в нем проводились дискотеки, посетители нередко устраивали пьяные потасовки. Это просто было такое время, и слава Богу, что все это уже позади», – рассказывает иерей Иоанн Устинов.
Восстановление Благовещенского собора
Восстановление Благовещенского собора
31 января 2001 года Воткинская гордума приняла решение о возвращении Благовещенского собора верующим. 2 августа 2001 года архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском храме Воткинска, а после состоялся крестный ход к Благовещенскому собору. Там архиерей совершил малое освящение храма. С тех пор богослужения здесь стали ежедневными – проходили они каждый день в нижнем храме собора вплоть до конца 2023 года. Настоятелем храма стал отец Валерий Белокрылов.
31 января 2001 года Воткинская гордума приняла решение о возвращении Благовещенского собора верующим. 2 августа 2001 года архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском храме Воткинска, а после состоялся крестный ход к Благовещенскому собору. Там архиерей совершил малое освящение храма. С тех пор богослужения здесь стали ежедневными – проходили они каждый день в нижнем храме собора вплоть до конца 2023 года. Настоятелем храма стал отец Валерий Белокрылов.
Постановлением Правительства Удмуртии № 966 от 17.09.2001 собор признали объектом культурного наследия регионального значения. Правда, сохранились до этого времени только подлинные стены храма толщиной 1,4 метра. Многие архитектурные элементы – портики, апсида, барабан с куполом, колокольня – были утрачены навсегда.
Постановлением Правительства Удмуртии № 966 от 17.09.2001 собор признали объектом культурного наследия регионального значения. Правда, сохранились до этого времени только подлинные стены храма толщиной 1,4 метра. Многие архитектурные элементы – портики, апсида, барабан с куполом, колокольня – были утрачены навсегда.
Здание Благовещенского собора, 2005 год. Фото: «Архитектоника»
В 2005 году ижевские архитекторы разработали план восстановления храма – опирались на чудом сохранившиеся снимки, некоторые чертежи и воспоминания старожилов. В конце того же года строители убрали пристрой советского времени к основному зданию, который был уже в аварийном состоянии.
В 2005 году ижевские архитекторы разработали план восстановления храма – опирались на чудом сохранившиеся снимки, некоторые чертежи и воспоминания старожилов. В конце того же года строители убрали пристрой советского времени к основному зданию, который был уже в аварийном состоянии.
Восстанавливать храм начали с алтаря и купола, затем приступили к сооружению колокольни.
Восстанавливать храм начали с алтаря и купола, затем приступили к сооружению колокольни.
Восстановление храма шло на деньги благотворителей.
Восстановление храма шло на деньги благотворителей.
Весомый вклад в реконструкцию внес благотворительный фонд социального и духовного развития «Преображение» известного предпринимателя Виктора Хорошавцева.
Весомый вклад в реконструкцию внес благотворительный фонд социального и духовного развития «Преображение» известного предпринимателя Виктора Хорошавцева.
Во время реконструкции на стенах строители обнаружили уникальные фрески, которые в советское время упорно пытались сбить и закрасить. Их удалось сохранить.
Во время реконструкции на стенах строители обнаружили уникальные фрески, которые в советское время упорно пытались сбить и закрасить. Их удалось сохранить.
«До наших дней сохранились немногочисленные фотографии собора. По ним строители могли определить, где и какие располагались фрески. В тех местах действовали с осторожностью. Когда фрески обнаруживали, тихонько слой за слоем снимали старую краску, чтобы не повредить их. Потом над фресками работали художники. Конечно, они будут сохранены – это наша история. Дай Бог, чтобы в будущем их полностью восстановили», – рассказывает иерей Иоанн Устинов.
«До наших дней сохранились немногочисленные фотографии собора. По ним строители могли определить, где и какие располагались фрески. В тех местах действовали с осторожностью. Когда фрески обнаруживали, тихонько слой за слоем снимали старую краску, чтобы не повредить их. Потом над фресками работали художники. Конечно, они будут сохранены – это наша история. Дай Бог, чтобы в будущем их полностью восстановили», – рассказывает иерей Иоанн Устинов.
В 2014 году установили монолитное перекрытие центрального входа и смонтировали систему «электронный звонарь». Несмотря на то, что фонд «Преображение» вложил в восстановление собора 115 млн рублей, реконструкция приостановилась.

В июле 2019 года был создан попечительский совет для дальнейшего восстановления собора, сопредседателем которого стал Глава Удмуртии Александр Бречалов. Строительные работы в храме продолжились. К концу 2021 года в соборе подключили отопление, провели воду и оборудовали вентиляцию. Строители также заменили электроснабжающее оборудование.
В 2014 году установили монолитное перекрытие центрального входа и смонтировали систему «электронный звонарь». Несмотря на то, что фонд «Преображение» вложил в восстановление собора 115 млн рублей, реконструкция приостановилась.

В июле 2019 года был создан попечительский совет для дальнейшего восстановления собора, сопредседателем которого стал Глава Удмуртии Александр Бречалов. Строительные работы в храме продолжились. К концу 2021 года в соборе подключили отопление, провели воду и оборудовали вентиляцию. Строители также заменили электроснабжающее оборудование.
Реконструкция собора, декабрь 2021 года. Фото: администрация Воткинска
«Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин внес неоценимый вклад в восстановление собора. Большую спонсорскую помощь оказывает АО «Воткинский завод», представители бизнеса и, конечно, жители города и прихожане», – рассказывает иерей Иоанн Устинов.
«Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин внес неоценимый вклад в восстановление собора. Большую спонсорскую помощь оказывает АО «Воткинский завод», представители бизнеса и, конечно, жители города и прихожане», – рассказывает иерей Иоанн Устинов.
В начале мая 2022 года правнучатая племянница композитора П.И. Чайковского, заслуженная артистка России Наталия Владимировна Бурмейстер-Чайковская подарила собору икону Иверской Божьей Матери, которая хранилась у нее с середины XX века, а ранее передавалась из поколения в поколение. Художники-реставраторы ижевской иконописной школы «Ставрос» очистили оклад, восстановили керамику и лики Богородицы и Спасителя.
В начале мая 2022 года правнучатая племянница композитора П.И. Чайковского, заслуженная артистка России Наталия Владимировна Бурмейстер-Чайковская подарила собору икону Иверской Божьей Матери, которая хранилась у нее с середины XX века, а ранее передавалась из поколения в поколение. Художники-реставраторы ижевской иконописной школы «Ставрос» очистили оклад, восстановили керамику и лики Богородицы и Спасителя.
В 2023 году внутренние работы в соборе вышли на финишную прямую. В апреле художники школы «Ставрос» начали расписывать основной купол собора. Они старались воспроизвести первоначальные цвета и стиль.
В 2023 году внутренние работы в соборе вышли на финишную прямую. В апреле художники школы «Ставрос» начали расписывать основной купол собора. Они старались воспроизвести первоначальные цвета и стиль.
В октябре 2023 года около собора началось благоустройство прилегающей территории.
В октябре 2023 года около собора началось благоустройство прилегающей территории.
2 января 2024 года, в день памяти священномучеников Николая и Варвары Воткинских, состоялся крестный ход, и нетленные мощи святых были перенесены в верхний храм Благовещенского собора. Божественную литургию совершил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин.
2 января 2024 года, в день памяти священномучеников Николая и Варвары Воткинских, состоялся крестный ход, и нетленные мощи святых были перенесены в верхний храм Благовещенского собора. Божественную литургию совершил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин.
А в ночь на 7 января в соборе прошло первое после восстановления богослужение.
А в ночь на 7 января в соборе прошло первое после восстановления богослужение.
В нижнем храме (его еще называют пещерным из-за низких сводов) собора теперь проходят таинства крещения.
В нижнем храме (его еще называют пещерным из-за низких сводов) собора теперь проходят таинства крещения.
«Работы еще много. Во-первых, нужно полностью расписать стены собора. Внешняя отделка храма со временем ветшает, ее тоже нужно приводить в порядок. Кроме того, мы планируем, что в следующем 2025 году в соборе откроется музей истории храма», – подчеркивает иерей Иоанн Устинов.
«Работы еще много. Во-первых, нужно полностью расписать стены собора. Внешняя отделка храма со временем ветшает, ее тоже нужно приводить в порядок. Кроме того, мы планируем, что в следующем 2025 году в соборе откроется музей истории храма», – подчеркивает иерей Иоанн Устинов.
В тексте использованы:

  • Материалы сайта sobor-votkinsk.ru
  • Материалы с сайта udmeparhia.ru
  • Материалы с сайта pravoslavie.ru
  • Материалы с православного телеканала «Союз»
  • Стояк Ю. А., Романова Л. С. Этапы градостроительного развития города-завода Воткинска до 1917 г. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018.
  • Е. Ф. Шумилов Благовещенский собор. Историко-архитектурное исследование. Ижевск-Воткинск. 1996 г.
В тексте использованы:

  • Материалы сайта sobor-votkinsk.ru
  • Материалы с сайта udmeparhia.ru
  • Материалы с сайта pravoslavie.ru
  • Материалы с православного телеканала «Союз»
  • Стояк Ю. А., Романова Л. С. Этапы градостроительного развития города-завода Воткинска до 1917 г. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018.
  • Е. Ф. Шумилов Благовещенский собор. Историко-архитектурное исследование. Ижевск-Воткинск. 1996 г.
Запрещается перепечатка текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование – без ссылки на правообладателя. При любом использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.izhlife.ru обязательна. Нарушение исключительных прав правообладателя преследуется по закону.
Исключительные права на материалы, размещенные на интернет-сайте www.izhlife.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат Власовой Анастасии Сергеевне и не подлежат использованию другими лицами без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав:
Сетевое издание IZHLIFE зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель: Власова Анастасия Сергеевна.
И.О. главного редактора: Шайдуллина И.В.
Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 – 78044.
Дата регистрации: 17.02.2017.
Дата внесения изменений: 13.03.2020.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4, к. Б.
Язык: русский.

Ⓒ Индивидуальный предприниматель Власова Анастасия Сергеевна, 2022
Платформы
Сервисы и проекты
Разделы
Рубрики
Адрес редакции
426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4, к. Б.
Телефон отдела рекламы:
Телефон редакции: