7 марта в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Священного Синода, на котором к лику святых причислили двух наших земляков: священника из Воткинска Николая Чернышева и его дочь Варвару. О том, в чем заключался их подвиг, рассказывает священник Георгий Харин, настоятель Свято-Никольского храма в Ижевске.
Посвятили себя служению людям и Церкви
Николай Андреевич Чернышев родился в Воткинске в 1853 году, окончил Вятскую духовную семинарию, служил учителем Воткинской 2-й мужской земской школы и псаломщиком в Благовещенском соборе.
– В 1884 году Николай Чернышев стал священником в Благовещенском соборе, а также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Воткинска и ближайших сел, за что впоследствии был награжден орденом святой Анны III степени, – рассказывает Георгий Харин. – С 1914 года и до самой своей гибели Николай Андреевич также был Благочинным Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Церкви его возвели в сан протоиерея.
Отец Николай активно занимался общественной деятельностью: читал лекции, принимал участие в работе местного комитета Общества Красного Креста во время Русско-Японской войны. Кроме того, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского, он учредил в Воткинске Общество трезвости, чтобы бороться с пьянством среди рабочих.
– У Николая Андреевича и его супруги Юлии Ивановны было четверо детей, но в 1894 году матушка скончалась, – продолжает отец Георгий. – С овдовевшим отцом осталась младшая дочь Варвара. Она сознательно не выходила замуж, чтобы заботиться о своем родителе, а также посвятить жизнь служению Церкви.
«Претерпевый до конца, той спасен будет»
В 1917 году власть захватили большевики, однако уже в августе 1918 года на территории Удмуртии вспыхнуло Ижевско-Воткинское восстание, в результате чего власть в этих городах перешла от Советов к повстанцам.
– Во время этих событий отец Николай и Варвара Николаевна продолжали исполнять свой долг, – рассказывает отец Георгий. – Священник напутствовал раненых, поддерживал малодушных, оказывал восставшим материальную помощь. Варвара трудилась в качестве сестры милосердия.
Но уже 7 ноября этого же года Красная армия захватила Ижевск, а 13 ноября – Воткинск. Восставшие вместе с частью мирного населения были вынуждены покинуть город и бежать на восток.
– Протоиерей Николай мог уйти с ними, однако он предпочел остаться и до конца выполнить свой пастырский долг, и, конечно, Варвара Николаевна поддержала его в этом решении, – отмечает отец Георгий. – Хотя именно православное духовенство было объявлено одним из главных врагов советской власти.
В начале декабря 1918 года большевики устроили своего рода публичный диспут в Благовещенском соборе Воткинска, причем оппонентом их был отец Николай. По окончании диспута большевики телеграфировали о том, что церковников «успешно разбили». Однако жители города, присутствовавшие при этом, вспоминали: отец Николай как раз выступил блестяще, а «победа» красных свелась к тому, что 13 декабря священника арестовали.
– Участь священника добровольно разделила и его дочь, – говорит отец Георгий. – По словам очевидцев, в момент ареста она бросилась к отцу и так крепко его обхватила, что ее не смогли оторвать от него ни красноармейцы, ни сам Николай Андреевич.
«Расстреливали длинногривого, но никак не могли…»
– Чудом сохранились воспоминания людей, которые видели отца Николая в его последние дни. Родственница экономки отца Николая вспоминала, как они навещали его в камере незадолго до расстрела, – говорит отец Георгий. – Он держался спокойно и с достоинством, утешал своих сокамерников и помогал им, чем и исполнил свой пастырский долг до конца. А 2 января 1919 года протоиерея Николая Чернышева и его дочь Варвару расстреляли вместе с другими заключенными.
– Один из участников расстрельной команды, попросившийся зайти погреться в соседний дом, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он все до последнего что-то шептал, перебирая губами». Безусловно, это были его последние святые молитвы, – говорит священник. – Отец Николай и его дочь Варвара стали первыми святыми, прославленными непосредственно от Ижевской епархии, то есть от Удмуртии. Такого святого, который бы родился, вырос, совершил свой подвиг и почитался бы именно на территории нашей республики, до сих пор не было.
Более того, отец Николай и его дочь прославлены не как местночтимые святые, а сразу для всероссийского почитания.
– Это огромная редкость, ведь, как правило, святых такого уровня прославляют не на заседании Синода, а на Архиерейском соборе, – объясняет отец Георгий. – Однако для Чернышевых было сделано исключение, так как их жизнь и подвиг мученической кончины не оставляет сомнений в святости.
2 января установлен днем памяти святых Николая и Варвары, причем он совпадает с днем памяти святого Иоанна Кронштадтского, духовным сыном которого был отец Николай.
Георгий Харин, священник: Святым Николаю и Варваре Воткинским можно молиться по всякому вопросу, но особенно им молятся об исцелении близких от недуга пьянства и наркомании, а также родители, желающие блага своим детям
Сейчас разрабатывается эскиз иконы этих святых, которыми скоро украсят стены храмов и дома верующих, составляется текст церковной службы, готовится к изданию их житие. Кроме того, память отца Николая и его дочери чтят потомки воткинцев за границей: в храме города Беркли в США есть их образ, перед которым теплится неугасимая лампада.