Крещение Чайковского и чудотворная икона: история Благовещенского собора в Воткинске

Рассказываем, как деревянная церквушка стала одним из самых больших храмов Приволжья

Ксения Аксенова
журналист
Автор статьи:
Душа Воткинска и его архитектурная изюминка – Благовещенский собор. В этом храме крестили маленького Петю Чайковского, будущего великого композитора. Здесь находятся мощи первых священномучеников земли Удмуртской. Это самый большой собор на Урале и в Приволжье и объект культурного наследия регионального значения. Его история – на IZHLIFE.
Душа Воткинска и его архитектурная изюминка – Благовещенский собор. В этом храме крестили маленького Петю Чайковского, будущего великого композитора. Здесь находятся мощи первых священномучеников земли Удмуртской. Это самый большой собор на Урале и в Приволжье и объект культурного наследия регионального значения. Его история – на IZHLIFE.
Почему собор построили именно на этом месте?
Почему собор построили именно на этом месте?
В 1757 году граф Петр Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода. Через год стройка закипела, и уже в 1759 году на заводе было получено первое железо.
В 1757 году граф Петр Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода. Через год стройка закипела, и уже в 1759 году на заводе было получено первое железо.
В этом же году было решено построить в заводском поселке первую церковь. Место для строительства выбрали не случайно. По легенде, раньше на холме стоял большой амбар с полом и потолком. Здесь местные жители – вотяки-язычники – хранили сенокосные орудия, провизию и мед. За десять лет до основания завода люди временами слышали гул, похожий на колокольный звон. Тогда-то и начали местные жители поговаривать, что, мол, в скором времени здесь поставят христианскую церковь, и им негде будет поклоняться языческим божествам.
В этом же году было решено построить в заводском поселке первую церковь. Место для строительства выбрали не случайно. По легенде, раньше на холме стоял большой амбар с полом и потолком. Здесь местные жители – вотяки-язычники – хранили сенокосные орудия, провизию и мед. За десять лет до основания завода люди временами слышали гул, похожий на колокольный звон. Тогда-то и начали местные жители поговаривать, что, мол, в скором времени здесь поставят христианскую церковь, и им негде будет поклоняться языческим божествам.
Так и получилось. 19 февраля 1759 года епископ Казанский Гавриил подписал грамоту на будущую церковь. Построили ее из дерева. 15 октября 1760 года церковь освятили во имя святого митрополита Димитрия Ростовского.

Храм прослужил 14 лет, а потом во время бунта был сожжен и разграблен войсками Емельяна Пугачева. Но куда людям без храма? Через некоторое время на этом же месте построили новую церковь – Дмитровскую, с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее освятили в 1775 году.

Портрет митрополита Димитрия. Фото: wikipedia.org
Так и получилось. 19 февраля 1759 года епископ Казанский Гавриил подписал грамоту на будущую церковь. Построили ее из дерева. 15 октября 1760 года церковь освятили во имя святого митрополита Димитрия Ростовского.

Храм прослужил 14 лет, а потом во время бунта был сожжен и разграблен войсками Емельяна Пугачева. Но куда людям без храма? Через некоторое время на этом же месте построили новую церковь – Дмитровскую, с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее освятили в 1775 году.

Портрет митрополита Димитрия. Фото: wikipedia.org
Строительство каменной церкви
Строительство каменной церкви
С каждым годом население заводского поселка росло. Маленькая церквушка уже не могла вместить всех прихожан. Да и само здание требовало ремонта: оно обветшало, а крыша протекала.
С каждым годом население заводского поселка росло. Маленькая церквушка уже не могла вместить всех прихожан. Да и само здание требовало ремонта: оно обветшало, а крыша протекала.
Разговоры о строительстве новой, большой и уже каменной церкви шли, начиная с 1810 года. В июле 1815 года мастеровые Воткинского железоделательного завода «единогласно и единодушно учинили приговор» о строительстве каменного собора в Воткинске, «который, как известно, по действиям своим считается одним из самых важных в Государстве хозяйственных заведений».

По указу Вятской духовной консистории № 3360 от 12 октября 1815 года Дмитриевскую церковь переименовали в Благовещенский собор. Потом выдали храмозданную грамоту на постройку каменного собора с двумя приделами.
Разговоры о строительстве новой, большой и уже каменной церкви шли, начиная с 1810 года. В июле 1815 года мастеровые Воткинского железоделательного завода «единогласно и единодушно учинили приговор» о строительстве каменного собора в Воткинске, «который, как известно, по действиям своим считается одним из самых важных в Государстве хозяйственных заведений».

По указу Вятской духовной консистории № 3360 от 12 октября 1815 года Дмитриевскую церковь переименовали в Благовещенский собор. Потом выдали храмозданную грамоту на постройку каменного собора с двумя приделами.
Старую деревянную Дмитровскую церковь перенесли на нагорное кладбище. Позже ее перестроили, в 1820 году ее освятили в честь Преображения Господня.
Старую деревянную Дмитровскую церковь перенесли на нагорное кладбище. Позже ее перестроили, в 1820 году ее освятили в честь Преображения Господня.
Самый первый проект собора сделал выпускник Горного кадетского корпуса, штатный архитектор Воткинского завода И. Т. Мальгин. Позже подключился петербургский архитектор Александр Постников, который в 1816 году разработал окончательный вариант.
Самый первый проект собора сделал выпускник Горного кадетского корпуса, штатный архитектор Воткинского завода И. Т. Мальгин. Позже подключился петербургский архитектор Александр Постников, который в 1816 году разработал окончательный вариант.
Собор строила артель прославленного нижегородского мастера крепостного крестьянина Алексея Бруснигина. Фундамент собора заложили в 1817 году, и уже в конце 1818-го по благословению епископа Вятского Амвросия протоиерей Василий Блинов освятил правый придел собора во имя святителя Николая Чудотворца, а в апреле 1919-го – левый придел во имя святителя Димитрия Ростовского.
Собор строила артель прославленного нижегородского мастера крепостного крестьянина Алексея Бруснигина. Фундамент собора заложили в 1817 году, и уже в конце 1818-го по благословению епископа Вятского Амвросия протоиерей Василий Блинов освятил правый придел собора во имя святителя Николая Чудотворца, а в апреле 1919-го – левый придел во имя святителя Димитрия Ростовского.
Всего по смете на устройство собора было потрачено 123 тысячи 568 рублей ассигнациями «без всякого пособия горнозаводского начальства».
Всего по смете на устройство собора было потрачено 123 тысячи 568 рублей ассигнациями «без всякого пособия горнозаводского начальства».
Средства для строительства храма жертвовали рабочие завода. В своем приговоре они писали: «Мы яко православные сыны Церкви… первое основание сея церкви для предварительного приготовления материалов жертвуем… по пяти копеек с рубля… Вычет согласно приговора должен продолжаться в течение трех лет… со всех нижеподписавшихся мастеровых людей».

Еще деньги приносили крестьяне окрестных селений, входящих в приход собора.

Немаловажную роль в финансировании строительства храма сыграли пожертвования по всей Вятской губернии и денежная помощь из государственной казны.
Средства для строительства храма жертвовали рабочие завода. В своем приговоре они писали: «Мы яко православные сыны Церкви… первое основание сея церкви для предварительного приготовления материалов жертвуем… по пяти копеек с рубля… Вычет согласно приговора должен продолжаться в течение трех лет… со всех нижеподписавшихся мастеровых людей».

Еще деньги приносили крестьяне окрестных селений, входящих в приход собора.

Немаловажную роль в финансировании строительства храма сыграли пожертвования по всей Вятской губернии и денежная помощь из государственной казны.
Завершение строительства собора
Завершение строительства собора
6 января 1818 года в Воткинск на санях привезли благовестный колокол, весом в 129 пудов (это чуть более 2 тонн) и соответствующий «благолепному украшению создаваемой в Воткинском заводе каменной соборной церкви». Его сделал колокольный мастер из Елабуги Дмитрий Шишкин. Позже, после появления большого колокола весом в 388 пудов, этот колокол стал поминальным.

К 1819 году храм был возведен. Но ни колокольня, ни внутреннее убранство тогда еще были не готовы – на это просто не хватало денег.

Постепенно площадь около храма стала базарной. В 1824 году здесь появились торговые лавки. На ночь товары сносились в склады, располагавшиеся на нижнем уровне храма.
6 января 1818 года в Воткинск на санях привезли благовестный колокол, весом в 129 пудов (это чуть более 2 тонн) и соответствующий «благолепному украшению создаваемой в Воткинском заводе каменной соборной церкви». Его сделал колокольный мастер из Елабуги Дмитрий Шишкин. Позже, после появления большого колокола весом в 388 пудов, этот колокол стал поминальным.

К 1819 году храм был возведен. Но ни колокольня, ни внутреннее убранство тогда еще были не готовы – на это просто не хватало денег.

Постепенно площадь около храма стала базарной. В 1824 году здесь появились торговые лавки. На ночь товары сносились в склады, располагавшиеся на нижнем уровне храма.
Возобновить работы по строительству собора удалось только в 1827 году. Тогда начали сооружать иконостас. Его автором стал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» Алексей Канцырев, работавший еще и в Ижевске.

48 икон для собора написал художник 14-го класса, выпускник Академии художеств, учитель Казанской гимназии Алексей Винокуров. К работам в соборе также привлекли «художника, губернского секретаря» Петра Федорова. Вызолачивал иконы живописец Михаил Юркин. За основу брали известные иконы и картины художников на религиозные темы: «Троица» Рублева, «Христос в пустыне» Крамского, «Явление Христа народу» Иванова и даже фрагменты «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
Возобновить работы по строительству собора удалось только в 1827 году. Тогда начали сооружать иконостас. Его автором стал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» Алексей Канцырев, работавший еще и в Ижевске.

48 икон для собора написал художник 14-го класса, выпускник Академии художеств, учитель Казанской гимназии Алексей Винокуров. К работам в соборе также привлекли «художника, губернского секретаря» Петра Федорова. Вызолачивал иконы живописец Михаил Юркин. За основу брали известные иконы и картины художников на религиозные темы: «Троица» Рублева, «Христос в пустыне» Крамского, «Явление Христа народу» Иванова и даже фрагменты «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
Венчающий шар и крест над главным куполом собора выполнены были на деньги крупного русского ученого-металлурга Петра Соболевского.
Венчающий шар и крест над главным куполом собора выполнены были на деньги крупного русского ученого-металлурга Петра Соболевского.
29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Вятский и Слободский Кирилл освятил холодный храм собора. Освящение прошло на мощах великомученика и целителя Пантелеймона, «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к кресту под престолом».
29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Вятский и Слободский Кирилл освятил холодный храм собора. Освящение прошло на мощах великомученика и целителя Пантелеймона, «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к кресту под престолом».
В 1839 году на соборе по проекту главного архитектора Воткинского завода Василия Птенкина достроили колокольню.

В 1841 году было решено заменить иконостас. Поэтому придельные престолы были вновь освящены: Никольский престол – в честь Владимирской иконы Божией Матери, второй престол – в честь Святителя Дмитрия Ростовского. В 1845 году освящение вновь повторилось.
В 1839 году на соборе по проекту главного архитектора Воткинского завода Василия Птенкина достроили колокольню.

В 1841 году было решено заменить иконостас. Поэтому придельные престолы были вновь освящены: Никольский престол – в честь Владимирской иконы Божией Матери, второй престол – в честь Святителя Дмитрия Ростовского. В 1845 году освящение вновь повторилось.
Расширение собора и роспись стен
Расширение собора и роспись стен
В 1863 году храм по проекту архитектора Василия Петенкина расширили. Это было связано с расширением прихода и необходимостью замены конструкций обрушивающегося деревянного потолка. Престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский.
В 1863 году храм по проекту архитектора Василия Петенкина расширили. Это было связано с расширением прихода и необходимостью замены конструкций обрушивающегося деревянного потолка. Престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский.
Иконостас был перестроен и обновлен. И впервые в соборе появилась настенная живопись – в то время это было редкостью для храмов Вятской епархии. Сведения об авторах настенной живописи не сохранились. Известно лишь, что обновлял их и дописывал в 1883-1884 годах известный сарапульский живописец Африкан Беркутов. А после его смерти в 1901-1902 годах живописец А. В. Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора.
Иконостас был перестроен и обновлен. И впервые в соборе появилась настенная живопись – в то время это было редкостью для храмов Вятской епархии. Сведения об авторах настенной живописи не сохранились. Известно лишь, что обновлял их и дописывал в 1883-1884 годах известный сарапульский живописец Африкан Беркутов. А после его смерти в 1901-1902 годах живописец А. В. Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора.
В 1882 году при соборе открыли церковно-приходское попечительство. На деньги попечительства содержалась женская церковно-приходская школа и церковный хор. Последний состоял из 6 дискантов, 6 альтов, 3 теноров, 3 басов, а также семи учеников-мальчиков. В ноябре 1901 года впервые во время литургии стало практиковаться «всенародное пение».

В соборе была богатая библиотека, причем ею пользовались не только священнослужители, но и прихожане.

К 1896 году прихожанами храма были жители поселка Воткинский завод и еще 52 русских селений и 25 удмуртских деревень и починков.

Благовещенский собор, 1900-е годы. Фото: sobor-votkinsk.ru
В 1882 году при соборе открыли церковно-приходское попечительство. На деньги попечительства содержалась женская церковно-приходская школа и церковный хор. Последний состоял из 6 дискантов, 6 альтов, 3 теноров, 3 басов, а также семи учеников-мальчиков. В ноябре 1901 года впервые во время литургии стало практиковаться «всенародное пение».

В соборе была богатая библиотека, причем ею пользовались не только священнослужители, но и прихожане.

К 1896 году прихожанами храма были жители поселка Воткинский завод и еще 52 русских селений и 25 удмуртских деревень и починков.

Благовещенский собор, 1900-е годы. Фото: sobor-votkinsk.ru
В соборе крестили Петра Ильича Чайковского
В соборе крестили Петра Ильича Чайковского
В 1837 году главой Воткинского железоделательного завода становится горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский. Через три года – 25 апреля (7 мая) 1840 года – в семье рождается мальчик Петя, в будущем великий композитор Петр Ильич Чайковский.
В 1837 году главой Воткинского железоделательного завода становится горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский. Через три года – 25 апреля (7 мая) 1840 года – в семье рождается мальчик Петя, в будущем великий композитор Петр Ильич Чайковский.
Запись о рождении Петра была сделана в метрической книге Благовещенского собора: в настоящее время в музее-усадьбе Чайковского хранится копия свидетельства о рождении.

Первые годы жизни мальчика Пети неразрывно связана с собором. По воскресеньям и праздникам он приходил сюда вместе с родителями, слушал церковный хор – и, несомненно, эти песнопения повлияли на его творчество в будущем.
Запись о рождении Петра была сделана в метрической книге Благовещенского собора: в настоящее время в музее-усадьбе Чайковского хранится копия свидетельства о рождении.

Первые годы жизни мальчика Пети неразрывно связана с собором. По воскресеньям и праздникам он приходил сюда вместе с родителями, слушал церковный хор – и, несомненно, эти песнопения повлияли на его творчество в будущем.
Частым гостем в усадьбе Чайковских был настоятель собора протоиерей Василий Блинов. Он участвовал в импровизированных концертах, которые любил устраивать дома Илья Петрович. Настоятель играл на скрипке, хозяин усадьбы – на флейте, а его жена Александра – на рояле. Василий Блинов также стал для детей Ильи Петровича и первым учителем.
Частым гостем в усадьбе Чайковских был настоятель собора протоиерей Василий Блинов. Он участвовал в импровизированных концертах, которые любил устраивать дома Илья Петрович. Настоятель играл на скрипке, хозяин усадьбы – на флейте, а его жена Александра – на рояле. Василий Блинов также стал для детей Ильи Петровича и первым учителем.
Еще один удивительный факт связывает семью Чайковских с собором – одна из икон в 1838 году исцелила старшего брата Пети Николая.

«Эта история стала известной, благодаря сохранившемуся письму Александры Андреевны своей сестре в Санкт-Петербург, – рассказывает Светлана Морозова, главный хранитель отдела научного комплектования, учета и хранения фондов музея-усадьбы Чайковского. – Однажды Николай заболел. Илья Петрович пришел с работы, взял маленького Коленьку поиграть. Но неожиданно у мальчика поднялась температура, ему становилось все хуже и хуже. И тогда Александра Андреевна бросилась, в чем была, – а дело было зимой – бежать к врачу. Конечно, ее догнали, закутали… Доктор осмотрел мальчика, сказал, что это мозговая горячка, и что помочь он не может. Все в доме стали молиться. И тут родственница Ильи Петровича Надежда Вальцева – очень набожная женщина – предложила пригласить батюшку Василия Блинова и принести в дом икону. И ночью крестным ходом принесли икону Пресвятой Богородицы «Владимирской», всю ночь до утра молились. Потом икону понесли обратно в храм и уже на пороге собора прибежавшая служанка сообщила, что Коленька очнулся и попросил молочка».

Сразу после исцеления сына Илья Петрович пожертвовал 1000 рублей на украшение ризы иконы золотом, серебром, драгоценными камнями. Так чудотворная икона стала покровительницей семьи Чайковских.
Еще один удивительный факт связывает семью Чайковских с собором – одна из икон в 1838 году исцелила старшего брата Пети Николая.

«Эта история стала известной, благодаря сохранившемуся письму Александры Андреевны своей сестре в Санкт-Петербург, – рассказывает Светлана Морозова, главный хранитель отдела научного комплектования, учета и хранения фондов музея-усадьбы Чайковского. – Однажды Николай заболел. Илья Петрович пришел с работы, взял маленького Коленьку поиграть. Но неожиданно у мальчика поднялась температура, ему становилось все хуже и хуже. И тогда Александра Андреевна бросилась, в чем была, – а дело было зимой – бежать к врачу. Конечно, ее догнали, закутали… Доктор осмотрел мальчика, сказал, что это мозговая горячка, и что помочь он не может. Все в доме стали молиться. И тут родственница Ильи Петровича Надежда Вальцева – очень набожная женщина – предложила пригласить батюшку Василия Блинова и принести в дом икону. И ночью крестным ходом принесли икону Пресвятой Богородицы «Владимирской», всю ночь до утра молились. Потом икону понесли обратно в храм и уже на пороге собора прибежавшая служанка сообщила, что Коленька очнулся и попросил молочка».

Сразу после исцеления сына Илья Петрович пожертвовал 1000 рублей на украшение ризы иконы золотом, серебром, драгоценными камнями. Так чудотворная икона стала покровительницей семьи Чайковских.
Неудивительно, что именно протоиерей Василий Блинов стал крестным отцом Петра, а его крестной – Надежда Вальцева: 5 мая 1840 года Петра Чайковского крестили в Благовещенском соборе.
Неудивительно, что именно протоиерей Василий Блинов стал крестным отцом Петра, а его крестной – Надежда Вальцева: 5 мая 1840 года Петра Чайковского крестили в Благовещенском соборе.
В тексте использованы:

  • Материалы сайта sobor-votkinsk.ru
  • Материалы с сайта udmeparhia.ru
  • Материалы с сайта pravoslavie.ru
  • Материалы с православного телеканала «Союз»
  • Стояк Ю. А., Романова Л. С. Этапы градостроительного развития города-завода Воткинска до 1917 г. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018.
  • Е. Ф. Шумилов Благовещенский собор. Историко-архитектурное исследование. Ижевск-Воткинск. 1996 г.
В тексте использованы:

  • Материалы сайта sobor-votkinsk.ru
  • Материалы с сайта udmeparhia.ru
  • Материалы с сайта pravoslavie.ru
  • Материалы с православного телеканала «Союз»
  • Стояк Ю. А., Романова Л. С. Этапы градостроительного развития города-завода Воткинска до 1917 г. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018.
  • Е. Ф. Шумилов Благовещенский собор. Историко-архитектурное исследование. Ижевск-Воткинск. 1996 г.
Продолжение читайте здесь.
Запрещается перепечатка текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование – без ссылки на правообладателя. При любом использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.izhlife.ru обязательна. Нарушение исключительных прав правообладателя преследуется по закону.
Исключительные права на материалы, размещенные на интернет-сайте www.izhlife.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат Власовой Анастасии Сергеевне и не подлежат использованию другими лицами без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав:
Сетевое издание IZHLIFE зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель: Власова Анастасия Сергеевна.
И.О. главного редактора: Шайдуллина И.В.
Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 – 78044.
Дата регистрации: 17.02.2017.
Дата внесения изменений: 13.03.2020.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4, к. Б.
Язык: русский.

Ⓒ Индивидуальный предприниматель Власова Анастасия Сергеевна, 2022
Платформы
Сервисы и проекты
Разделы
Рубрики
Адрес редакции
426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4, к. Б.
Телефон отдела рекламы:
Телефон редакции: