6 ноября 1967 года на Карлутской площади в Ижевске был открыт памятник сынам и дочерям Удмуртии - участникам Великой Отечественной войны. Тогда же здесь был зажжен Вечный огонь. В честь этой даты мы расскажем несколько интересных подробностей того, какая работа предшествовала открытию памятника.
Аркадий Завойских,
заслуженный работник культуры РСФСР и Удмуртии, ветеран войны:
| |
В городе на тот момент не было ни одного памятника, возле которого горожане и жители республики могли бы собираться в День Победы. Когда возникла идея поставить такой монумент, ее активно поддержали республиканские власти. Было решено, что Вечный огонь откроют в канун 50-летия Октября - 6 ноября 1967 года. |
Где именно будет стоять монумент, договорились не сразу - ведь на месте здания Госсовета Удмуртии в те годы стоял морг. Были споры и о том, какой именно должна быть скульптура. Предлагали, например, установить здесь памятник Евгению Кунгурцеву, участнику войны и дважды Герою СССР. Однако в конце концов решили, что солдат должен быть безымянным - как олицетворение миллионов советских воинов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной.
При этом, чтобы избежать долгой переписки с Москвой, которая должна была утвердить эскиз будущего монумента, решено было пойти на хитрость: по всем бумагам памятник у Вечного огня проходил как садово-парковая скульптура. Таким образом, Министерство культуры Удмуртии, Союз архитекторов, Союз художников и партийные органы республики брали на себя полную ответственность за будущий монумент - как в художественном, так и в идеологическом плане.
Перед самой установкой памятника разразился скандал: первому секретарю республиканского обкома Валерию Марисову не понравилось, что солдат стоит без гимнастерки. Он приказал «одеть» памятник, но скульптор Борис Волков и министр культуры Аркадий Завойских пошли наперекор мнению главы Удмуртии.
Солдата поставили на площади без согласования с Марисовым - когда Валерий Константинович увидел, как его устанавливают, через окно (а старое здание правительства находилось неподалеку от площади), было уже поздно что-либо менять. Завойских вспоминал: его потом вызвал помощник первого секретаря обкома, ругался и грозил выговором. Но в итоге никакого наказания не последовало. Да и ижевчане отреагировали на полуобнаженную фигуру вполне благосклонно.
Брови и скулы Безымянного солдата скульптор Борис Волков скопировал со своего студента Семена Филимонова. |
Больше интересных подробностей и архивных фотографий - в полном материале, посвященном 45-летию со дня появления в Ижевске Монумента воинской славы и зажжения Вечного огня.
Также в продолжение темы:
Улица Коммунаров-5: кафе «Лакомка» и Неизвестный солдат из глины
Улица Коммунаров-3: «Ижевский кремль», железная дорога и подземный ход
Прогулки по Ижевску: древние городища, крокодил и городок Победы