Top.Mail.Ru
12 ноября 2020 15:47
Общество

Артист балета из Ижевска: «Если происходит заминка, импровизируем»

Илья Волков о сложных костюмах и стереотипах про диеты

Театры в Удмуртии сейчас закрыты для зрителей. Но за кулисами продолжаются репетиции и даже готовятся премьеры, а артисты продолжают держать себя в форме. В новом выпуске проекта «Моя работа» рассказываем об артисте балета Илье Волкове. Он исполняет сольные партии в балетных спектаклях – Ротбарта в «Лебедином озере», Феи Карабос в «Спящей красавице», Дроссельмайера в «Щелкунчике», мастера Виноградинки в «Чиполлино» и другие.

Досье

Илья Волков

Фото: Ильяс Бекмансуров

Возраст: 36 лет

Образование: Высшее, степень «Бакалавр» АРБ им. А. Я. Вагановой

Семейное положение: женат, воспитывает двоих детей

Хобби: чтение художественной литературы, хоккей.

Как пришел в профессию:

– Мама записала меня в школу искусств по направлению «хореографическое творчество» в моем родном поселке Балезино. Конечно, тогда не очень хотелось заниматься балетом. Друзья дразнили «танцулькой». Но в школе искусств было интересно. Два года я прозанимался там. Потом к нам приехала студентка из Пермского училища, посмотрела наш урок и предложила съездить на общий просмотр. Меня приняли. В 11 лет я переехал в Пермь, жил в интернате и занимался в училище. Общеобразовательные уроки мы совмещали с занятиями классического, историко-бытового, характерного, дуэтного танцев и практики. Там уже была совершенно другая атмосфера: вокруг меня были люди, которые увлекались искусством. Мыслей бросить уже не возникало.

Выступал на Красной площади и в Оксфорде

Илья Волков окончил Пермское училище в 2003 году. Уже во времена студенчества артист участвовал в постановках училища и театра оперы и балета Перми. Даже ездил выступать в Англию и Испанию во время учебы.

– В Испании мы танцевали балет «Коппелия» Лео Делиба. Я исполнял соло в танцах мазурке и чардаш, четверку друзей. Испанская публика принимала тепло. Мы объездили примерно 30 городов, было трехразовое питание, платили 7-10 евро за спектакль. Было здорово, чувствовали себя взрослыми, – вспоминает Илья.

Во время гастролей ученики успевали прогуляться по городам. Например, в Англии им устроили экскурсию по Лондону: они проплыли по Темзе, видели Биг Бен, зашли в Лондонский Тауэр, прошлись Лондонскому мосту. В Испании артистов привезли в национальный музей Прадо.

После окончания училища у артиста было три варианта развития событий: вернуться в Ижевск, остаться в Перми или поехать по приглашению работать в Челябинск. Но Илья Волков поехал на просмотр в Санкт-Петербург. Там молодого человека не взяли, но нашлась вакансия в Москве. В столице он танцевал в Русском национальном балетном театре, Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Кремлевском балете. В основном Илья Волков танцевал в кордебалете и исполнял партии корифея. Работа артиста устраивала: зарплата была хорошая, коллектив тоже, на тот момент было много гастролей. Артист даже не может сразу вспомнить, сколько стран он успел посетить: около 20-25. Илья Волков был в Китае, Южной Корее, Мексике, Франции, Греции, Италии, Португалии, странах СНГ. Самая значительная роль у танцовщика была в Мексике: он играл Дроссельмайера в «Щелкунчике».

– Балет – европейское искусство. Поэтому в Китае, например, аплодисменты скромные, но когда выступала четверка маленьких лебедей, аплодировали здорово. Зато в Европе порой мурашки шли по коже от реакции публики, – вспоминает артист.

Кстати, и там в выходные дни танцовщики успевали осмотреть достопримечательности: они были на Великой Китайской стене, поднимались пешком на второй этаж Эйфелевой башни, ездили в Версаль, были в квартире Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне и в музее мадам Тюссо.

Но Илье жизнь в Москве представлялась сложной. К тому же артист все равно хотел вернуться на родину.

– На работу я добирался 1 час 10 минут. Экология была ужасная, много автомобилей, только по утрам в воскресенье можно было дышать. Возможность создать семью и вести личную жизнь была немыслимая. Как-то с гастролями приехали в Ижевск. Здесь я встретился с женщиной из Министерства культуры. Когда-то благодаря ей я получил возможность самому выбрать место работы, так как по договору, подписанному родителями, на бесплатное питание и проживание, должен отработать пять лет в театре оперы и балета в Ижевске. Она напомнила, что здесь меня ждет театр, и я вернулся, – рассказывает Илья Волков.

Происходит казус – начинается импровизация

Рабочий день начинается в 10:00 утра. 1 час идет урок классического танца, а дальше репетиции, они длятся три часа с перерывами. Днем артисты уходят домой или при необходимости учат партии дома или в театре. Вечером снова идут репетиции с 18:00 до 21:00, во время открытого сезона добавляются спектакли репертуара. Такой режим в театре у артистов балета со вторника по воскресенье. Понедельник - выходной день. Когда Илья Волков разучивает новую роль, он продолжает репетировать и дома: смотрит видео, разучивает движения.

Репетиции проходят в репетиционном зале и на сцене с декорациями и костюмами. Но сцена постоянно занята, поэтому основной процесс подготовки спектакля проходит в балетном классе. Подготовка премьерного спектакля может занять полгода. Постановка танцев, пошив костюмов, изготовление постижёрами париков, усов, бакенбардов. Пишутся декорации, изготовляется бутафория, монтируется и создается определенное освещение сцены и многое другое.

Но во время карантина режим работы поменялся. Артисты только поддерживали себя в форме, например, занимались дома. У каждого было расписание, когда можно было приходить в театр на индивидуальные занятия. Его составили так, чтобы артисты не пересекались друг с другом.

Илья Волков еще и педагог. Иногда ученики дарят ему рисунки и записки. Артист бережно хранит их в своей гримерке Фото: Ильяс Бекмансуров

Перед выходом на сцену артист волнуется. Он старается настроиться на роль, вспомнить ошибки, которые нужно исправить, и по возможности остаться один.

Театр – искусство, за которым зритель наблюдает в режиме реального времени. На спектаклях порой случаются казусы.

– У Дроссельмайера в «Щелкунчике» очень сложный костюм со множеством кармашков. Он показывает фокусы во время выступления. Например, мне нужно было доставать ленту платочков из одного кармана, а она порвалась. В другой раз в «Щелкунчике» не сработала хлопушка, и пришлось просто подарить ее Фрицу, брату Марии. В такой ситуации главное не зацикливаться на этом моменте и продолжать танцевать, – говорит артист.

Бывает, что во время выступления происходит задержка перемены сцены на следующую картину. Однажды в «Щелкунчике» происходила смена декораций, Илья подал знак руками, чтобы поднимался звездный плащ, а он стоял на месте. Позже оказалось, что Мария и Принц просто не успели переодеться. Поэтому пришлось походить по сцене, подумать, потанцевать, и только потом продолжить партию. Главное, чтобы зрители ничего не заметили.

«Могу сменить костюм меньше, чем за минуту»

Илья Волков умеет полностью себя гримировать. Этим искусством артисты овладевают еще в училище: там даже есть отдельный предмет «Грим». Но иногда танцовщикам требуется помощь гримеров.

– Под Ротбарта я, может быть, и загримируюсь сам, но на это у меня уйдет час – два. А гример подскажет и подрисует. Я прихожу в театр за час до начала спектакля, чтобы подготовиться. Но для ролей со сложными костюмами и гримом нужно приходить еще раньше. Например, у того же Ротбарта нужно сделать нос и подождать, пока он застынет, – рассказывает Илья.

Артист успевает сменить костюм меньше, чем за минуту. Особенно часто это умение пригождается в балете-ревю «Не ревнуй меня к Бродвею». Там артисты переодеваются по семь-восемь раз за спектакль.

– В начале мы показываем египетский танец, а потом сразу испанский. Египетский костюм состоит из купальника, пояса и головного убора, его я меняю на испанский. Его готовлю заранее и прошу помочь коллег, не задействованных в этом номере. Забегаю за кулисы, расстегиваю и снимаю пояс, надеваю комбинезон Испании прямо поверх египетского купальника, кто-то сзади одевает жилетку и головной убор, по пути запрыгиваю в туфли, и вперед, на испанский танец, – объясняет артист.

Партию Феи Карабос создавали под мужчину

Фото: Ильяс Бекмансуров

Любимые партии Ильи Волкова – цыганский танец в «Дон Кихоте» и адажио цветов в «Чиполлино». Партии привлекают Илью сложностью: для этих танцев нужно преодолевать себя. Но особенно яркой в практике артиста была партия Феи Карабос в «Спящей красавице».

– Наша Фея Карабос отличается от всех остальных. Обычно ее представляют как старенькую, вредную бабушку. Я даже сам в роли мышки выкатывал катафалк с Феей Карабос в училище. У нас она более живая, молодая, подвижная, – говорит артист.

Роль Феи Карабос Илью Волкова не смущает: ведь изначально эту партию балетмейстер Мариус Петипа ставил для мужчины, итальянского танцовщика-виртуоза Энрико Чекетти. Благодаря этой предыстории у Ильи Волкова нет никакого отторжения к этой роли.

– В образе Феи Карабос нужно отразить обиду, что ее не пригласили. Для этого я читаю литературу, анализирую, как другие артисты представляли образ. Добавляются свои мысли, интуиция, помогает балетмейстер и музыка. Так я готовлюсь к любой роли, – говорит артист.

Блиц

Как правильно называть мужчину, который танцует в балете?

– В трудовой книжке и мужчины, и женщины записаны как «артист балета». Можно назвать танцовщиком. Раньше бывало, что меня задевали различные слова вроде «балерун». Но потом это отходит, потому что люди так называют нас по отсутствию знаний.

Сидят ли артисты балета на диетах?

– Нет, никакого специального режима питания у меня нет. За лето могу поправиться на пять килограммов. Но когда начинается сезон и репетиции, все уходит само из-за физических нагрузок.

Бывает ли, что артисты устраивают друг другу козни ради роли?

– Я с таким не сталкивался. Во всех театрах, где я работал, были хорошие коллективы. И если человек действительно работает, это видно, и он получает роль.

Как долго служит одна пара балетных туфель?

– Примерно полгода. Но к спектаклю я готовлю себе по две-три пары, чтобы была замена. Кстати, у мужчин не бывает пуантов, потому что мы не встаем на пальцы, только на полупальцы.

Бывают ли у мужчин-артистов колготки и пачки?

– Колготок у мужчин нет, эта одежда называется трико. Но мы ставили однажды спектакль «И в шутку, и всерьез». Там мужчины и колготки, и пачки носили, и в женщин переодевались. Колготки были ужасно неудобными.

Действительно ли артисты балета рано уходят на пенсию?

– Стаж работы солистов – 15 лет, кордебалета – 20 лет. Я думаю, что расцвет у артиста балета наступает в 20 – 30 лет. Многие после выхода на пенсию остаются преподавать. Я уже занимаюсь с детьми, и потом продолжу педагогическую деятельность.

Есть ли у танцовщиков профессиональные заболевания?

– Я с этим не сталкивался. Один раз, на репетиции, получил перелом пятой плюсневой кости на стопе. Но в этом я сам был виноват, расслабился. После этого пришлось месяц и неделю носить гипс, потом разрабатывать ногу. Какое-то время я танцевал только в легких партиях.

Сколько зарабатывает артист балета?

– Зависит от ролей и количества спектаклей. В среднем выходит около 30 тысяч.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Радуюсь, если дети высказывают свое мнение»: откровения учителя истории из Ижевска

Ижевчанин о своей работе: «Да, я водитель мусоровоза и это круто!»

Разбирал завалы на Удмуртской, 261 и эвакуировал людей из Пугачево: откровения спасателя из Ижевска