4 июня 2025 16:30
Разговоры о вере

«Пророк был готов пожертвовать сыном»: духовное значение праздника Курбан-Байрам

И каким традициям мусульманам необходимо следовать в этот день

Поговорили с муфтием Удмуртской Республики о празднике Курбан-Байрам. Фото: Сергей Грачев
Поговорили с муфтием Удмуртской Республики о празднике Курбан-Байрам. Фото: Сергей Грачев

6 июня 2025 года мусульмане всего мира отмечают один из главных религиозных праздников – Курбан-Байрам. В этот день верующие совершают праздничный намаз, закалывают жертвенное животное и раздают мясо нуждающимся, укрепляя единство общины и следуя заветам милосердия. Мы поговорили с Фаизом Мухамедшиным, муфтием Удмуртии, чтобы узнать о духовном значении праздника и традициях празднования великого дня.

История праздника Курбан-Байрам

Курбан-Байрам – один из двух главных праздников в исламе, и его значение выходит далеко за рамки традиционного жертвоприношения. Этот день уходит корнями в священную историю пророка Ибрахима (Авраама), почитаемого во всех авраамических религиях – исламе, иудаизме и христианстве.

Согласно преданию, пророк Ибрахим получил от Всевышнего повеление принести в жертву своего любимого сына. Этот приказ был высшей формой испытания – проверкой преданности, веры и полной покорности воле Бога. Ибрахим, не колеблясь, проявил готовность исполнить повеление. Но в момент жертвоприношения Всевышний остановил его и даровал ему замену – животное, которого Ибрахим и принес в жертву вместо сына. Этот момент стал символом великой жертвы и доверия к Богу. 

Сам праздник был установлен еще во времена пророка Мухаммада. И с тех пор ежегодно отмечается мусульманами всего мира на 10-й день месяца Зуль-Хиджа – последнего месяца исламского лунного календаря. Он совпадает с завершением паломничества (хаджа) в Мекку и является высшей точкой духовного подъема для миллионов мусульман, независимо от того, совершают ли они хадж или отмечают праздник дома.

20 курбан-байрам 5.jpg
Пророк Ибрахим был готов принести в жертву сына. Фото: Evgenia Kononova. http://en.wikipedia.org/wiki/File:Fresco_Binding_of_Isaac_muslim.jpg, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6577343

Духовное значение Курбан-Байрама в исламе

Важно понимать: Всевышний не желает страдания или насилия. Само жертвоприношение в исламе имеет глубокий символический смысл. Оно напоминает верующим о том, что нужно быть готовыми отдать самое ценное – не буквально, а в нравственном, духовном смысле. Речь идет о жертве эгоизма, жертве гордыни, жертве равнодушия.

«Господу не нужны ни кровь, ни плоть – до Него доходит только ваша богобоязненность» (Коран, 22:37).

Курбан-Байрам призывает верующих к радости, смирению, духовному очищению и, что особенно важно, к милосердию. 

Как правильно провести день Курбан-Байрама: молитвы, обряды и действия

Праздник Курбан-Байрам – это особое время духовного возвышения, благодарности и добрых дел. Его правильное проведение регулируется как религиозной традицией, так и нравственным смыслом, заложенным в обрядах.

Для тех мусульман, кто в это время совершает хадж – большое паломничество, – празднование проходит в священных местах рядом с Меккой, особенно в долине Мина. Там паломники совершают специальные обряды, обходят священный камень Каабу, посещают значимые религиозные места и проводят пять дней в глубокой духовной сосредоточенности.

Для остальных мусульман, находящихся в своих городах и селениях, подготовка к празднику начинается заранее – с наступлением первого дня месяца Зуль-хиджа. Это время принято посвящать:

  • усиленной молитве;

  • благотворительности;

  • добрым делам;

  • помощи нуждающимся;

  • духовной подготовке к великому дню.

Все добрые дела, совершаемые в эти дни, особенно ценны перед Всевышним.

Утро Курбан-Байрама

Праздничный день начинается с раннего подъема и совершения праздничной молитвы (салят аль-ид). В большинстве мест она проводится на рассвете – например, в Ижевске в 7 утра. Верующие собираются в мечетях, совершают молитву, после чего начинается праздничное общение и угощение. В мечетях традиционно накрываются трапезы для всех пришедших, подчеркивая дух братства и общности.

Жертвоприношение

После молитвы совершается обряд жертвоприношения (курбан). Сегодня это чаще всего происходит централизованно – на специальных площадках и бойнях, где соблюдаются все религиозные требования.

Смысл обряда не в самом мясе, а в духовной составляющей: это акт благодарности и милосердия. Мясо жертвенного животного распределяется по особому принципу:

  • Одна треть – нуждающимся;

  • Одна треть – родственникам, друзьям и соседям;

  • Одна треть – остается семье жертвующего.

20 курбан-байрам 2.jpg
Ранним утром верующие люди собираются в мечети на празднование Курбана-Байрама. Фото: Сергей Грачев

Почему жертвоприношение (курбан) – неотъемлемая часть праздника?

Смысл жертвоприношения в Курбан-Байраме напрямую связан с историей пророка Ибрахима (Авраама), одной из центральных фигур авраамических религий. Пророки, как подчеркивает исламская традиция, – особые люди, наделенные высшей степенью духовной ответственности. Их испытания были особенно суровыми, поскольку через них Господь раскрывал великие истины веры для всего человечества.

Как упоминали выше, Всевышний велел Ибрахиму принести в жертву сына, но, убедившись в его преданности, заменил жертву на животное. Так была подчеркнута суть испытания: Богу не нужна кровь, Ему важна искренность веры и готовность человека следовать Его воле.

Этот эпизод и стал духовной основой жертвоприношения в праздник Курбан-Байрам. Курбан символизирует:

  • Послушание и преданность Богу, как это показал пророк Ибрахим;

  • Милость Всевышнего, который не требует от человека невосполнимых жертв;

  • Благодарность за дары и испытания, посланные Богом;

  • Готовность делиться с другими, ведь мясо жертвенного животного обязательно распределяется между близкими, соседями и нуждающимися.

Почему часть жертвенного мяса отдают нуждающимся?

В исламе практически все формы поклонения тесно связаны с заботой о нуждающихся. Это касается не только Курбан-Байрама, но и других религиозных практик. Забота о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, – важнейшая часть нравственного и духовного пути мусульманина.

Даже в вопросах покаяния за тяжкие грехи шариат предписывает не только молитву и раскаяние, но и конкретные действия по отношению к обездоленным: накормить, одеть бедняков, или освободить рабов (в прежние времена). Это отражает главный принцип ислама – соединение духовного очищения с социальной ответственностью.

Категории нуждающихся, которым полагается часть мяса от жертвенного животного, включают:

  • людей, не имеющих средств к существованию;

  • тех, у кого есть что-то, но недостаточно;

  • семьи в затруднительном положении;

  • тех, кто формально не считается бедным, но испытывает серьезные материальные трудности.

Распределение мяса – это не просто традиция, а глубоко продуманный акт милосердия и справедливости. Он помогает поддерживать равновесие в обществе и напоминает каждому мусульманину: приближение к Богу невозможно без внимания к тем, кто рядом и нуждается в помощи.

20 курбан-байрам 3.jpg
Традиционно в праздник приносят в жертву барашков. Фото: архив редакции

С какими трудностями сталкиваются мусульмане при праздновании Курбан-Байрама?

Вопреки распространенным стереотипам, мусульмане в России не сталкиваются с серьезными трудностями при праздновании Курбан-Байрама. Даже в советский период, когда религиозная практика в целом не поощрялась, два главных праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам – традиционно отмечались верующими. Сегодня же, в условиях свободы вероисповедания, никаких официальных препятствий для их проведения не существует.

Одна из единственных сложностей – огромное количество людей, желающих принять участие в утренней молитве. В праздничный день мечети не могут вместить всех прихожан – ни в Москве, ни в Казани, ни тем более в Мекке. Поэтому, как и в другие религии на большие праздники, часть верующих совершает молитву на улице, рядом с мечетью. Это временное и естественное явление – ведь такой обряд происходит только по главным праздникам и длится около часа.

Кроме молитвы, праздник включает множество других элементов:

  • После молитвы в мечетях устраиваются угощения для всех желающих;

  • Верующие ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками, особенно между близкими – родителями, супругами, детьми;

  • Те, кто имеет финансовую возможность, совершают обряд жертвоприношения – курбан.

С практической стороны, организация курбана может быть логистически сложной. Поэтому в больших городах, в том числе и Ижевске, сложилась устойчивая практика централизованного исполнения обряда: мусульмане передают полномочия специализированным организациям или лицам, которые закупают и забивают животных в соответствии с религиозными канонами. После этого мясо доставляется верующим для последующего распределения.

Иногда речь идет о сотнях килограммов, а то и тоннах мяса, которые делятся между нуждающимися. Многие семьи получают такую ощутимую помощь, что этого мяса хватает им на несколько недель или даже месяцев. Это подчеркивает главные ценности Курбан-Байрама – милосердие, щедрость и социальную поддержку.

20 курбан-байрам 4.jpg
Праздник имеет огромное значение и для старшего поколения, и для младшего. Фото: Сергей Грачев

Пожелания в день Курбан-Байрама

В завершение разговора муфтий Удмуртской Республики Фаиз Мухамедшин обратился к верующим и ко всем людям с искренними пожеланиями, подчеркнув важность богобоязненности – качества, которое охватывает и внутреннюю совестливость, и внешнюю этику поведения.

«Богобоязненность – это не страх в обычном смысле, а постоянная готовность быть честным, справедливым и благодарным перед Всевышним, перед собой и окружающими», – отметил он.

Если человеку даровано здоровье – он должен быть благодарным. Если в семье царит благополучие – стоит осознанно ценить это. Если есть достаток – важно делиться с теми, кто в трудной ситуации. Это не обязательно должно происходить в строго определенном месте или по какой-то системе – щедрость в добрых делах должна быть естественным состоянием души.

Муфтий подчеркивает, что участие в социально полезных инициативах – от благоустройства районов до помощи нуждающимся – это неотъемлемая часть религиозной жизни. Главное – делать добро бескорыстно, не ожидая благодарности или признания. Ведь по-настоящему богоугодный поступок совершается ради Всевышнего, а не ради похвалы.

«Если ты сделал добро, и тебе никто не сказал спасибо – это нормально. Ты ведь сделал это ради Бога», – подчеркнул муфтий.

Он также напомнил о важности сочетания молитвы с личной инициативой:

«Если ты просишь у Всевышнего, чтобы дети выросли хорошими – сам участвуй в их воспитании. Если хочешь, чтобы город был чистым – начни с себя. Просьба к Богу не освобождает от действия, она вдохновляет на него».