
6 июня 2025 года мусульмане всего мира отмечают один из главных религиозных праздников – Курбан-Байрам. В этот день верующие совершают праздничный намаз, закалывают жертвенное животное и раздают мясо нуждающимся, укрепляя единство общины и следуя заветам милосердия. Мы поговорили с Фаизом Мухамедшиным, муфтием Удмуртии, чтобы узнать о духовном значении праздника и традициях празднования великого дня.
История праздника Курбан-Байрам
Курбан-Байрам – один из двух главных праздников в исламе, и его значение выходит далеко за рамки традиционного жертвоприношения. Этот день уходит корнями в священную историю пророка Ибрахима (Авраама), почитаемого во всех авраамических религиях – исламе, иудаизме и христианстве.
Согласно преданию, пророк Ибрахим получил от Всевышнего повеление принести в жертву своего любимого сына. Этот приказ был высшей формой испытания – проверкой преданности, веры и полной покорности воле Бога. Ибрахим, не колеблясь, проявил готовность исполнить повеление. Но в момент жертвоприношения Всевышний остановил его и даровал ему замену – животное, которого Ибрахим и принес в жертву вместо сына. Этот момент стал символом великой жертвы и доверия к Богу.
Сам праздник был установлен еще во времена пророка Мухаммада. И с тех пор ежегодно отмечается мусульманами всего мира на 10-й день месяца Зуль-Хиджа – последнего месяца исламского лунного календаря. Он совпадает с завершением паломничества (хаджа) в Мекку и является высшей точкой духовного подъема для миллионов мусульман, независимо от того, совершают ли они хадж или отмечают праздник дома.

Духовное значение Курбан-Байрама в исламе
Важно понимать: Всевышний не желает страдания или насилия. Само жертвоприношение в исламе имеет глубокий символический смысл. Оно напоминает верующим о том, что нужно быть готовыми отдать самое ценное – не буквально, а в нравственном, духовном смысле. Речь идет о жертве эгоизма, жертве гордыни, жертве равнодушия.
«Господу не нужны ни кровь, ни плоть – до Него доходит только ваша богобоязненность» (Коран, 22:37).
Курбан-Байрам призывает верующих к радости, смирению, духовному очищению и, что особенно важно, к милосердию.
Как правильно провести день Курбан-Байрама: молитвы, обряды и действия
Праздник Курбан-Байрам – это особое время духовного возвышения, благодарности и добрых дел. Его правильное проведение регулируется как религиозной традицией, так и нравственным смыслом, заложенным в обрядах.
Для тех мусульман, кто в это время совершает хадж – большое паломничество, – празднование проходит в священных местах рядом с Меккой, особенно в долине Мина. Там паломники совершают специальные обряды, обходят священный камень Каабу, посещают значимые религиозные места и проводят пять дней в глубокой духовной сосредоточенности.
Для остальных мусульман, находящихся в своих городах и селениях, подготовка к празднику начинается заранее – с наступлением первого дня месяца Зуль-хиджа. Это время принято посвящать:
-
усиленной молитве;
-
благотворительности;
-
добрым делам;
-
помощи нуждающимся;
-
духовной подготовке к великому дню.
Все добрые дела, совершаемые в эти дни, особенно ценны перед Всевышним.
Утро Курбан-Байрама
Праздничный день начинается с раннего подъема и совершения праздничной молитвы (салят аль-ид). В большинстве мест она проводится на рассвете – например, в Ижевске в 7 утра. Верующие собираются в мечетях, совершают молитву, после чего начинается праздничное общение и угощение. В мечетях традиционно накрываются трапезы для всех пришедших, подчеркивая дух братства и общности.
Жертвоприношение
После молитвы совершается обряд жертвоприношения (курбан). Сегодня это чаще всего происходит централизованно – на специальных площадках и бойнях, где соблюдаются все религиозные требования.
Смысл обряда не в самом мясе, а в духовной составляющей: это акт благодарности и милосердия. Мясо жертвенного животного распределяется по особому принципу:
-
Одна треть – нуждающимся;
-
Одна треть – родственникам, друзьям и соседям;
-
Одна треть – остается семье жертвующего.

Почему жертвоприношение (курбан) – неотъемлемая часть праздника?
Смысл жертвоприношения в Курбан-Байраме напрямую связан с историей пророка Ибрахима (Авраама), одной из центральных фигур авраамических религий. Пророки, как подчеркивает исламская традиция, – особые люди, наделенные высшей степенью духовной ответственности. Их испытания были особенно суровыми, поскольку через них Господь раскрывал великие истины веры для всего человечества.
Как упоминали выше, Всевышний велел Ибрахиму принести в жертву сына, но, убедившись в его преданности, заменил жертву на животное. Так была подчеркнута суть испытания: Богу не нужна кровь, Ему важна искренность веры и готовность человека следовать Его воле.
Этот эпизод и стал духовной основой жертвоприношения в праздник Курбан-Байрам. Курбан символизирует:
-
Послушание и преданность Богу, как это показал пророк Ибрахим;
-
Милость Всевышнего, который не требует от человека невосполнимых жертв;
-
Благодарность за дары и испытания, посланные Богом;
-
Готовность делиться с другими, ведь мясо жертвенного животного обязательно распределяется между близкими, соседями и нуждающимися.
Почему часть жертвенного мяса отдают нуждающимся?
В исламе практически все формы поклонения тесно связаны с заботой о нуждающихся. Это касается не только Курбан-Байрама, но и других религиозных практик. Забота о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, – важнейшая часть нравственного и духовного пути мусульманина.
Даже в вопросах покаяния за тяжкие грехи шариат предписывает не только молитву и раскаяние, но и конкретные действия по отношению к обездоленным: накормить, одеть бедняков, или освободить рабов (в прежние времена). Это отражает главный принцип ислама – соединение духовного очищения с социальной ответственностью.
Категории нуждающихся, которым полагается часть мяса от жертвенного животного, включают:
-
людей, не имеющих средств к существованию;
-
тех, у кого есть что-то, но недостаточно;
-
семьи в затруднительном положении;
-
тех, кто формально не считается бедным, но испытывает серьезные материальные трудности.
Распределение мяса – это не просто традиция, а глубоко продуманный акт милосердия и справедливости. Он помогает поддерживать равновесие в обществе и напоминает каждому мусульманину: приближение к Богу невозможно без внимания к тем, кто рядом и нуждается в помощи.

С какими трудностями сталкиваются мусульмане при праздновании Курбан-Байрама?
Вопреки распространенным стереотипам, мусульмане в России не сталкиваются с серьезными трудностями при праздновании Курбан-Байрама. Даже в советский период, когда религиозная практика в целом не поощрялась, два главных праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам – традиционно отмечались верующими. Сегодня же, в условиях свободы вероисповедания, никаких официальных препятствий для их проведения не существует.
Одна из единственных сложностей – огромное количество людей, желающих принять участие в утренней молитве. В праздничный день мечети не могут вместить всех прихожан – ни в Москве, ни в Казани, ни тем более в Мекке. Поэтому, как и в другие религии на большие праздники, часть верующих совершает молитву на улице, рядом с мечетью. Это временное и естественное явление – ведь такой обряд происходит только по главным праздникам и длится около часа.
Кроме молитвы, праздник включает множество других элементов:
-
После молитвы в мечетях устраиваются угощения для всех желающих;
-
Верующие ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками, особенно между близкими – родителями, супругами, детьми;
-
Те, кто имеет финансовую возможность, совершают обряд жертвоприношения – курбан.
С практической стороны, организация курбана может быть логистически сложной. Поэтому в больших городах, в том числе и Ижевске, сложилась устойчивая практика централизованного исполнения обряда: мусульмане передают полномочия специализированным организациям или лицам, которые закупают и забивают животных в соответствии с религиозными канонами. После этого мясо доставляется верующим для последующего распределения.
Иногда речь идет о сотнях килограммов, а то и тоннах мяса, которые делятся между нуждающимися. Многие семьи получают такую ощутимую помощь, что этого мяса хватает им на несколько недель или даже месяцев. Это подчеркивает главные ценности Курбан-Байрама – милосердие, щедрость и социальную поддержку.

Пожелания в день Курбан-Байрама
В завершение разговора муфтий Удмуртской Республики Фаиз Мухамедшин обратился к верующим и ко всем людям с искренними пожеланиями, подчеркнув важность богобоязненности – качества, которое охватывает и внутреннюю совестливость, и внешнюю этику поведения.
«Богобоязненность – это не страх в обычном смысле, а постоянная готовность быть честным, справедливым и благодарным перед Всевышним, перед собой и окружающими», – отметил он.
Если человеку даровано здоровье – он должен быть благодарным. Если в семье царит благополучие – стоит осознанно ценить это. Если есть достаток – важно делиться с теми, кто в трудной ситуации. Это не обязательно должно происходить в строго определенном месте или по какой-то системе – щедрость в добрых делах должна быть естественным состоянием души.
Муфтий подчеркивает, что участие в социально полезных инициативах – от благоустройства районов до помощи нуждающимся – это неотъемлемая часть религиозной жизни. Главное – делать добро бескорыстно, не ожидая благодарности или признания. Ведь по-настоящему богоугодный поступок совершается ради Всевышнего, а не ради похвалы.
«Если ты сделал добро, и тебе никто не сказал спасибо – это нормально. Ты ведь сделал это ради Бога», – подчеркнул муфтий.
Он также напомнил о важности сочетания молитвы с личной инициативой:
«Если ты просишь у Всевышнего, чтобы дети выросли хорошими – сам участвуй в их воспитании. Если хочешь, чтобы город был чистым – начни с себя. Просьба к Богу не освобождает от действия, она вдохновляет на него».