Top.Mail.Ru
25 июня 2019 09:52
Дороги и транспорт

Для Ижевска купят новые трамваи и троллейбусы?

Городские власти прорабатывают с инвестором возможности модернизации электрического транспорта

Архив редакции
Архив редакции

Парк троллейбусов и трамваев Ижевска нуждается в обновлении. Горожане недовольны состоянием подвижного состава, который не соответствует современным требования и сильно устарел. Своими мнениями они поделились в опросе, проведенном в группе «Я люблю Ижевск» в социальной сети «ВКонтакте». Между тем в настоящее время городские власти совместно с инвестором прорабатывают варианты модернизации городского электротранспорта. Речь идет о вложениях на сумму не менее 800 млн рублей.

Старый подвижной состав

Городской электрический транспорт остро нуждается в обновлении подвижного состава. Об этом говорят и на самом предприятии ИжГЭТ, и жители Ижевска. Многим давно хочется пользоваться современным комфортным общественным транспортом.

– Все плохо в целом в самом транспорте, – отмечает пользователь Андрей Борисов. – В большинстве троллейбусов и трамваев старые сиденья, краска нанесена в 10 слоев, зимой во всем электротранспорте очень холодно, в особенности в трамваях, у некоторых троллейбусов кривые колеса, из-за чего всех пассажиров качает во время движения. В общем, все надо основательно переделывать либо обновлять парк техники.

Фото: Диля Ахмадишина

Пользователь Павел Романов также считает, что нужно обновить парк трамваев, поскольку «до сих пор ездим на чешских вагонах 80-х годов, хоть они и в относительно хорошем состоянии. Неплохо было бы еще проложить новые маршруты в пригороды (микрорайон Игерман, село Завьялово). Троллейбусы почти все старые, шумные, зимой промерзают. Надо обновлять парк полностью».

Некоторые участники опроса приводят случаи поломки старых трамваев и троллейбусов. Но в то же время отмечают, что в некоторых городах состояние электротранспорта еще хуже, чем в Ижевске. Так что «стоит гордиться, что у нас электротранспорт до сих пор жив, и его не «выпиливают», как в большинстве городов России».

В последний раз новые троллейбусы для Ижевска закупали еще в 2010 году в количестве двух штук. Несколько лет назад на линию вышли семь внешне новых трамваев, которые в рамках углубленного капитального ремонта фактически были заново изготовлены из современных материалов и комплектующих в цехах самого ИжГЭТ. Также на линии появились сочленные трамвайные вагоны «с пробегом» из Германии. Силами специалистов МУП «ИжГЭТ» удалось наладить экспериментальное производство модернизированных троллейбусов на базе существующих устаревших образцов. Однако общий износ техники составляет 80%. Собственных средств у предприятия на приобретение нового подвижного состава нет.

Высокие затраты

Ремонт имеющихся трамваев и троллейбусов на предприятии проводят регулярно, но бесконечно пытаться вдохнуть жизнь в старые машины становится все сложнее и затратнее. Сейчас на обслуживании у ИжГЭТ находится 208 трамваев и 215 троллейбусов. За год они перевозят более 85 млн пассажиров, в том числе более 30 млн льготников.

Как рассказали в пресс-службе МУП «ИжГЭТ», расходы предприятия на работу электротранспорта в 2018 году составили 1,4 млрд рублей. Убыток МУП «ИжГЭТ» по итогам 2018 года составил 50,6 млн рублей. В сентябре 2018 году предприятию пришлось взять кредит в размере 60 млн рублей, чтобы выплатить зарплату работникам. Помимо растущих расходов на содержание и ремонт ветшающего подвижного состава, на финансовое состояние предприятие влияет рост затрат на электроэнергию. В последний раз плата за проезд в общественном транспорте Ижевска повышалась в 2015 году, при этом тарифы на электроэнергию для предприятия ежегодно увеличиваются на 20-30%. Расходы на нее в настоящее время составляют 15% от тарифа за проезд. Еще 66% идут на оплату труда, 4% – на амортизацию, 7% – на материалы, 3% – на оплату коммунальных услуг, 5% – на прочие расходы.

Фото: Архив редакции

Рельсы и переезды

Впрочем, в модернизации нуждается не только подвижной состав, но и энергохозяйство: 25 тяговых подстанций, невидимая для обычных горожан кабельная сеть под землей, контактная сеть для троллейбусов и путевое хозяйство для трамвая.

В настоящее время около 10% путей требуется капитальный ремонт, 40% – текущий. Всего их протяженность 75 км. Рельсы со временем деформируются, что может привести к сходу вагонов. Такое происшествие, особенно на перекрестках, становится причиной заторов, повреждения может получить и ходовая часть трамвая. Сейчас предприятие ремонтирует участки, которые уже находятся в аварийном состоянии. На этот год запланирован ремонт перекрестка улиц Карла Маркса и Кирова, где есть нарекания и от водителей трамваев, и от автомобилистов. По этой же причине работы затронут еще несколько участков.

На сегодняшний день город совместно с инвестором прорабатывает проект модернизации электротранспорта Ижевска. Это касается трамваев и троллейбусов МУП «ИжГЭТ». Сумма инвестиций составит от 800 млн рублей. При этом ставится задача повысить эффективность работы электротранспорта, сохранить существующую маршрутную сеть, рабочие места и заработную плату на предприятии. Отдельно отмечу, что вся новая техника, приобретенная в рамках инвестпроекта, останется в собственности города
Игорь Сальников, Замглавы администрации Ижевска по ЖКХ

А как у других?

Во многих городах России электрический транспорт обслуживается муниципальными предприятиями, находящимися в сложном финансовом положении. К примеру, в Уфе и Набережных Челнах из-за долгов за электроэнергию были случаи полной и частичной остановки электрического транспорта в городе. Проблема высокой степени износа подвижного состава характерна практически для любого города. Отдельные столицы регионов пытаются решать ее за счет закупки подержанных трамваев и троллейбусов из Москвы, Петербурга. Некоторые города, в частности, Казань, Саранск, Йошкар-Ола приобретают транспорт за счет бюджета. Однако целый ряд городов прорабатывает возможности привлечения инвесторов. На данный момент в России в полную силу заработал только один такой проект – в Санкт-Петербурге. Концессионное соглашение с городом сроком на 30 лет подписано в 2016 году. Объем инвестиций – около 14 млрд рублей. Проект предусматривает реконструкцию трамвайной линии, ввод трех очередей из 23 современных трехсекционных низкопольных вагонов.

Директор института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, председатель общественного совета минтранса России Михаил Блинкин отмечает, что есть возможность для города и региона найти приемлемые условия для инвестиционного проекта, позволяющего обновить парк техники.

Такие попытки предпринимаются, и мы за ними внимательно следим. Все зависит от того, насколько рабочей является схема взаимодействия между инвестором и городом. При этом лучше, если в этих вопросах участвует регион, поскольку у муниципалитетов часто есть проблемы с бюджетом. Как правило, привлекаются кредитные средства госбанков. Частный инвестор может лучше командовать проектом, но если в городе есть толковый МУП, то он тоже может справиться с задачей. Есть успешные концессионые схемы, когда концессионер является одновременно производителем трамваев или путевых конструкций, то есть он заинтересован в сбыте своей продукции. Если в соглашении будет прописан минимальный гарантированный доход концессионера, то, по сути, для города это такой долгосрочный кредит, за счет которого можно действительно обновить подвижной состав
Михаил Блинкин, директор института транспорта и транспортной политики ВШЭ

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), в различных стадиях подготовки находятся проекты в более чем 10 муниципальных образованиях, некоторые публично обсуждаются на протяжении нескольких последних лет. Известно, что в активной проработке этот вопрос в Екатеринбурге. Поиск частных инвесторов ведет Челябинск, ожидается, что конкретика по этому поводу у властей появится в течение лета. Собственных возможностей обновить парк трамваев и троллейбусов там нет, два муниципальных предприятия пришлось обанкротить. Проект обновления электротранспорта инвестор представил в конце прошлого года властям Новокузнецка. Проект оценивается в 10 млрд рублей, срок концессии – 30 лет. Известно, что вопросом привлечения инвесторов также занимаются в Твери, Ульяновске, Новосибирске, Златоусте и ряде других городов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: