Необычные объявления появились на «Авито» – 9 зданий автовокзалов и автостанций Удмуртии предлагают купить или взять в аренду. Это коснулось объектов в Воткинске, Сарапуле, Глазове, Можге, Грахово, Игре, Малой Пурге, Селтах и Нылге. Значит ли это, что простые жители скоро не смогут приехать в эти населенные пункты? Или автовокзалы перенесут в другое место? В вопросе разбирались наши коллеги из «КоммерсантЪ-Удмуртия».
Без автовокзалов не останемся
Дешевле всего обойдется автостанция в Нылге – всего 2,6 млн рублей. Самый дорогой из перечня – автовокзал в северной столице республики стоимостью 101 млн рублей.
Издание позвонило по указанному в объявлении телефону, где сообщили – закрывать автовокзалы не будут. Все действия будут производиться при важном условии – новый владелец или арендатор должны сохранить часть площади под вокзал и место для посадки.
«Оставить часть площади под автовокзал – обязательное условие. И размеры должны быть комфортны для автостанции, иначе продажи просто не будет. Сейчас размеры не установлены, это будет обсуждаться индивидуально», — отметили на том конце провода.
Все объекты принадлежат ООО «Автовокзалы Удмуртии». На официальный запрос в компании ответили следующее.
«Закрытие или ограничение работы автовокзалов и автостанций не планируется, вне зависимости от проведения любых коммерческих операций. Деятельность автовокзалов и автостанций будет осуществляться в прежнем режиме», – гласит письмо, подписанное директором компании Сергеем Зайнуллиным.
Глава Миндортранса региона Алексей Горбачев в разговоре отметил, что без автостанции ни один населенный пункт не останется – если закроют старое, можно будет открыть новое.
Кроме того, сейчас уже есть предложение от АО «РЖД» – совмещать автовокзалы и автостанции с ж/д вокзалами там, где есть такая возможность. Например, в Можге уже строят подобный объект.
А что там с Южной автостанцией?
Жителей Ижевска, конечно, волнует, что будет с помещениями в столице Удмуртии. В частности, с Южной автостанцией, часть которой в 2017 году уже арендовал магазин «Магнит».
«Пассажиров на Южной автостанции уже не так много. Теперь там проходит где-то 500 человек в сутки. Это не покрывает тех расходов, которые уходят на содержание большого зала автостанции. А у «Магнита» проблема была с тем, что основная доля их продаж — алкоголь. Но закон запрещает продавать его на автостанциях и автовокзалах. Поэтому площадь автостанции снова пустует», — рассказал Алексей Горбачев.
Почему автовокзалы пустуют?
«На сегодняшний день в Удмуртии практически нет ни одного автовокзала, который бы соответствовал современным требованиям. Они как были еще в советское время построены, так они и находятся в этом состоянии. Автостанции в таком упадке, что от них действительно проще избавиться. Когда собственник понимает, что не покрывает какие-то затраты, то избавляется от лишних площадей. Проще их содержание передать арендаторам или просто продать их», — подчеркивает председатель регионального отделения общероссийского объединения пассажиров Наиль Зиятдинов.
А первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал добавляет – тенденция эта федерального масштаба. В регионах такие объекты принадлежат местным властям и приходится балансировать, чтобы сохранять приемлемые цены на поездки. О развитии самих автовокзалов в таких случаях речи не идет. Однако, по словам Сигала, цены на содержание собственного авто растут и это может заставить вновь пересаживаться на общественный транспорт.