«Слово пацана» не раз критиковали за чрезмерную жестокость, которая может вдохновить подростков сколачивать банды. С влиянием сериала на несовершеннолетнего зрителя помогла разобраться Татьяна – психолог, специалист по профилактической работе с молодежью: «Подражают образам. Если прогнозировать влияние, то исходя из образов героев сериала. В подростковый лексикон (да и во взрослый тоже) вошли только те слова, которые говорят герои, как, например, «чушпан», «пацаны не извиняются» и так далее. Сказать о том, что потасовки будут, однозначно нельзя, а то, что они связаны с сериалом, – уж тем более. Посмотрите новости. Все было и до выхода сериала. Обвинять сериал бессмысленно. Причины такого поведения куда глобальнее и глубже».
Увидев новости, когда подростки идут «делить асфальт», многие могут подумать, что тренд на группировки и пацанские устои возрождается. Татьяна же считает, что не может возродиться то, что никогда не умирало: «Только в своей работе я слышу сотни историй о том, кто с кем и как дрался стенка на стенку. Это было всегда и останется с нами, к сожалению. Подростковый возраст в принципе характеризуется потребностью несовершеннолетних «принадлежать» группе. У группы всегда есть лидер. И если этот лидер любит драки и хочет безосновательно наказывать каждого встречного, то за ним пойдут».
Если вдруг ребенок все же попал в группировку, то психолог рекомендует заняться сначала анализом, а не сразу наказывать ребенка: «Родителям ни в коем случае нельзя насильно забирать оттуда и запрещать, потому что они сразу же встретят протест и борьбу за свои права и свободу».
Важно понять, на самом ли деле группировка деструктивна. Если не получается самостоятельно, то можно поискать информацию в интернете либо обратиться в организации по работе с молодежью. «Если все же группировка деструктивна, надо помочь ребенку понять, что он делает и какие последствия от этого могут быть. Собрать материалы и просто вручить на изучение (а не тыкать в лицо, говоря, что все это плохо). Можно подобрать соответствующие статьи в административном и уголовном кодексах, чтобы ребята сами увидели, что может ждать. Можно познакомить ребят с тем, кто однажды сделал неправильный выбор, чтобы он им рассказал, каково это».
Подросток все равно прорвется и получит желаемое, поэтому важно не ругаться, а говорить и предлагать альтернативу. Нужно узнать, что ребенка привлекает, почему ему там нравится: «Нужно искать его выгоду от отказа. Не выгоду родителей, не то, что они придумали, а именно выгоду подростка».
Родителям нужно обучаться. Есть масса уроков, которые помогают понять ребенка и подружиться с ним.
Советы и рекомендации для родителей можно прочесть
здесь.