Top.Mail.Ru
22 декабря 2023 10:00
Психология и эзотерика

«Кровь на асфальте»: почему дети стремятся к агрессии и жестокости

Фото: скриншоты из сериала
Фото: скриншоты из сериала

С приходом на рынок сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» подростки стали пародировать его персонажей. Дети подражают не только культуре бандитизма, но и другим субкультурам, некоторые из которых вполне безобидные, как аниме. Таким образом ребенок пытается проявить свою личность, донести свое мнение и отношение к окружающей действительности. Мы поговорили с детским психологом Анастасией Шакировой и узнали, как ребенку помочь найти «правильный» пример для подражания, почему агрессия подростков идет из самого детства и причем тут родители.

Почему дети пародируют массовую культуру

Чаще всего, говорит детский психолог, дети пародируют массовую культуру, чтобы выразить свой протест против установок родителей или учителей и общества, а также для того, чтобы показать свое отношение и мнение относительно чего-либо.

«Через субкультуру это сделать гораздо проще. Если ребенок достаточно негативный и у него соответствующее отношение к миру, то при приобщении к культуре готов и ношении их мрачной одежды ребенок может транслировать свое отношение к окружающему миру».

Но часто таким образом ребенок может проявлять агрессию. Причина подростковой жестокости в первую очередь заключается в том, что дети в целом подражают своим принципам, копируют и впитывают свою окружающую среду. Если ребенок часто смотрит боевики, ужастики, где много драк и насилия, то, конечно, он непроизвольно будет этому подражать. Жестокость и озлобленность у детей, считает Анастасия, возникает еще и из-за зависти, неумения выражать свои агрессивные эмоции – злость, раздражение, грубость, обиду. Если ребенок не умеет их корректно проявлять, то он способен на проявление жестокости.

«Я не сторонник того, что жестокость передается только по наследству, идет из семьи и воспитывается в ней. Я сторонник того, что к жестокости должна быть предрасположенность. Если это элемент семейного воспитания, то, конечно, ребенок, который живет в такой среде,  будет транслировать жестокость. Но, опять же, не всегда. Это обусловлено нашим характером и темпераментом. В моей практике есть много примеров, когда семья благополучная, а ребенок жесток, или, наоборот, когда детей били, выгоняли на мороз, но в ребенке нет жестокости и даже намеков на нее».

Психолог говорит, что жестокость ребенка зависит не только от темперамента и характера, но и от социальной обстановки: СМИ, книги, мультики, компьютерные игры и даже школьная среда могут наложить на ребенка определенный отпечаток.

«Есть дети, склонные к жестокости, но их научили управлять эмоцией, и в этом случае она не выйдет в рамки патологии».

Если отсутствуют положительные примеры для подражания

По мнению психолога, все начинается с родителей. Если мы понимаем, что ребенок оказался в неблагоприятной обстановке, например, в школе, где постоянны насилие и конфликтные педагоги, то следует сменить эту социальную среду.

«Положительные примеры для подражания у детей – история с раннего детства. Это не просто «я посадил тебя перед телевизором, и смотри что хочешь, лишь бы мне не мешал, а я буду своими делами заниматься». Важно, чтобы ребенок смотрел то, что будет сперва осмыслено самими родителями. Нужно понимать, что именно вы показываете и транслируете детям, потому что жестокость в подростковом возрасте не возникает по щелчку пальцев. Это история, которая копится на протяжении всей жизни ребенка».

Психолог советует родителям начать контролировать прежде всего самих  себя и учиться на собственных примерах. Допустим, если вы злитесь, научитесь это выражать.

«Скажите ребенку, что сейчас вы очень злой(ая), и «либо я сейчас накричу на тебя, либо пойду и подышу свежим воздухом, и только потом мы вернемся к этому разговору». Показывайте ребенку примеры на себе, через анализ той литературы, мультиков и игр, которые мы транслируем детям. Если же с социальной обстановкой все плохо, то, конечно, стоит вопрос о ее смене».

Как помочь ребенку справиться с жестокостью и подражанием асоциальной культуре

Сперва, советует Анастасия, важно донести до ребенка мысль о том, какие последствия несут за собой его действия.

«Часто дети, подражая разным субкультурам, не понимают последствий и смысла своих действий. Они это делают, потому что со стороны, как в кино, это круто, прикольно, можно считать себя такими же, как все, чтобы закрепить свою значимость для самого себя».

Чтобы помочь справиться с этим, для начала нужно рассказать ребенку о последствиях, наглядно продемонстрировать, к чему это может привести.

«Если ребенок подражает культуре бандитизма, нужно показать документальный фильм о подростках, которые сидят в тюрьме. Будет вполне уместно показать подростку подобные фильмы и задать ему вопрос, хочет он этого или нет».

Если же ребенок подражает различным субкультурам, например, панкам или готам, субкультурам, связанным с музыкальными веяниями, то в этом случае психолог рекомендует использовать его подражание во благо. Например, организовать для ребенка творческую среду.

«Если ребенок любит аниме, возможно, он демонстрирует нам свою творческую сущность. В этом случае его стоит отправить в среду, где он сможет творить. Здесь запрещается осуждать и ругать ребенка. Разговариваем на спокойных тонах через обсуждение и диалог».

Если же подражание привело к негативным моментам, то здесь психолог советует обратиться за консультацией к специалисту. Во всех случаях обязательно говорите ребенку о своих чувствах, например, что вам неприятно и хотелось бы других увлечений от него.

Почему дети подражают субкультурам

Дети подражают, говорит психолог, потому что растут по этому принципу, это элемент их развития.

«Есть такой момент, что у любого подражания есть свои критерии. Если подражание идет в пользу развития, то в этом нет ничего плохого. А если же идет в негатив, то стоит разбираться в каждом конкретном случае, почему он подражает. Общие моменты могут быть такие: я подражаю тому, кто более успешен, на мой взгляд. Он более успешен, следовательно, к нему больше внимания. Ребенок хочет так же, и он думает, что будет то же самое и с ним».

Также, считает Анастасия, ребенок может подражать в случае, если ему что-то не нравится в себе. Дети попросту хотят быть кем-то другим.

«Еще может быть такое, что детей что-то эмоционально очень сильно задевает, то есть они испытывают очень положительные эмоции, восхищение, и, конечно же, они этому подражают. Через подражание чему-то, они считают, они могут выделяться, но на самом деле это случается не всегда».

Что может стать примером для подражания у ребенка

Примером для подражания, говорит Анастасия, может стать только тот, кто находится с ребенком на одной волне, кто его ценит и уважает как независимую и самостоятельную личность.

«Чтобы стать примером для подражания у подростка, нужно понимать его, сопереживать ему и демонстрировать безусловное принятие его проявления. Часто ко мне приходят подростки, они вроде как и хотят к психологу, но больше это все-таки навязано родителями, которые их «запихнули» ко мне. В процессе работы они говорят мне, что я для них пример, им хочется так же рассуждать. Я общаюсь с ними на их языке и не ставлю себя в позицию взрослого. Все общение происходит через диалог и спор, когда я даю ребенку почувствовать свою правоту. Я не указываю на их ошибки и даю возможность исправиться».

А если подросток видит только плохие примеры для подражания

Очень часто дети наблюдают плохие примеры для подражания, например, когда родители курят или выпивают, нецензурно выражаются и проявляют к ребенку агрессию. Это, говорит Анастасия, вопрос компетентных специалистов – социальных педагогов и социальных работников. В идеале, считает психолог, лучше всего извлекать детей из семей, где демонстрируется асоциальный образ жизни.

«Кризисным специалистам нужно работать с такими детьми. Но, тем не менее, он все равно будет находиться в этой удручающей среде, которая будет влиять на него. Не факт, что это пойдет в жестокость и агрессию. Это может уйти в апатию ребенка, нежелание что-то делать. Может уйти и в то, что ребенок назло будет пытаться вырваться из такой негативной среды».

Какой из трех путей выберет ребенок, зависит только от него и от того человека, который будет рядом. Даже если это будет учитель, который поддерживает ребенка и разговаривает с ним. Возможно, тогда ребенок пойдет не по пути агрессии и насилия.

«В начале своей практики я работала в одной из школ в достаточно специфическом районе. Я видела много таких семей. Как бы это тяжело ни было, для многих семей лучшим исходом было то, что детей извлекали. Когда ребенок приходит в школу весь в синяках и говорит, что упал на дрова, это не лезет ни в какие ворота. В следующий раз его могут убить в порыве гнева и злости от употребления алкоголя. По возможности нужно извлекать детей из такой обстановки».

Помогите ребенку развивать его уникальность

Анастасия говорит, что родителям нужно помочь развить ребенку его собственную индивидуальность. В этом заключается одна из главных задач родителя в воспитании детей. Чтобы помочь ребенку в этом, важно начать замечать его талант и склонности к чему-то, его интересы. Основываясь на этом, родители должны помогать активно их развивать. Через увлечения ребенок начнет понимать свою уникальность.