Сейчас Айгуль Камалитдинова работает юристом в крупной компании, а раньше была сотрудницей полиции. Ее хобби – создание полигональных скульптур, напоминающих многогранные бриллианты. Чтобы возводить в Ижевске арт-объекты из металла, девушка даже получила образование сварщика. Айгуль рассказала IZHLIFE, чем ее творчество напоминает работу юриста, как происходило создание золотого медведя ростом 3 метра и в чем трудности при изготовлении зеркальных масок.
Не хобби, а медитация
Полигональные маски и скульптуры в последнее время становятся в России все более популярными. Они используются дизайнерами в качестве декора или аниматорами. Это такие объемные фигуры с гранями, которые делают из картона и бумаги. Именно они 5 лет назад привлекли внимание ижевчанки Айгуль Камалитдиновой.
Сейчас она работает начальником в одном из юридических отделов крупной городской компании, занимающейся строительством. А до этого трудилась в полиции, где дослужилась до звания лейтенанта. В свободное время Айгуль создает полигональные скульптуры.
«Я всегда любила делать что-то своими руками. Перепробовала очень много разных кружков: от пленочной фотографии до лозоплетения и вязания. Я рисовала по номерам, выкладывала алмазную мозаику, плела японские шнуры. В общем, мне всегда нравилось пробовать что-то новое», – рассказывает Айгуль.
Все началось с красивого полигонального кота, которого Айгуль случайно увидела в интернете. Там же она нашла и схему по его сборке. Решила попробовать сделать такого же. И… затянуло.
«Этот вид творчества очень похож на то, чем я занимаюсь в обычной деятельности. Как и в юриспруденции, тут требуется аккуратность, скрупулезность, усидчивость и внимательность. Вместе с тем эти однообразные и одинаковые движения – вырезание, бигование линий (метод формирования сгиба, продавливание линий – прим. ред.), склеивание – позволяют расслабиться и по своему эффекту походят на медитацию», – делится Айгуль.
Свои первые работы она дарила знакомым и друзьям или выставляла на сайте объявлений.
«Первый экземпляр, конечно же, был ужасен. Было видно клей, была неправильно подобрана бумага, – вспоминает девушка. – Но невозможно в первый раз сразу очень аккуратно склеить модель. Тогда я не знала, какая нужна бумага, какой клей, чем вырезать, как добиться четких граней, как укреплять фигуры».
Без усидчивости никак
Процесс создания скульптуры состоит из нескольких этапов. Прежде всего необходимо изготовить 3D модель в специальной программе. После в другой программе она переделывается уже в плоскостной чертеж. Он называется развертка и представляет из себя уже детали будущей настоящей работы. Эту схему необходимо распечатать (на картоне или бумаге), вырезать все детали, которые складываются и склеиваются друг с другом.
Самым сложным в таком хобби девушка называет то, что оно требует усидчивости. Дело в том, что на изготовление одной модели времени необходимо немало.
«Любая средняя по размеру скульптура состоит примерно из 12-15 листов бумаги, а это около 70 отдельных деталей, каждую из которых нужно вырезать, правильным образом согнуть и только потом склеить. На это уходит минимум по 15 часов. И из этого складывается стоимость изделия, которую не всегда могут оценить те, кто этим не занимается, считая полигональное искусство чуть ли не оригами».
Из материалов Айгуль применяет разные виды бумаги или картона. Она использует и дизайнерский картон итальянского производства – купить такой в розницу невозможно.
«Для каждого вида картона используется свой клей: например, гофрокартон я клею только ПВА, зеркальный картон склеиваю только резиновым клеем».
Правда, пока девушка не все процессы выполняет самостоятельно. Изготавливать развертки она сейчас только учится. Поэтому ей приходится заказывать чертежи у тех, кто постоянно занимается подобной работой, или приобретать готовые схемы.
При этом, по словам Айгуль, ее не обходят стороной неудачи и промахи, которые бывают у всех. К примеру, иногда схемы состоят из множества мелких деталей или просто требуют неудобного склеивания.
«Мне особенно сложно, потому что я по натуре перфекционист. Порванная даже маленькая деталь, заляпанные клеем элементы – я вижу все свои косяки, и результат меня не устраивает. Иногда неправильно выбранный материал приводит к тому, что скульптура не стоит или не выдерживает укрепления монтажной пеной, тогда тоже приходится начинать сначала».
Одна из самых сложных скульптур
Однажды Айгуль собрала трехметрового золотого медведя. Эта работа стала одной из самых сложных для девушки. Она делала его под заказ одной из известных строительных компаний города. Сейчас скульптура является символом ижевского жилого комплекса.
«Для придания металлического эффекта каждую деталь я оклеивала специальной пленкой. И только эта предварительная работа заняла недели две. Сложность была и в том, что я собирала скульптуру одна, без каких-либо помощников».
Мишка состоял из 146 деталей. Работала Айгуль в течение четырех недель. Чтобы сделать скульптуру, потребовалось 27 листов микрогофрокартона, 20 метров специальной пленки, 4 баллона монтажной пены, 2 тюбика строительного клея ПВА и десяток лезвий, которые тупились о пленку.
«А еще одна уставшая спина, пара сброшенных кило, тысячи нервных клеток, не подлежащих восстановлению, – улыбается Айгуль. – Сейчас мой медведь украшает офис продаж застройщика. Я очень благодарна компании за возможность получить такой опыт».
Эта работа не стала первой крупной в портфолио девушки: ранее у нее был опыт создания двухметрового кролика и атланта, высота которого составляла 2,5 метра.
«В Ижевске полигональные скульптуры не пользуются популярностью. Несмотря на то, что они экологичны, удобны в перемещении и дешевы по сравнению с аналогичными изделиями из пластика».
Большая часть заказов уходит в Москву и различные крупные города России. Однако некоторые работы остаются и в Ижевске: они размещены в витринах магазинов, в одном из SMM-агентств и городских фитнес-центрах.
Работа с зеркальными масками
Особым направлением в полигональном моделировании являются зеркальные маски. Поначалу Айгуль было сложно понять технологию работы над ними.
«Я начала с самых азов, пробовала разные материалы и техники. Поняла, какая должна быть основа, какое использовать оргстекло и пластик, нашла источники поставок, использовала опыт тех, кто уже давно этим занимается в других странах».
Но уже три года она делает маски животных для популярного в Ижевске зеркального шоу.
«Это работа уже не с картоном, а с пластиком, который нарезается на лазерном станке, а приклеивание отдельных элементов довольно сложный и местами опасный процесс, потому что применяется моментальный токсичный клей».
Не заработок, а дорогое хобби
Айгуль не только занимается этим творчеством, но и проводит мастер-классы для его популяризации.
«Я хочу показать, что изделия из бумаги – это не только оригами и аппликация, что это может быть модным, красивым, оригинальным и даже практичным. Мастер-классы – это не про деньги, их стоимость позволяет фактически лишь окупить материалы. Меня вдохновляют счастливые лица взрослых и детей, когда я вижу их интерес к этому виду искусства, когда они осознают ценность сделанного своими руками, а несколько часов, проведенных за вырезанием и склеиванием, позволяют им отвлечься от повседневной суеты».
А «больной» темой девушка называет стоимость изделий.
«Иногда настолько хочется воплотить какой-то проект, что ввязываешься в него, даже понимая, что не удастся заработать, разве что отбить стоимость материалов. Поэтому для меня это скорее дорогое хобби, чем какой-то дополнительный заработок».
В мечтах у Айгуль создание моделей из металла. Для этого она даже получила профессию сварщика. Однако девушка поговорила с уже работающими в этом направлении мастерами и осознала, что на начальном этапе это потребует больших вложений, а вот востребованность такого направления в Ижевске под большим вопросом.
«Я не совсем отбросила эту мысль, иногда к ней возвращаюсь, но пока это лишь мечта», – признается она.
В ее ближайших планах – участие в итальянском творческом конкурсе, который проводится среди тех, кто работает с картоном и бумагой. Кроме того, Айгуль планирует открыть в Ижевске выставку собственных работ – посетить ее можно будет уже в следующем году.