![Елена Баренбаум – иллюстратор из Ижевска. Фото: Мария Бакланова](/upload/resize_cache/iblock/071/4909fx0058mmubbdxd6t0gu5oafuils2/830_520_1/M_B5797.jpg)
Она работает почти со всеми крупными издательствами России. Ее милые картинки «разлетаются» по интернету со скоростью света. Она может с легкостью, не нервничая и не торопясь, зарабатывать весьма крупные суммы. Но в то же время Елена Баренбаум уверена, что современное общество смогло бы спокойно прожить без картинок, в том числе и в книжках. Смелый и откровенный разговор с ижевским иллюстратором Еленой Баренбаум – на IZHLIFE.
![_M_B5758.jpg](/upload/medialibrary/cde/hjluzyrob6eu95c3g4a2jvq2ofqnuexo/M_B5758.jpg)
Мечтала стать кинологом
Мы встречаемся с Леной у нее дома. Небольшая, уютная квартирка. Ожидала, что где-то будет стол с красками, кисточками, кучей рисунков и набросков, с книгами. Но ничего такого не нашла: вся работа Елены в планшете, а красками она просто не пишет. Спрашиваю, почему.
«Я не знаю, что с этими картинами потом делать, – пожимает плечами. – Надо же понимать, для чего их рисовать. Для того, чтобы дырку в стене закрыть? Для интерьера? На продажу? У меня нет ощущения какого-то кайфа от них. Честно. А еще на это денег много уходит: холст надо купить, краски – один тюбик стоит минимум 500 рублей, а их надо 20. Потом картину ты не можешь транслировать в сеть так же, как и иллюстрации. Ты не можешь на одной этой картине заработать столько же, сколько на цифровой. Ты нарисовал одну картину, одному человеку продал, предположим, за 50 тысяч. И все: вот у тебя есть 50 тысяч, вот ты их уже проел. Иллюстрации ты можешь продавать, продавать и продавать».
![_M_B5723.jpg](/upload/medialibrary/f39/6vi24z8pz7g2ci1g0627l9jvrqwcz6hi/M_B5723.jpg)
В семье Лены никто и никогда не рисовал. Мама – врач, папа – инженер. А маленькую Лену было не оторвать от альбомов и карандашей.
«У меня всегда была тяга воспроизвести что-то, создать свой виртуальный, несуществующий мир. Я смотрела мультфильмы и тащилась! А потом рисовала и придумывала свое – другой мир. И погружалась, жила в этом. Рисовала истории со своей драматургией: принцесса, ее звали так-то, у нее была собачка со своим именем, и они там что-то делали. В общем, в рисунках был свой мир. Наверное, это выросло во что-то большее благодаря маме, которая отдала меня в художественную школу».
Но ни о какой профессии художника Лена тогда и не думала. Она мечтала стать кинологом и пошла учиться… на психолога.
«Почему? Наверное, хотела свои какие-то проблемы решать, уметь контролировать свои состояния, уметь и понимать, как взаимодействовать с другими людьми с выгодой для себя», – улыбается Елена.
Потом в ее жизни, кроме психологии, появился дизайн. Вместе с коллегами из дизайнерского бюро она разрабатывала интерьеры квартир и крупных объектов в Ижевске. И чтобы картинка понравилась заказчику, Лена привносила приятные элементы – например, дорисовывала в фотошопе милую собачку в гостиной.
«Однажды я попросила у своего начальника графический планшет, чтобы удобнее было рисовать таких персонажей. Купили. И… потеряли меня. Я начала рисовать мультяшки, просто развлекаясь. А потом, когда начала посвящать этому все свое время, поняла, что уже не хочу заниматься интерьерами», – так в 34 года она поменяла свою жизнь на 180 градусов.
![_M_B5788.jpg](/upload/medialibrary/beb/of4ym9fpcm146exkhzcfd4hctocdlyk3/M_B5788.jpg)
«Совесть поимей!»
Первой картинкой, которую Лена выложила напоказ в соцсети, стал рисунок котика с девочкой на скамейке.
«Помню, что это вызвало отклик: «Ого, ты рисуешь!» Сейчас смотрю на свои первые картинки. Ну такие, так себе, честно – стремные. Но друзья поддержали меня. И вот, наверное, на этом топливе в виде поддержки друзей я и стала продолжать. Потом купила себе свой планшет, прошла курсы по рисованию. Появился и какой-то материальный отклик, и вообще пошло-поехало. И вот – счастье-счастье!»
Родные Лены неоднозначно приняли новое увлечение. Для ее мужа работа над иллюстрациями стала неким снижением статуса.
«Сравни: когда спрашивают, чем занимается твоя жена, сказать, что она дизайнер интерьеров на серьезных объектах – это не то же самое, что она рисует зайчиков. Даже мама особо не верила. Она и сейчас, мне кажется, удивляется, что я могу зарабатывать рисунками. Для многих до сих пор художник – это голодный и бедный. Многие уверены, что рисунки не могут кормить человека».
![dDM235H6Kyw.jpg](/upload/medialibrary/0f3/wek3p2yey4jllwvhw66yoch13qn2r9rp/dDM235H6Kyw.jpg)
Елена не скрывает, что раньше копировала других иллюстраторов. Один из них даже написал ей, мол, «совесть поимей».
«Есть много иллюстраторов, на которых я равняюсь. И если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что я даже много позаимствовала а у них. Например, американский иллюстратор Паскаль Кэмпион. Он рисует картинки про счастливые семьи, и у него классная графика. Есть Лиза Гланц, мое вдохновение. Я на ней росла и даже в какой-то момент ее выбесила. Она мне и написала: «Ну что ты, совесть-то поимей!» И я начала рисовать по-своему. Сейчас я вижу, что очень многие меня копируют, некоторые прямо срисовывают. Но я спокойно к этому отношусь: я так делала, другие тоже. Это такой процесс – воруй как художник. Все одинаково проходят этот путь – кто-то кому-то понравился, позаимствовал, а потом рождается что-то свое, некий микс, коктейль».
![AtQKFTT3oiM.jpg](/upload/medialibrary/2d3/pwfk7jads2l273kcfoh7jidn5ey0rhzk/AtQKFTT3oiM.jpg)
Были и отписки, и хейтеры
Картинка за картинкой: через некоторое время Лена открыла для себя стоки – торговые интернет-площадки, где можно продать любое фото или картинку на определенную тематику.
«Первая проданная картинка, первые, наверное, 20 центов – вот это были фейерверки! Дело пошло, я поняла, что это вполне рабочая схема. Мой доход превысил офисный, и я ушла».
![gnNUHb5481s.jpg](/upload/medialibrary/ecc/wyuy0xddezgjw1ltekz9gs26glg56v0m/gnNUHb5481s.jpg)
Котики, зайчики, другие зверята, люди и парочки – стиль картинок Елены весьма узнаваемый. Все они о-о-очень милые и детские – эдакое обращение к внутреннему ребенку. Но художница признается – эксперименты в духе современного искусства были!
«Но они быстро закончились. Я просто знаю, что это не пойдет у меня, я наточена на другое. Такие рисунки не воспримут мои подписчики. Например, после выхода «50 оттенков серого» (18+) я нарисовала женщину, прикованную на кровати. Такую же мультяшную, но с намеком на эротику. Разместила картинку в соцсетях. И столько откликов пришло – мол, это притеснение женщин, фу-фу-фу. И пошли отписки от меня. Я такая: «Да ладно? Это так работает? Прикольно». А потом была история отписок, когда я для цирка нарисовала открытки. Там были смешные и милые зверюшки. Но мне присылали комментарии про эксплуатацию животных, про насилие над ними в цирках. Я даже не думала об этом, когда рисовала. У меня в голове были мультики типа нашего Бонифация».
Еще одна узнаваемая серия картинок Елены Баренбаум – рисунки про Розмари. Эта милейшая женщина-пухляш появилась после развода Лены с мужем.
![Hlcpr3vjYJo.jpg](/upload/medialibrary/07c/r8jzbgs0ilny1vn0rdayqzgkos3et2e5/Hlcpr3vjYJo.jpg)
«У меня тогда была депрессия. И, возможно, рисуя толстенькую и одинокую Розмари с кошками, я пыталась осмыслить свою жизнь в одиночестве. Как-то через нее понять, можно или нет быть счастливой, когда у тебя только коты и кошки», – говорит Лена.
Кстати, чуть позже у ее героини появился любимый мужчина! А еще она, что называется, выходила в оффлайн. Несколько месяцев картинки про Розмари украшали стены ижевского ресторана «Пряный кролик».
![DiNFzXPvCas.jpg](/upload/medialibrary/85c/dffo4nmyjjm2y6839hw9cv3i0zw8x2zf/DiNFzXPvCas.jpg)
«Самое кайфовое в рисовании, когда получается. Прямо идет такой дофамин, когда ты рисуешь, когда видишь, что результат – как будто это даже не ты нарисовал. Когда получается круто. Ты как мать – горда своим ребенком!»
![WHjER6WHxm4.jpg](/upload/medialibrary/7ab/b2zveizjdcn0ls41vrdc6x08xpesx0mz/WHjER6WHxm4.jpg)
Про картинку в «Игре в кальмара»: «Пшик из ничего»
Одна из иллюстраций Елены Баренбаум появилась в популярном корейском сериале «Игра в кальмара» (18+). Лениных зайчиков выкупили на одном из фотостоков по эксклюзивной лицензии за 800 долларов. Сама же художница не очень любит об этом вспоминать.
![imgs-1637303951.jpg](/upload/medialibrary/2b8/3trvssbx17w0rofr4opx1zoln1myt1ir/imgs_1637303951.jpg)
«Это был слишком большой пшик из ничего, случайность какая-то. Просто выбрали мою картинку на стоке, и она просто оказалась в кадре. И это вызвало такой бум. И я была в каком-то ужасе. Я не готова была к тому, что мне по несколько раз в день предлагали давать интервью. Это меня немножко так напрягло. Хотя сейчас думаю, что нужно было пользоваться той ситуацией в большей мере, – улыбаясь, говорит Лена. – Да, мне важно, что мои рисунки лайкают, замечают, оценивают. Я завишу от этого. Мы все хотим встроиться как-то в систему, правильно? Если нас замечают, значит, мы хорошо встраиваемся, хорошо адаптируемся. Сейчас внимание через соцсети – это аналог любви. Иногда у меня восприятие некоторых вещей меняется. Например, начинают лайкать какую-нибудь работу, которая для меня проходная. И я думаю: наверное, хорошая работа, раз так лайкают. И ее можно выставить на продажу подороже».
![8LUH2Dji51Y.jpg](/upload/medialibrary/0ca/2m9k3chij31zhrahdm78i2o80u5fjysi/8LUH2Dji51Y.jpg)
Работа с крупными издательствами
Впервые иллюстрации для книги Елена нарисовала для лидера ижевской группы KARENIN Александра Смакотина.
«Это был мой первый опыт векторной иллюстрации. Я пыталась что-то современное делать. И книга была не детская, такая специфическая. В общем, получились иллюстрации совершенного не моего стиля. Я вообще не рассматривала для себя иллюстрации в книжках. Я их рисовала больше для имиджа, для статуса – да, у меня есть и вот такой продукт. Стоки меня кормили, а сейчас как-то приходится жить без них», – рассказывает Елена.
![_M_B5768.jpg](/upload/medialibrary/9d3/5pya03k00mhq33b3ykq3tbvilmc3xyzc/M_B5768.jpg)
Сейчас она работает почти со всеми крупными издательствами в России. Есть опыт работы и с американским издательством. Говорит, что там совершенно другой подход к процессу.
![_M_B5877.jpg](/upload/medialibrary/38e/vvxm14kpfuo2ceifekbefn9buke7jj8m/M_B5877.jpg)
«Они нашли меня по социальным сетям. Заключили договор. И я поразилась, как у них все очень тщательно. Они, например, могут сосчитать количество пуговичек на рубашке у героя и проследить, чтобы оно везде совпадало, чтобы эти самые пуговички везде были одинаковыми. Там много работы над каждой картинкой, много переделок, доделок. Но у них и сроки другие, и оклады. Книга, которую я иллюстрировала, стала бестселлером, весь тираж продали. Поэтому я на роялти много заработала – больше миллиона рублей. Но такие цены нереальны и для России и даже для Европы. Сейчас, кстати, вышло продолжение этой книги, но они прекратили работать с русскими иллюстраторами. Наняли другого художника, который рисовал для мультика про Спанч Боба. Он хороший иллюстратор, но он совсем не умеет рисовать в таком стиле. Я видела новую обложку, и, честно, она ужасная. Я очень грущу, что они со мной не стали продолжать, хотя мне понравилось, с ними приятно работать».
![_M_B5834.jpg](/upload/medialibrary/6b0/9y3kw64xgn8gohiweek1lkvj122kang6/M_B5834.jpg)
Лена может рисовать по несколько книг одновременно. Рисует по вдохновению – то одну, то другую. Обычно на одну книгу у нее уходит по 2-3 месяца, но есть книги, которые она иллюстрирует и по полгода, и год.
«В плане работы я счастливый человек. Хотя когда я начала рисовать книжки, это перестало быть хобби. Тут есть заказчик, который диктует свои правила, говорит, делай так, делай вот так, это уже настоящая работа. Любимая, но, как у всех, временами она бесит. Иллюстрация – это то, что меня кормит. При этом я еще и психолог. Иногда. Я даже устроена в клинике, – Лена улыбается. – Психология для меня, скорее, как некий объект интереса. Я все учусь где-нибудь, получаю корочки. Вот недавно выучилась на психиатрию для психологов. Меня просто «тащит» от учебы. Я узнаю что-то про людей, про себя, про способы влияния на свое состояние. И мне гораздо интереснее, например, в интернете по психологии послушать лекции, чем про художников, историю искусств или как что-то рисовать».
Кстати, Баренбаум – это настоящая фамилия Лены. Вернее, это фамилия ее бывшего мужа.
«Фамилию оставила. И пока я даже не знаю, как с ней быть дальше. Я вроде уже не имею большого отношения к фамилии. С другой стороны, все мои книги подписаны этой фамилией. И это уже ассоциация. К тому же она красивая! А вот Фарб – это псевдоним, переводится с немецкого как краска. Так я подписываюсь для европейских и американских издательств».
![_M_B5837.jpg](/upload/medialibrary/328/wrpi6vkkp89atun0dfbe8n67dcw0etpw/M_B5837.jpg)
Про искусственный интеллект и собственную книгу
Лена говорит, что сейчас многие художники в депрессии. И она тоже. Виноват во всем искусственный интеллект (ИИ).
«Я вижу, что ИИ уже заменил настоящих людей во многих сферах. Например, вижу рекламу, которая сделана полностью ИИ. Если раньше обращались к художникам для визуальной рекламы, то сейчас предпочитают просто ее генерить. Но я смотрю, и мне кажется, они, все эти картинки – бездушные. Но есть такие персонажи, что в них харизмы куда больше, чем я бы нарисовала. Это даже не очень серьезная конкуренция, а потеря места художника в мире. Одно дело – обычные художники, где чистое творчество. А в случае с коммерческой иллюстрацией, которая направлена на то, чтобы вызвать эмоцию, желание купить или подарить – тут ИИ полностью выигрывает. Ведь кроме проработки деталей, которую ты руками никогда не сделаешь, картинки у них получаются очень яркие. ИИ же учится у нас, то есть художников, причем, самых лучших. И я не знаю, как мы потом нарисуем что-то подобное. Я честно, чувствую его давление и очень сильно».
Несмотря ни на что, Елена продолжает совершенствовать навыки иллюстратора. Сейчас учится анимировать рисунки.
«Видеть, как рисунок оживает – это же какая-то параллельная вселенная! Я прямо Бог сейчас. Это такой кайф!»
В этом году появилась ее книга по иллюстрации.«Издательство «Эксмо» само вышло на меня с предложением о книге. Как можно отказаться? – улыбается Елена. – С редактором обсудили, что я хочу в ней видеть, а что они. Потом составили общее оглавление, и работа началась. Писала ее долго: только редактура текста шла около полугода. И пока я ее писала, очень много событий произошло в мире – и пандемия, и санкции, и развитие искусственного интеллекта. Сама профессия иллюстратора видоизменилась в процессе написания книги. И если честно, за эту книгу я получу не очень много. Это, скорее, имиджевая история».
![_M_B5822.jpg](/upload/medialibrary/17a/6oa196czz634l509szh04h9nddn5r4td/M_B5822.jpg)
Место профессии «иллюстратор» в обществе
«Ты считаешь, что твоя работа нужна обществу?» – спрашиваю я у Елены.
«Нет. Мне кажется, ты что-то делаешь просто постоянно, чтобы не быть забытым. Да сдалась она кому-то. Это как человек, который фотографирует котиков, например. Без него выжили бы люди? Легко!» – художница пожимает плечами.
«Подожди, – я даже поперхнулась. – А порадовать кого-то? А дети, которые вырастают на твоих иллюстрациях? Это же для них целый мир!»
«Как формирование вкуса у детей, да, может быть. Для того, чтобы кто-то улыбался утром, когда увидел мою картинку с котиками в ленте, да, ладно. Давай так: мы, иллюстраторы, как декор какой-то, как вишенка на торте! Без вишенки торт нормальный был бы, но с вишенкой, конечно, лучше!»
![_M_B5845.jpg](/upload/medialibrary/e2c/wlpdyv520w8fhtrrn7o72t308m3vpa88/M_B5845.jpg)