Top.Mail.Ru
23 июля 2019 12:31
Моя история

Директор ижевского конно-спортивного клуба «АС»: «Иппотерапию нельзя поставить на поток»

Светлана Шичаева об особенностях лечения и уникальной лошади Венгерке

личный архив героя материала
личный архив героя материала

3 августа в Удмуртии пройдет уникальное событие – I-й Фестиваль иппотерапии и оздоровительной верховой езды «ВАЛТАУ» (0+), организованный Фондом развития социального туризма и иппотерапии «ВАЛТАУ». В преддверии мероприятия IZHLIFE пообщался с человеком, который не представляет своей жизни без лошадей, – директором ижевского конно-спортивного клуба «АС» и врачом-иппотерапевтом Светланой Шичаевой.

Досье

Возраст: 45 лет

Образование: Высшее медицинское (ИГМА), врач по специальности «Лечебное дело». Специализация – специалист по иппотерапии и комплексной реабилитации на основе лечебной верховой езды (Российский университет Дружбы народов). Действительный член Национальной Федерации Иппотерапии и Адаптивного конного спорта

Стаж: 13 лет

О начале пути

Светлана, расскажите, как Вы пришли к работе с лошадьми?

Начнем с того, что по образованию я доктор – врач общей практики. С детства у меня было желание стать ветеринарным врачом именно на конном заводе. Папа у меня был человек деревенский, я думаю, именно от него мне передалась любовь к этим животным. Но родители опасались, что будет как-то трудно в этой профессии и «подтолкнули» меня к более безопасному варианту, и я стала  доктором, но уже для людей. По профессии я работала не очень долго. Вскоре наступили нестабильные 2000-е годы. Выбор был непростой, и я на какое-то время ушла из этой профессии. Ушла в сферу услуг, даже освоила экономическую специальность. Жизнь вела меня к лошадям не прямой дорогой, но все-таки я пришла к тому, о чем мечтала с детства.

Почему решили заниматься именно иппотерапией?

Наверное, толчком именно к ипппотерапии и занятиям лечебной верховой ездой стало посещение специализированной конференции по иппотерапии в Санкт-Петербурге более лет 10 назад. На мастер-классе я тогда увидела мальчика с детским церебральным параличом, ему было около 8 лет. Его подвезли на инвалидной коляске по пандусу к лошади, посадили верхом и он поехал шагом, выполняя разные задания и упражнения. Лицо этого ребенка навсегда осталось в моей памяти – его эмоции были очень сильными. Он был невероятно счастлив, когда своими не очень ловкими руками ловил мячик, брошенный инструктором, а лошадь приводила его просто в дикий восторг.

Фото: личный архив героя материала

Это меня тогда невероятно поразило. Эмоции переполняли, и глаза сами собой наполнились слезами от увиденного счастья прикованного к инвалидной коляске ребенка. Я подошла к его родителям, познакомилась с ними. Они рассказали мне, как много иппотерапия значит для их сына. Именно в тот момент откуда-то изнутри пришло четкое понимание своего дальнейшего пути. Этот опыт стал отправной точкой.

Однако, чтобы заниматься этим направлением, одного желания недостаточно. Нужны соответствующие лошади, снаряжение, помощники, ну и конечно, специальные знания. Было вполне осознанное понимание – либо это делать хорошо, либо не начинать вообще. Поэтому после того первого опыта прошло почти 5 лет. Базовое образование я получила у высококлассных мастеров иппотерапии в Москве. Я совершенно уверена в том, что ездить учиться нужно обязательно и постоянно, слишком быстро все меняется. Хотя не секрет, что сегодня корочку слушателя семинара по иппотерапии можно получить за 1 день – и пожалуйста, работай. Таких «иппотерапевтов» сейчас полстраны.

О поддержке

Поддержали ли Вас близкие и родные, когда Вы все-таки связали свою жизнь с лошадьми?

Да, конечно. На то они и родные люди, которые всегда услышат и поймут. Я до сих пор очень благодарна своему первому мужу, именно он тогда помог мне принять поворотное для меня решение о работе с лошадьми. Его слова: «Выбирай не умом, а сердцем» – расставили все на свои места. Мой нынешний супруг – профессиональный конник, всю свою жизнь работающий в этой сфере. Его колоссальный опыт и знания очень помогли мне и помогают каждый день в понимании многих вопросов этой сферы. Сейчас мы оба трудимся в конной отрасли, у каждого из нас своя специализация, но мы оба смотрим в одну сторону, поддерживаем друг друга, а это идеальный вариант.

О работе и пациентах

С чего началось развитие иппотерапии в клубе?

Иппотерапия – это направление, которое нельзя поставить на поток. Его мы практикуем с пациентами уже 4-й год. Толчком для этого стала истории Розалии. Эта женщина с диагнозом рассеянный склероз одна из первых начала у нас заниматься. Ее супруг очень настаивал, чтобы мы ее взяли. Проблемы со здоровьем у нее начались примерно 8 лет назад после рождения дочки. На свое первое занятие она уже пришла не сама, а муж ее привез на машине. Мы ее посадили на лошадь, равновесие она держать могла, но плохо. И мы каждое занятие работали над балансом. Любой человек, здоровый или не очень, оказавшись верхом на лошади, вынужден искать равновесие. Несмотря на то, что нервная проводимость при заболевании Розы повреждена, на подсознательном уровне никто падать не хочет. Таким образом, идет тренировка – мы заставляем нервную систему и опорно-двигательный аппарат трудиться, а значит, не даем болезни прогрессировать.

Фото: личный архив героя материала

Вот уже 4-й год Розалия 2 раза в неделю по часу ездит верхом. Она уже не представляет себе жизни без ставшей за это время родной лошади по кличке Венгерка. Мы ездим шагом и рысью, делаем упражнения, трудимся над управлением лошадью. Это не мешает нам много говорить о жизни и ее неожиданных поворотах, о детях и заботах. Есть ли у Розы результат? Результатище, я бы сказала. Она приняла участие уже в 4 конно-спортивных соревнованиях, в двух из них стала победительницей. Она уже давно не смотрит на градусник и тучи на небе – мы занимаемся в любую погоду. Она замужем за прекрасным человеком и у нее расчет замечательная дочка. Она не жалуется на судьбу. Да, она так и не ходит без поддержки, но она живет самой полной жизнью. И я не сомневаюсь, что наши занятия наполняют эту ее жизнь особым смыслом и содержанием. 

Фото: личный архив героя материала

Впоследствии у нас стало появляться все больше и больше пациентов. Кстати, мы никогда не занимались рекламой своих услуг, люди к нам шли, потому что про результат нашей работы им рассказывали другие.

О разнице

Что такое иппотерапия и кому она помогает? Есть ли разница между иппотерапией и лечебной верховой ездой?

Иппотерапия – это не панацея от всех болезней. Это точно. Покататься на лошадке и выздороветь – так не получится. Лошадь может оказать положительный эффект при определенных состояниях. Есть и противопоказания  к иппотерапии и лечебной верховой езде. Вообще, это принципиально разные понятия.

Иппотерапия в своей основе имеет исключительно воздействие движения лошади на тело человека. Иппотерапия применяется при ДЦП, например, когда ребенок родился с дефектами ЦНС, не позволяющими правильно формироваться рефлексам прямохождения. Когда мы садим такого ребенка на лошадь, которая при этом обладает целым рядом особенностей, ему начинает передаваться движение животного. То есть лошадь дает образец движения, тело ребенка его усваивает и формирует стереотипы правильного движения. Чем раньше начинается такая работа, тем больше уверенности, что мы достигнем успеха.

Фото: личный архив героя материала

Что касается лечебной верховой езды, то в этом случае лошадь воздействует на человека не только своим движением, но еще и психо-эмоциональными факторами: общением, радостью, хотя порой приходится справляться с сильными детскими страхами. Постепенно мы развиваем ловкость и координацию, выполняя разные задания и все более сложные упражнения, обучая всадника с какими-либо нарушениями самостоятельно управлять лошадью.

О Венгерке

Есть какая-то лошадь, которая особенная для Вас? Почему?

Если говорить об иппотерапии, то здесь у нас основная лошадь – Венгерка, кобыла ганноверской породы. Она появилась у нас в клубе лет 6 назад. Она принадлежала молодому мужчине, очень увлеченному верховой ездой, который привез ее из известного конного завода «Геогенбург», что в Калининграде. Личные семейные обстоятельства подтолкнули его 6 лет назад расстаться с любимой Венгеркой. Так она появилась у нас. Это стало по истине бесценным подарком с его стороны. А когда мы решили попробовать эту лошадь в работе с людьми с ограниченными возможностями, то оказалось, что он обладает всеми достоинствами терапевтической лошади. Во-первых, это кобыла, что немаловажно. Во-вторых, у нее правильный шаг и мягкая рысь. Да-да, про шаг у лошади можно много говорить, потому что нет хорошего шага – нет иппотерапии. В-третьих, она очень спокойная, доброжелательная, чувствительная к управлению. Ей уже 18 лет. Мы желаем ей долгих лет, здоровья и терпения в ее непростой работе.

Кстати!

На фестивале для участников мероприятия будут подготовлены разнообразные соревновательные и развлекательные программы. Гости фестиваля смогут посетить мастер-класс и узнать о пользе и возможностях оздоровительной верховой езды. В перерывах между маршрутами ожидаются показательные конно-спортивные номера, бесплатное катание на лошадях, фотосессии с профессиональным фотографом, а также подведение итогов конкурса рисунков «Белогривый арт-забег». Кроме этого, у родителей детей с ограниченными возможностями будет шанс пообщаться с иппотерапевтами, диетологами, специалистами по правам ребенка, чтобы задать все интересующие вопросы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Директор ижевского фонда «Валтау»: «У нас никто не умирает. Все хорошо и будет еще лучше»