
В рамках 68 фестиваля искусств «На родине П. И. Чайковского» 4 июля в Ижевск впервые приехал всемирно известный виолончелист Бенедикт Клёкнер. Музыкант из Германии, чьи выступления проходят в лучших залах мира — от Берлинской филармонии и венского Музикферайна, до Карнеги-холла в Нью-Йорке — поделился впечатлениями об Удмуртии, рассказал о своей любви к русской музыке и объяснил по-английски, почему Чайковский и Шостакович для него остаются одними из величайших композиторов.
«Быть там, откуда родом Чайковский, — это нечто особенное»
2025 год — особенный. Весь мир отмечает 185 лет со дня рождения музыкального гения — Петра Ильича Чайковского. В честь этого фестиваль впервые вырывается за привычные рамки и охватывает целых пять городов Удмуртии: Ижевск, Воткинск (родину композитора), Сарапул, Глазов и Можгу. Организатором фестиваля традиционно выступает Удмуртская государственная филармония.

Классическая музыка вышла за стены концертных залов и прочно обосновалась под открытым небом. Традиционная площадка фестиваля в Ижевске — стадион «Динамо» — вновь собрала аншлаг. В этот вечер играл Уральский академический филармонический оркестр, а солировали Бенедикт Клёкнер (виолончель) и Дмитрий Маслеев (фортепиано).
Для Бенедикта Клёкнера, который выступил перед ижевчанами и гостями столицы Удмуртии 4 июля, фестиваль имени Чайковского — не просто еще одно выступление в насыщенном гастрольном графике, а совершенно особенное событие.

«Чайковский — один из моих любимейших композиторов, — признается виолончелист. — Это тот, с кем я бы хотел пообщаться наедине. Быть там, откуда он родом, — действительно нечто особенное. Играть его музыку в России — потрясающе».
Хотя музыкант впервые оказался в Удмуртии, он уже успел оценить теплый прием ижевской публики. Он также был приятно удивлен тем, как внимательно россияне слушают музыку и как тонко ее чувствуют.
«Музыка, которая воодушевляет действовать»

В программе концерта прозвучали «Итальянское каприччио» Чайковского, Первый фортепианный концерт Чайковского в исполнении Дмитрия Маслеева и Первый виолончельный концерт Шостаковича — одно из самых сложных и эмоционально насыщенных произведений XX века.
«Исполнение требует серьезной отдачи от всех участников, и я не могу этого дождаться», — прокомментировал Бенедикт Клёкнер перед началом концерта.
Также музыкант добавил:
«Музыка Шостаковича проникает в самые разные уголки души. Она позволяет почувствовать целую гамму человеческих эмоций. Если прислушаться, можно ощутить, как она погружает в темные глубины сердца и воодушевляет действовать».

Выступление на открытом воздухе для артиста особый опыт:
«Мы, музыканты, конечно, любим, когда ноты звучат точно и красиво, акустика больших залов помогает в этом. Но в концерте под открытым небом есть своя атмосфера — птицы поют, собаки лают...» — отмечает он с улыбкой, — «Это другой формат, но в нем тоже есть шарм».
Виолончель как живой собеседник
В основном Бенедикт Клёкнер играет на уникальном инструменте — виолончели Ex Maurice Gendron работы Франческо Руджери (1680 года). Но на фестивале П. И. Чайковского в Ижевске Бенедикт исполнял произведения на другом инструменте.
«Сегодня я играю на маленькой виолончели, она достаточно молода, и, конечно, я формирую ее звук, — объясняет музыкант. — Когда я играю на старом итальянском инструменте, «диве», то да, тут приходится искать баланс, чтобы не потерять уникальный характер виолончели и особенности подачи музыкального произведения. У каждого инструмента — свои особенности».
О российских коллегах в музыкальном творчестве

Особое место в беседе с Бенедиктом Клёкнером занял вопрос о творческом взаимодействии с коллегами на фестивале. Виолончелист, выступающий с лучшими оркестрами мира под управлением легендарных дирижеров, с теплотой отозвался о совместной работе с Дмитрием Лиссом — художественным руководителем Уральского академического филармонического оркестра.
«Когда играешь с великими музыкантами, ты постоянно учишься, — признается Клёкнер. — Сейчас особенно хочу выделить Дмитрия Лисса: с ним невероятно приятно работать. Меня всегда вдохновляет общение с настоящими творцами — в разговорах открываешь для себя много нового».