Газета «Центр» и портал IZHLIFE продолжает рассказывать о профессиях нашего города. Новый выпуск «Моей работы» посвящаем скульптору, который делает фигуры изо льда.
Досье
Сергей Назаров
- Возраст: 45 лет
- Образование: Вятский колледж культуры (4 года, среднее образование); УдГУ, кафедра изобразительного искусства (5 лет, высшее)
- Стаж: 21 год
- Семейное положение: женат, есть дочь
- Как пришел в профессию: «Когда учился в УдГУ, увидел объявление о наборе в группу ледовой скульптуры. Там научился всему. Через группу же получил первый коммерческий заказ, в 1998 году оформлял территорию у ресторана «Рошаль»
«Хобби, на котором я зарабатывал»
Сергей выучился на дизайнера, устроился работать в газету (а затем в журнал) верстальщиком. Несколько лет мужчина совмещал основную работу с хобби – созданием ледовых скульптур.
– Каждую зиму я с группой, с которой мы учились ледовой скульптуре, на 1-1,5 месяца ездили работать на Ямал. Нам платили очень хорошие деньги, которых вполне хватало на весь год. При этом я продолжал работать в журнале и просто на это время всегда брал отпуск. Все были в курсе и спокойно меня отпускали. Это было мое хобби, но в тоже время я на этом зарабатывал, – рассказывает Сергей.
«Попал в «Реальные пацаны» и клип «Уматурман»
– Выполненных заказов у меня перевалило за сотню, наверное. Каждый уникален, но есть особенные. Долгое время, например, мы с ребятами работали в Перми на эспланаде. Там делали крупные объекты изо льда. Один из них даже попал в заставку сериала «Реальные пацаны» (16+), – рассказывает герой. – Там показывают ледяной городок, к которому мы тоже приложили руку. Я это заметил уже намного позже, когда однажды просто включил телевизор.
Работы Сергей «засветились» и в новогоднем клипе группы «Уматурман» и Сбербанка.
– В 2016 году группа художников в Москве решили сделать ледяной орган. Если к нему прикоснуться, то звучала музыка и он подсвечивался, – рассказывает Сергей. – Я тоже принимал участие в его создании, он стоял в парке Баумана. А потом Сбербанк снял новогодний видеоролик с группой «Уматурман», в котором «засветился» этот орган.
Самый интересный и запоминающийся коммерческий заказ выпал Сергею в конце 2015 года.
– Нам нужно было построить ледовый городок. Это было в Подмосковье, дом большой, целый дворец. 4 этажа. Он был похож на маленький Эрмитаж. Там была проходная система, нас осматривали охранники, и только после этого мы могли приступать к работе, – вспоминает Сергей. – Нам сказали, что хозяева живут в Париже, а в Россию приезжают только на новогодние праздники, чтобы прочувствовать зиму. И вот они захотели, чтобы у них был такой городок. Это были не просто фигуры, а с подсветкой и интерактивными программами. Так вот, городок стоил 7 млн рублей… Правда, за несколько дней до Нового года в Москве была сильная оттепель, и он растаял. Хорошо, что заказчики успели хоть немного им насладиться, – отмечает Сергей.
«Возможность поделиться творчеством с земляками»
Помимо заказов в других городах Сергей успевает радовать своим творчеством и ижевчан.
– В фестивале «Удмуртский лед» тоже участвовал. Там участникам выплачивают стипендию 30 000 на команду. Здесь свои плюсы: скульпторы практически не ограничены в объеме льда. Есть техника для монтажа огромных блоков. При этом нет призовых мест, никто ни с кем не соревнуется. Все делают то, что интересно им самим. Последняя работа, которую мы сделали с Сергеем Арманшиным на этом фестивале, – «Толпери» (злой дух ветра в удмуртской мифологии, который похищает девушек, и они становятся его женами).
«Ломают фигуры и могут не заплатить»
Сергей признается, что его работа интересная, но опасная.
– Несчастные случаи бывают регулярно, слышал от коллег неоднократно. По льду, например, может блок на руку или ногу упасть, пилой можно зацепиться. Мне однажды попали бензопилой в районе коленной чашечки, где сухожилия. Но их, к счастью, не зацепили, и все обошлось. А так регулярно режемся стамесками. Привыкать надо к инструменту. Бензопила, например, нелегкая, ей особо не помашешь. Бывает, что она весит до 7 кг, – говорит Сергей.
– И при этом с деньгами бывают проблемы. В декабре 2018 в Москве мы делали две композиции в одном из парков. В новогоднюю ночь там упал деревянный мост с людьми, директора сняли, конечно. С нами почти не рассчитались, и до сих пор висит крупная сумма. Никто от долга, к счастью, не отказывается. Новое руководство как-то пытается решить проблему и заплатить всем, кто работал на этом проекте.
БЛИЦ
Сколько времени уходит на скульптуру?
– В среднем на фестивальную работу уходит около 4 дней. Но в коммерческих проектах сроки устанавливает заказчик, так что и за день можно сделать и даже за час – в зависимости от сложности.
Какие инструменты используете в работе?
- Лед и дерево: бензопила, стамески, бормашинки с фрезами
- Песок: лопата, мастерки, мастихины, петли скульптурные
- Снег: лопаты, стамески, скребочки, иногда бензопила
Есть у скульпторов профессиональные болезни?
– Из-за вибраций бензопилы и постоянно мокрых от снега и льда рук болят суставы.
Самая большая сумма, которую удалось заработать?
– 300 000 рублей. Их я заработал в 2006 году за 1,5 месяца на Ямале. Приехал домой и сразу купил себе новую иномарку.
Какой у Вас режим работы?
Если оплата идет посуточная, то у нас 8-часовой рабочий день с обедом. Если работа сдельная (платят за объект), то, бывало, работали сутками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ижевский кондуктор: «Возможностей уйти было много, но я не смогла»
Швея из Ижевска: «Однажды шила костюм для Александра Бречалова»
Ижевский парикмахер: «Когда сказала, что хочу стричь людей, был скандал»