Top.Mail.Ru
19 июня 2019 16:02
Общество

Ижевский кондуктор: «Возможностей уйти было много, но я не смогла»

Альфия Кугуракова рассказала, как реагирует на хамов и какие подарки ей дарят пассажиры

Амир Закиров
Амир Закиров

Газета «Центр» и портал IZHLIFE.RU продолжает рассказывать о профессиях нашего города. Вместе с ижевчанами узнаем, за что они любят и за что ненавидят свою работу. Новый выпуск «Моей работы» посвящаем кондуктору ижевского трамвая.

Досье

Альфия Кугуракова

Фото: Амир Закиров

Возраст: 53 года

Образование: Исовский геологоразведочный техникум, геолог

Стаж: 15 лет

Семейное положение: замужем, есть три дочери

Хобби: туризм, каждый год ездит на фестиваль «Улетай» (0+), театр

«Училась на геолога, а стала кондуктором»

Альфия Кугуракова родилась в Ижевске в семье геологов, поэтому с выбором профессии у нее никогда не было проблем. 

– После школы я поступила в Исовский геологоразведочный техникум в Свердловской области. После получения диплома поехала работать на предприятие в Киргизию, на Памир. Правда, как только началась перестройка, пришлось уйти с работы, – рассказывает Альфия.

В 2005 году женщину потянуло на родину, и она вернулась. Устроиться по профессии долго не могла. Тогда подруга Альфии, работавшая кондуктором, предложила попробовать и ей.

– Я, конечно, боялась, думала, ну как это я буду деньги у людей просить? Но у нас были хорошие наставники, всему научили, помогли. Помню, что перед первыми поездками просто схватила свою начальницу за руку и говорю: «Давайте вы со мной в первый раз поедете?», – смеется Альфия.

«Если работаем в первую смену, то подъем в 3 утра»

Пройдя небольшую подготовку, Альфия начала работать – и вот уже 15 лет она радует ижевчан и гостей города на трамвайном маршруте №9.

Альфия признается, что после первой поездки у нее на лице была деревянная улыбка Фото: Амир Закиров

– Кстати, мой первый рейс тоже был на этом маршруте! Вагон у меня был с бортовым номером 182. Как сейчас помню яркую рекламу с солнышком, которая там была. Этот трамвай до сих пор ходит по рельсам, и я иногда на нем работаю, – делится Альфия. – Графики у нас есть разные: 4/2 (по 8 часов), 2/2 (по 12 часов), разрывные (то есть вагон ездит только в часы пик, когда существенно возрастает поток пассажиров) – 5/2. Что касается смен, то есть первая и вторая смены. Сейчас я работаю во вторую (с 12:00 до 21:00) по графику 4/2. Если в первую смену работаешь, то вставать приходится в 3 утра, в 4 нас уже забирает дежурный автобус. В таких утренних подъемах есть и своя особенная романтика: идешь на автобус по тихим улочкам, когда город еще спит…

«Проходим медосмотр и получаем терминалы»

Рабочий день Альфии начинается с медосмотра: без него кондуктора просто не допустят к работе.

– После осмотра врачом мы получаем все необходимые билетно-учетные документы, терминал и идем принимать вагон. Это значит, что мы должны его проверить, – говорит Альфия. – Например, проверить работу кнопок, которые подают сигнал из салона трамвая в кабину водителя. Также мы проверяем на целостность поручни, сиденья, чистоту вагона. Вечером мы сдаем терминалы, делается отчет, в котором указывается, сколько билетов мы продали за «наличку», а сколько прошло по безналичной оплате (банковские и транспортные карты). Всю «наличку» мы сдаем в кассу, там пересчитывают все до копейки.

«На хамов не обижаюсь»

За долгие годы работы у Альфии накопились десятки историй.

– За 15 лет мне раза три было только неприятно в каких-то ситуациях. Однажды зашел мужчина в нетрезвом состоянии, в прямом смысле «нарывался», грубил, не хотел платить. Пришлось остановить трамвай, но все-таки с водителем трамвая нам удалось его урезонить, – рассказывает героиня.

По словам Альфии, самое волшебное время – новогодние праздники. В эти дни случаются настоящие чудеса.

В месяц у Альфии примерно 64 выезда Фото: Амир Закиров

– Однажды 31 декабря села ко мне в трамвай пожилая женщина. Рассказала, что ездила в гости в другой город, а теперь обнаружила, что ключей от квартиры нет. Очень она переживала, что придется вызывать МЧС, чтобы двери вскрывали, – говорит Альфия. – И вдруг я вспомнила, что все забытые кем-то в трамвае вещи мы складываем в одно место. Я поискала и нашла небольшую связку. Показала женщине, вдруг есть что-то похожее не ее ключи. Приглядевшись, женщина ахнула! Ведь это была ее связка!

Бывают и непредвиденные ситуации.

– У меня в трамвае стало плохо девушке. Она вся бледная была, ее трясло. Дали ей валидол, растирали ее холодные руки. Я, конечно, вызвала скорую, сказала, что мы подъезжаем уже к конечной на Московскую, чтобы ехали туда. И вдруг останавливаемся на светофоре, и стоит рядом скорая, – говорит Альфия. – Я выбегаю, говорю, что девушке плохо и нужна срочно помощь. То есть кондуктор должна знать, как оказать первую помощь, потому что ситуации бывают абсолютно разные.

Лучший кондуктор года

Кстати, в 2015 году Альфия выиграла в конкурсе «Лучший кондуктор ИжГЭТ»!

– Этот конкурс у нас ежегодный. Соревнования проходят по трем направлениям: теоретическая подготовка (знание правил обслуживания, техники безопасности), культура обслуживания и практическое задание. Мы показывали свои способности быстро и безошибочно обилечивать пассажиров в импровизированном салоне, выявлять поддельные купюры и проездные документы, – вспоминает Альфия. – Я почти безошибочно выполнила все задания!

По словам Альфии, несмотря на все трудности, она влюблена в свою работу.

«Молодежь очень люблю. Они и проезд уже спокойно оплачивают картой, телефоном, часами, браслетами. Чем угодно. Взрослые только успевают удивляться таким технологиям!»

– Да, бывает неприятно в каких-то ситуациях, обидно, но все равно каждый день я иду на работу с улыбкой, потому что я ее люблю, несмотря ни на что. А хорошие люди все равно чаще попадаются: дарят шоколадки и цветы, – говорит Альфия.

БЛИЦ

Чем нравится 9-й маршрут?

Мы проезжаем Центральную площадь, Свято-Михайловский собор. Красота! А еще нравится, что мы возим гостей города, ведь трамвай проходит через ж/д вокзал. Получается, что практически первый, кого видят приезжие, – это кондуктор. Мы – лицо города.

Изменились ли люди за 15 лет?

Люди хорошие и всегда такими были. Жизнь сейчас тяжелее стала, где-то и пожалеть человека надо, совет, может, даже какой дать, а можно просто улыбнуться или бабушке, например, место свободное найти, и она уже вся «расцветет».

Кто такой современный кондуктор?

Это человек, от которого зависит атмосфера в трамвае. Человек, к которому ты можешь обратиться по любому вопросу.

Совет начинающим кондукторам

Не надо носить тяжелую сумку с деньгами на шее, потому что запросто можно заработать остеохондроз. Я, например, рубли или «двушки» сдаю в кассу на конечных станциях.

Это интересно!

  • Самый длинный маршрут у трамвая №5, его протяженность 29,9 км
  • Самый короткий маршрут у трамвая №11, его протяженность 14,2 км
  • Общая протяженность трамвайных маршрутов в городе Ижевске составляет 239,7 км
  • Ежедневно на улицы города выходят 128 трамваев

Кстати!

На предприятии есть психолог, который регулярно проводит занятия и рассказывает, как вести себя в той или иной спорной ситуации. Например, человек ругается, что долго ждал трамвай, с ним не надо спорить. Нужно согласиться и объяснить, почему была задержка.

Плюсы

  • Постоянное общение с людьми
  • Несидячая работа
  • Соцпакет
  • Отпуск (28 дней + 6-7 дней за непростые условия труда)
  • Активное участие в жизни предприятия и профсоюза

Минусы

  • Ранний подъем во время работы в первую смену (но к этому быстро привыкаешь)
  • Физическая усталость в летний период во время жары

Доходы: от 15 000 рублей

Итоговая сумма зависит от множества факторов: количества отработанных часов и перевезенных пассажиров, квалификации, стажа работы.

Расходы

Коммуналка: 4 000

Одежда: 1000

Продукты: 5 000

Откладывает на отпуск: 3 000-4 000