Top.Mail.Ru
27 сентября 2023 18:41
Дороги и транспорт

«Филиал ада на земле» – почему ижевские автобусы были одними из лучших в стране, а теперь вызывают только негатив

Так выглядит салон вечернего 40-го. Фото: Григорий Кудреватых
Так выглядит салон вечернего 40-го. Фото: Григорий Кудреватых

Еще недавно общественный транспорт Ижевска считался одним из лучших в стране. Например, по данным исследования 2022 г., он входил в первую пятерку. При этом оценивались такие критерии, как физическая и ценовая доступность, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, а также безопасность и устойчивость развития перевозчика.

Но эти времена остались в прошлом. Особенно это касается автобусного сообщения. Соцсети полны жалоб ижевчан на работу ИПОПАТ: автобусов не хватает, они постоянно задерживаются и приходят набитые битком, расписание не соблюдается, люди опаздывают на работу и учебу. 

IZHLIFE выяснил причины нехватки общественного транспорта в столице Удмуртии.

По мнению многих жителей Ижевска, проблемы с общественным транспортом в городе начались со смены владельца ИПОПАТ. Вот некоторые комментарии из соцсетей:

«Ижевск раньше был с очень хорошо организованной системой общественного транспорта. Даже приезжие это отмечали. Сейчас все продали. ИПОПАТ частная контора. Барин не хочет вкладываться, хочет только бабло».

«С тех пор, как эти зажравшиеся москвичи прихватизировали ИПОПАТ, в городе начался коллапс с транспортом… Верните людям городской транспорт!»

На самом деле, главный автобусный перевозчик города уже много лет находится в частной собственности. Но прежние владельцы предприятия активно инвестировали в его развитие, в том числе – закупку новых автобусов.

Ситуация изменилась, когда в июле 2021 года ИПОПАТ приобрел московский холдинг ООО «Ресурс Групп». Проблемы с перевозками стали стремительно накапливаться. Уже в декабре того же года к их решению пришлось подключиться Главе Удмуртии. Александр Бречалов поручил премьеру Ярославу Семенову взять ситуацию на личный контроль.

«Я прочитал все сообщения на эту тему, и там не 15 минут, там и 40 минут (задержки автобуса – прим. ред.) встречается. И была ситуация, когда автобус пришел битком и ребенок пошел пешком. Понимаю, что проблемы есть и с кондукторами, но мы переводим эту проблему в режим еженедельного контроля и еженедельных совещаний», – заявил тогда Бречалов.

Спустя год ситуация повторилась. Глава региона вновь поручил премьеру и министру транспорта разобраться с проблемой частоты рейсов автобусов в Ижевске. Однако на данный момент даже контроль высших республиканских чиновников не помог исправить ситуацию к лучшему

1685773767_myskillsconnect-com-p (1).jpg
Еще несколько лет назад ижевский транспорт был одним из лучших в стране. Фото: stylishbag

«Филиал ада на земле»

С начала 2023 года за отставание автобусов от графика и их нехватку ИПОПАТ уже дважды оштрафовали на общую сумму 700 тысяч рублей. Но и после штрафных санкций работа общественного транспорта не наладилась. 

Один из самых проблемных автобусных маршрутов – № 40. Вот лишь некоторые комментарии из соцсетей:

«Уважаемая администрация города Ижевска и ИПОПАТ! ОБРАТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, УЖЕ ВНИМАНИЕ! Каждое утро испорченное настроение на весь день! Наверное, это уже крик души! Что происходит с маршрутом №40? Нет никакого ТОЧНОГО расписания вообще НИГДЕ! Стоим на остановке каждый раз по 30 минут! Мы что, в каменном веке живем?! Как цену за проезд повышать второй раз за год, так вы первые! А где НОРМАЛЬНАЯ организация транспортного маршрута?! Я в который раз выхожу утром на работу в субботу и воскресенье и стою по полчаса, жду автобус 40! Причем НИКОГДА не угадаешь, во сколько он придет! Система ИГИС показывает вообще черт-те что! Автобусы ВСЕГДА идут переполненные! Про обеденное время вообще молчу! Лично сама стояла на остановке 45 минут!»

«Я пользуюсь общественным транспортом, а именно 40 автобусом, уже более 10 лет, и с каждым годом обстановка только ухудшается. Сажусь на остановке «Дворец спорта». Автобус в час пик ходит с 20-25 минутным интервалом. Автобус переполненный, кондуктора нервничают, расталкивают пассажиров локтями, чтобы собрать оплату за проезд. В переполненном автобусе практически невозможно повернутся, и это каждый день!»

«Может кто знает, что происходит с 40 маршрутом? В промежутке 6-7 утра битком набитые автобусы. Вроде как недавно ипопат штрафовали. Стоять в автобусах невозможно. Да что стоять, дышать!»

«Сколько еще будет продолжаться это безобразие?! Каждое утро и вечер невозможно воспользоваться общественным транспортом! Сегодня ждали 40 маршрут 30 мин – пришел в 8:30! Можно сказать, выехал с конечной! Такси до работы в эти часы 350-400 рублей в центр! К людям отношение, как к скоту! Александр Бречалов, Дмитрий Чистяков, Администрация Ижевска, как детям в таких переполненных автобусах добираться до школ и садов, больным до больниц? Все лето так и было: ни туда, ни обратно на 40-м маршруте. А зимой? Пешком начнем ходить? На дорогу от Союзной до Дворца спорта у меня ушло 1,5 часа! В выходные его просто не дождаться. В прошлую субботу отправила ребенка в бассейн, простоял 40 мин на остановке – не было автобуса. Вызвала такси, поехала с ним».

«Маршрут 40 самый ужасный! Я по этому маршруту езжу редко, но когда приходится, то моему негодованию нет предела. Еду вечером, в 18:00 примерно и обычно жду его 30-40 минут! Потом он приходит переполненный, и ты стоишь на подножке, а иногда и не можешь втиснуться».

«Три раза писала в Администрацию на этой неделе. С 06:35 до 07:00 стоим на остановке, ждём 40-й, а потом не можем в него войти, так как он уже приходит забитый. И также следующие за ним».

«Поддерживаю, 40 автобус – это реально филиал ада на земле».

Корреспондент «IZHLIFE» на личном опыте проверил время ожидания и загруженность 40-го автобуса в вечернее время. Заявленные на сайте ИПОПАТ вечерние интервалы для этого маршрута  – 10-15 минут в будни и 25 – в выходные. 

В четверг 14 сентября в 19:44 я вместе с другими пассажирами стал ждать транспорт на остановке «Дворец спорта». Судя по всему, автобуса не было уже довольно долго – на остановке скопилось больше 30 человек. Следующий приехал через 6 минут, и народу в нем было уже много. Стоявшие на остановке люди ринулись к дверям и стали протискиваться в салон. Стоявшие передо мной двое парней даже не стали пытаться влезть в транспорт. Мне с трудом удалось втиснуться на ступеньки возле двери. Через пару остановок удалось пройти немного дальше от дверей и встать немного удобнее. Но в целом ехать было некомфортно: очень душно и тесно.

Примерно в это же время на следующий день автобус пришлось ждать уже 13 минут. Заполненность была еще больше. А в воскресенье автобус пришел в 21:30, спустя 21 минуту после того, как я подошел на остановку.
Фото: Григорий Кудреватых
Фото: Григорий Кудреватых
Фото: Григорий Кудреватых
Фото: Григорий Кудреватых

«Не вышел водитель, автобусов на линии не хватает»

Но помимо автобуса № 40, ижевчане в соцсетях жалуются и на другие маршруты:

«Еще и 12 автобус всегда ходит непонятно как. А по выходным его вообще редко дождешься».

«21 автобус каждое утро еще хуже!»

«Еще 22 такой же… А если дождешься, тебя там раздавят».

«23 и 16 вообще не дождаться. Приходится пешком ходить до работы».

«25 вообще не ездит, от слова совсем. С Магистральной отходит в 6:45 и следующий только через час! Час пик! Яслей на болоте нет, школа закрыта под снос – сколько детей нуждаются в этом маршруте? … Они реально издеваются над нами».

«На Берша 26 маршрут утром в семь часов ждем по 40 минут! В итоге за три остановки автобус набивается битком. Это с учетом, что теперь его пустили через город оружейников и пассажиров прибавилось!»

«С 29 маршрутом точно такая же проблема. Хотя написано, что должен ходить каждые три минуты, по факту каждые 15 и всегда в него не зайти из-за кучи народу».

«Такая же история с 36 автобусом. По 40-60 минут интервал идет. Ладно сейчас тепло, а зимой вот так постой на морозе по 40 минут…»

«Еще год назад маршрут 79 ходил с промежутком в 8-10 минут, сейчас два раза в час. Примерно уже знаю во сколько подойти на остановку к нужному мне рейсу, однако часто автобуса нет. На днях прождала 45 минут».

«ИПОПАТ, откажитесь от обслуживания маршрутов, если вы не соблюдаете заявленные интервалы движения. При этом даже не скрываете этого. Диспетчер так и говорит прямым текстом: «Не вышел водитель, автобусов на линии не хватает». Почему мы, в частности жители Малиновой горы, должны каждый раз ездить на такси?! Интервалы движения у 8 и 21 маршрутов доходят до 60-70 минут, вдумайтесь!» 

В чем причины проблемы – версия ИПОПАТ

По словам Руслана Гиниятова, исполнительного директора АО «ИПОПАТ», причины возникшей проблемы – нехватка водителей и загруженные дороги.

«С целью увеличения штата водителей АО «ИПОПАТ» существенно повысило заработную плату – ее минимальный уровень у водителя автобуса составит от 40 до 60 тысяч рублей в зависимости от направлений работы (с кондуктором, без кондуктора, с валидатором). Кроме того, проводится обучение водителей на категорию Д за счет компании с последующим трудоустройством», – рассказывает Руслан Гиниятов.

Пресс-служба администрации Ижевска сообщила, что проблему работы общественного транспорта в городе пытаются решить путем переговоров с АО «ИПОПАТ».

Недавно проблемой озаботился и новый городской Глава Дмитрий Чистяков. Который даже решился лично проехать несколько остановок на паре маршрутов, чтобы оценить ситуацию. Удивительным образом никакой толкучки в автобусах, где ехал Глава, не было. По итогам поездки Чистяков сообщил, что решать проблему городские власти намерены за счет… автобусов с дачных маршрутов. С 1 октября их переведут на городские линии. Как будто раньше они всю зиму стояли в гаражах.

Насколько эта мера позволит решить проблему – большой вопрос. Количество дополнительных автобусов, которые выйдут на маршруты, Чистяков не озвучил. И в любом случае весной их придется вернуть на дачные рейсы. О планах закупить к этому времени дополнительные единицы транспорта пока не сообщали ни сам ИПОПАТ, ни чиновники.

Мы будем следить за развитием ситуации.   

КСТАТИ

Тем временем российский премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение, по которому регионы смогут приобрести автобусы малого класса за счет средств Фонда национального благосостояния. Сроки финансирования оплаты для поставки нового общественного транспорта определены на четвертый квартал этого года.