В последнее время в Ижевске все чаще стали портить электросамокаты, принадлежащие кикшеринговым сервисам. Фото поврежденной или даже утопленной в пруду техники горожане выкладывают в социальных сетях. Коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия» разбирались, почему это происходит и беспокоятся ли владельцы проката.
Представители компаний заявляют, что расходы на ремонт и восстановление техники заранее планируются на сезон.
«Да, случаи повреждения самокатов бывают, но они носят единичный характер. Абсолютное большинство поездок проходит без каких-либо эксцессов, количество негативных инцидентов не превышает 0,01%. Большая часть повреждений – это незначительные потертости и царапины», – говорят в пресс-службе сервиса Whoosh.
Также в пресс-службе отметили, что каждый самокат их компании оснащается IoT-модулем. Он нужен, чтобы собирать данные о поездках.
«Мы видим местоположение самоката, работу систем, маршруты, скорость передвижения и так далее. К тому же, у нас нет анонимных поездок – мы знаем, кто арендовал самокат и что предшествовало инциденту. За умышленное повреждение самоката, вандализм предусмотрен штраф до 90 тыс. руб. В случае необходимости мы, конечно же, обращаемся в правоохранительные органы», – заявили в Whoosh.
Штраф не взимается в том случае, если повреждение появилось в результате форс-мажора, повлекшего ДТП.
В другом сервисе кикшеринга, «Юрент», не замечают рост вандализма в сравнении с прошлым годом.
«Более того, мы отмечаем, что пользователи кикшеринга от сезона к сезону в целом становятся все более сознательными и относятся к электросамокатам более бережно. Все больше горожан используют электросамокаты по транспортному, а не развлекательному сценарию (по нашим данным, это более 70% поездок) и постепенно проникаются тем фактом, что кикшеринг – это реальная альтернатива и дополнение к привычному общественному транспорту, соответственно, в их интересах – обращаться с арендованными самокатами как можно более бережно и аккуратно», – рассказали в пресс-службе компании.
В «Юрент» говорят, что сумму ущерба от действий вандалов нельзя назвать существенной. По их мнению, ремонт самокатов – это естественный процесс, заложенный в бизнес-модель.
«Ущерб от вандализма в финансовом плане практически не влияет на бизнес. Что касается краж, то мы исходим из того, что их нужно предотвращать, и инвестируем в это направление», – отмечают в «Юрент».
Случаи краж и неправомерных деяний в отношении самокатов выявляет служба безопасности сервиса. Ее сотрудники при необходимости обращаются в полицию.
Самой расходной статьей в «Юрент» называют обновление парка электросамокатов, закупку новой техники и поддержание ее в рабочем состоянии. После определенного пробега самокат проходит профилактику. Внепланово его могут снять с проката, если пользователи отметили какие-то недостатки. В сумме это составляет для бизнеса довольно существенные расходы.
«Однако серьезные и, как следствие, дорогие поломки случаются очень редко, так как большинство наших пользователей понимает, какую важную роль кикшеринг играет для транспортной инфраструктуры, и относится к самокатам бережно. Так что в наших сервис-центрах гораздо больше времени посвящают профилактике самокатов, а не ремонту электроники как таковому», – поделились в кикшеринге.