1 марта 2023 года в силу вступили новые правила дорожного движения. Они касаются электросамокатов: ограничивается скорость, возраст водителя. Часть изменений коснулась и властей: теперь они должны заняться созданием инфраструктуры для транспорта – парковками и дорожками. Наши коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия» (16+) разбирались, что предпримут для этого в Ижевске.
Какие новшества для электросамокатов?
Новые правила дорожного движения направил в регионы Минтранс страны. Они касаются средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся:
-
Электросамокаты;
-
Гироскутеры;
-
Моноколеса;
-
Другие транспортные средства.
По новым правилам выезжать на проезжую часть на вышеперечисленных видах транспорта могут только люди старше 14 лет. Они будут обязаны соблюдать дорожные знаки, разметку. Ограничивается и скорость – до 25 км/ч.
Штраф для нарушителей – 800–1500 рублей.
Если нет дорожки для СИМ, им можно выезжать на тротуар, но только при условии: масса, к примеру, электросамоката, должна быть не больше 35 кг. Если вес превышает норматив, то двигаться необходимо по правому краю проезжей части. При этом на автодорогах максимальное ограничение скорости не должно превышать 60 км/ч, то есть, условно: на участке 10 лет Октября, где разрешенная скорость 80 км/ч, движение СИМ запрещено. Еще важное условие: транспортное средство обязательно должно быть оборудовано тормозами, опознавательными огнями и звуковым сигналом.
Что появится в Ижевске?
Но не только пользователей касаются новые правила. У властей тоже появились обязанности: создать парковки и инфраструктуру для пользования СИМ.
В Ижевске с 2020 года работали кикшеринговые сервисы по аренде электросамокатов: сначала заходила компания Whoosh. В 2021 году работал сервис Lucky Bike, в 2022 году он зашел под брендом Urent. Также в прошлом году работала компания Volt, но там сообщили «Коммерсантъ-Удмуртия», что больше не занимаются арендой электросамокатов.
В Ижевске есть велодорожки, по которым можно двигаться на СИМ, но нет парковок.
Одним словом, СИМ в Ижевске пользуются активно. И горожане чаще всего катаются по велодорожкам. Как рассказали власти, именно их и будут развивать. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексея Горбачева, ездить на СИМ можно по велосипедным и пешеходным дорожкам. В районах займутся их продлением.
С парковками для СИМ дела обстоят немного сложнее. Сейчас их просто нет.
После введения на федеральном уровне требований к парковочным местам для СИМ, будет определена возможность совместимости парковки велосипедов и средств индивидуальной мобильности
Администрациям городов и районов предстоит разработать проектно-сметную документацию, где укажут места для размещения парковок.
«Трудности в организации парковок могут возникнуть лишь в части числа заявлений на размещение пунктов проката СИМ. Что касается муниципальных парковок, то их число растет и не остановится до тех пор, пока на них не будет полностью удовлетворен спрос граждан Удмуртии», – добавил министр транспорта Удмуртии.
Например, в Ижевске уже реализуются планы по интеграции СИМ в транспортную систему города.
«На сегодняшний день специализированные парковки для электросамокатов не предусмотрены, а велосипедные для них не предназначены. Выделение отдельной полосы для СИМ также не запланировано. Будет разрабатываться нормативная документация об организации парковок в заездных карманах для СИМ в местах их наибольшей концентрации и по мере необходимости», – сообщил начальник управления благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Евгений Бунтов.
Для чего нужны новые правила?
В Минтрансе России отметили, что электросамокаты могут стать еще одним способом передвижения помимо автомобилей и общественного транспорта. Тем не менее с ростом их популярности растет и количество ДТП. Поэтому депутат Госсовета Удмуртии Александр Прозоров считает, что нужны правила по их использованию.
Мы живем в развивающемся новом мире, где становится востребованным новый вид транспорта, и государство должно идти на встречу и предпринимать меры регулирования. Начиная от создания инфраструктуры, включающей в себя и парковки, и зарядку для электросамокатов, заканчивая разработкой новых правил дорожного движения для участников
Алексей Гарипов, председатель постоянной комиссии гордумы Ижевска по местному самоуправлению, информационной политике и связям с общественностью, согласен, что нужно разрабатывать правила дорожного движения для СИМ и развивать инфраструктуру для них. Однако все еще сохраняется много пробелов.
«В закон добавили ограничение скорости и веса электросамоката, минимальный разрешенный возраст водителя, но не указали, кто за этим будет следить и как контролировать. Я думаю, что закон будет действовать только в одном случае, когда уже что-то произойдет. Сбили кого-то, и будут по факту происшествия разбираться: сколько лет, какую скорость держал. Ужесточение правил для электросамокатов – это необходимо и важно, но в реалиях жизни его будет сложно реализовать», – отметил он.