1 октября 2025 14:30
Дороги и транспорт

3D-технологии, автоматизация, вторичное использование асфальта: как новые технологии меняют дорожное строительство в Удмуртии

Новые технологии и методы ремонта позволяют строить дороги быстрее и дешевле

Современные технологии позволяют дорожникам Удмуртии отмерять до сантиметров точный слой асфальтобетона, поперечную и продольную ровность поверхности при укладке смеси. Фото: Эдуард Карипов
Современные технологии позволяют дорожникам Удмуртии отмерять до сантиметров точный слой асфальтобетона, поперечную и продольную ровность поверхности при укладке смеси. Фото: Эдуард Карипов

Технологии сегодня меняют привычный уклад нашей жизни. Смартфоны практически заменили компьютеры и телевизоры, нейросети превратились в полноценных виртуальных помощников. В стороне не остается и дорожное строительство – дороги сегодня создают с применением последних технологий.

О том, какую технику и технологии применяют дорожники в Удмуртии, IZHLIFE рассказал заместитель главного инженера ООО «Радонеж Дорожные Конструкции» Сергей Довбня.

Дорога как «слоеный пирог»

Современное дорожное полотно – это многослойная конструкция, где каждый слой выполняет свою функцию:

  • Подстилающий слой дорожной одежды из песка или ПГС – это дополнительный стабилизирующий слой между основанием и землей. Он снижает влияние пучинистых грунтов, выполняет функции дренажа и повышает общую устойчивость конструкции.

  • Основание из щебня обеспечивает прочность дороги и равномерно распределяет нагрузку на основание дороги.

  • Нижний слой асфальтобетона в дорожном покрытии нужен для предотвращения проникновения влаги в конструкцию и равномерного распределения нагрузок.

  • Верхний слой асфальта – самый прочный, он обеспечивает устойчивость дорожного полотна и сцепление колес с дорогой.

В последние годы при создании верхнего слоя дороги используют полимерно-битумные вяжущие – материал с добавлением полимеров и пластификаторов. Он делает покрытие более пластичным и устойчивым к перепадам температур, нагрузкам и ультрафиолету.

Асфальт на полимерных вяжущих использовали во время прошедшего в 2025 году ремонта Южной набережной, проезда Дерябина, улиц Ленина, Союзная, 40 Лет Победы в Ижевске, а также на участках дорог «Воткинск-Кельчино» и «Сарапул-Воткинск».

Дорога Слои.JPG
Ремонт Южной набережной в Ижевске. Многослойность дороги защищает асфальт от воздействия воды, низких и высоких температур, от давления колес большегрузов. Фото: Эдуард Карипов

На наиболее загруженных трассах Удмуртии дополнительно применяют технологию холодной регенерации дорожных одежд – это технология ремонта дорожных одежд, при которой измельчается существующее покрытие и часть основания, а затем на месте смешивается с вяжущими (цемент, битумная эмульсия) или другими добавками, создавая новый, прочный слой для последующей укладки нового покрытия. Этот метод позволяет повторно использовать вторичные материалы, сокращает сроки работ, снижает затраты и уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.

Еще одна новинка – укладка методом бесшовного стыка. На ремонтируемом участке синхронно работают сразу два укладчика на всю ширину проезжей части. За счет одинаковой температуры сопрягаемых полос асфальтобетонное покрытие позволяет выполнить равномерное уплотнение продольного шва и исключает его разрушение под колесами тяжелого транспорта. Бесшовный стык, например, использовали во время летнего ремонта перекрестка улиц Молодежная и Ленина в Ижевске, по которому ежедневно курсируют сотни автобусов и троллейбусов.

Автоматизация производства асфальта

Модернизация не обошла и асфальтобетонные заводы. Качество асфальтовой смеси сегодня контролируют с помощью высокоточных дозаторов и компьютерных систем.

Асфалтобетонный завод.jpg
Асфальтобетонный завод в Ижевске оснащен высокоточными дозаторами и компьютерными системами. Они контролируют соблюдение рецептуры и стабильность качества производимой асфальтобетонной смеси. Фото: Данил Иванов

Доставленные на завод песок, щебень, битум и другие компоненты, прежде чем лечь в основание дороги, проходят через:

  • Весовые дозаторы. Каждая порция щебня, песка и минерального порошка контролируется гравиметрическими дозаторами, оснащенными высокоточными датчиками веса.

  • Битумные дозаторы. Битум при изготовлении асфальта подается насосами с регулируемой производительностью, управляемыми системой автоматического контроля расхода жидкости.

  • Автоматизация процессов. Все операции контролируются компьютерной системой, которая сравнивает фактическое количество компонентов с заданными значениями рецепта и автоматически регулирует подачу материалов.

«Современные асфальтобетонные заводы имеют полную автоматизацию при приготовлении асфальтобетонных смесей, строгую дозацию материалов согласно рецепту и высокое качество приготовления асфальтобетонной смеси», – рассказал Сергей Довбня.

Асфальтовую смесь и все ее компоненты во время дорожных работ дополнительно проверяют в лабораториях на соответствие ГОСТу.

Машины вместо лопат: новые технологии на дорогах

Если раньше асфальт раскладывали лопатами «по ниточке», то сегодня в Удмуртии используют высокотехнологичную технику:

  • Перегружатель асфальтобетонной смеси принимает асфальт от самосвала, перемешивает его и подает в укладчик. Машина исключает остывание смеси и экономит время.

  • Дорожные фрезы – срезают изношенный слой дороги и предварительно выравнивают дорожное основание.

  • Ресайклеры – при этом срезанный фрезой асфальт теперь не выбрасывают, загрязняя окружающую среду, а перерабатывают методом холодного ресайклинга и используют вновь. Остатки асфальта непосредственно на месте ремонта измельчают в ресайклере, скрепляют битумной эмульсией или цементом и используют для укладки нижнего слоя дороги.

  • Асфальтоукладчики и автогрейдеры нового поколения оснащены лазерными и GPS-системами. Они автоматически регулируют толщину слоя и угол наклона, исключая «человеческий фактор» и связанные с ним ошибки.

Ремонт дорог измерительыне приборы.JPG
Дорожники в Удмуртии используют все достижения техники для качественного ремонта дорог – от сложного геодезического оборудования до современных полимерных материалов для укрепления дорожного полотна. Фото: Эдуард Карипов.

«Современные геодезические системы позволяют решать различные задачи: измерять углы и расстояния, определять разницу высот, создавать трехмерные модели местности и использовать спутниковые системы для определения координат, что также упрощает ряд задач при дорожном строительстве», – добавил инженер.

Дорога – это не только асфальт

При ремонте дорожники уделяют внимание не только полотну, но и инфраструктуре.

«Мы делаем упор на доступность для маломобильных граждан, устанавливаем освещение, светофоры, системы ливневой канализации – все это часть комплексного подхода», – пояснил Довбня.

Такие технологии уже применялись в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», инициированного президентом России Владимиром Путиным. Вышеописанные принципы и технологии, в частности, дорожники использовали при ремонте проезда Копровый в Ижевске, дорог «Воткинск-Кельчино» (подробнее об этом ремонте мы писали ранее), «Сарапул-Воткинск», «Ижевск-Воткинск».

«Сегодня мы работаем по новым ГОСТам, используем новейшие материалы и максимально автоматизируем процессы. Это позволяет исключить большинство ошибок, которые допускались раньше», – заключил Сергей Довбня.


Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее