
В Удмуртии этим летом проводится масштабный ремонт дорог. В рамках инициированного президентом России Владимиром Путиным нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в республике отремонтируют десятки дорог. При этом Глава Удмуртии Александр Бречалов призвал уделить особое внимание качеству дорог.
Чтобы узнать, как проходит процесс контроля качества дорог, IZHLIFE побывал в дорожной лаборатории «Управтодора».
Почему дороге нужна «подушка»
Качество материалов для ремонта дорог определяется задолго до того, как на участок выдвинется первый асфальтоукладчик. Специалисты лаборатории «Управтодора» по крупицам разбирают состав будущего дорожного полотна, чтобы дорога не «поплыла» после первой же серьезной нагрузки.
Контроль за качеством дорог начинается с основ, то есть с песка и щебня, которые послужат «подушкой» будущей дороги, рассказывает начальник отдела лабораторного контроля Павел Храбров. Отвечающая за ремонт подрядная организация направляет образцы сотрудникам лаборатории для проверки. Присылаемые образцы щебня в лаборатории проверяют на прочность специальным прессом. Если материал выдержал многотонную нагрузку, то выдержит и идущие по дороге грузовики.

Еще один важный элемент будущей дороги – песок. Его методом многократного рассева через специальные сита проверяют на зерновой состав и крупность зерен.

«Способность к фильтрации – одно из важных качеств используемого в дорожном ремонте песка. Чистый песок хорошо пропускает воду и отводит ее в грунт. В грязном песке вода будет скапливаться и выдавливать дорожное полотно», – объясняет тонкости Павел Храбров.

Как избежать колеи
Следующий этап в контроле будущего ремонта – проверка асфальтобетонной смеси. Подрядные организации заранее присылают в лабораторию «Управтодора» ее состав, и сотрудники лаборатории с помощью специальной техники подвергают спроектированный дорожниками асфальт испытаниям.
Например, асфальтовую смесь для дорожного ремонта проверяют на устойчивость к образованию колеи. Имитирующая каток установка давит на асфальт, формируя плиты, и по этим плитам нагруженное колесо совершает 20 тысяч прокатываний. Если на асфальте образовалась колея, глубина которой превышает нормативные показатели, то такой асфальт признается непригодным и требует доработки.

«Случаи образования колеи на новой дороге мы выявляем здесь, еще на этапе изготовления асфальта. Подрядчики корректируют состав асфальтобетона до нормативных требований», – подчеркнул Храбров.
Для чего из дороги вырезают керны
Финальный этап проверки – работа на дорогах. Специалисты лаборатории спустя сутки после укладки асфальта выезжают на новую дорогу, чтобы взять керны – небольшие похожие на шайбу фрагменты асфальта, которые вырезаются прямо из готового дорожного полотна. Керны берут на всей протяженности новой дороги, по три образца каждые 3 000 квадратных метров. Это позволяет контролировать весь участок отремонтированного дорожного полотна.

С помощью срезов специалисты проверяют, как асфальт «лег», не образовались ли в нем после укладки пустоты. Оставшиеся после взятия кернов отверстия на дорогах устраняются до сдачи объекта, успокоил Павел Храбров.
Почему дорога может разрушиться и после ремонта
Несмотря на столь тщательный контроль качества ремонта дорожного покрытия, некоторые дороги в Удмуртии все же «плывут». Одним из примеров стремительного разрушения новых дорог является человеческий фактор.
«Разрушения может вызвать недостаточное уплотнение на самой дороге. Допустим, только что уложенный асфальт необходимо «прокатать» на катке 15 раз, а рабочий прокатал меньше. Из-за этого появляются поры, пустоты, и дорожное полотно разрушается», – объясняет Храбров.
Контролировать действия подрядных организаций во время укладки в лаборатории «Управтодора» не в силе. С такими недобросовестными подрядчиками городские и республиканские власти разбираются уже в суде.
