Top.Mail.Ru
4 сентября 2024 14:00
Психология и эзотерика

Тульпа и синдром Карлсона: реальны ли «невидимые друзья» и могут ли они представлять опасность

Их создают или они приходят сами?..

Не опасна ли для психики такая «дружба»? Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8
Не опасна ли для психики такая «дружба»? Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8

Повесть о Малыше и Карлсоне, наверное, знакома всем. Обычно ее воспринимают как просто веселую, чуть хулиганскую сказку о дружбе мальчика с волшебным существом. Но психологи видят за этой сказкой вполне реальную ситуацию. Дети и правда нередко начинают уверять взрослых, что у них есть друзья, которых никто, кроме их самих, не видит. А в последние несколько лет среди подростков и молодых людей стала популярной особая практика по созданию «тульпы» – незримого спутника, с которым можно общаться как с живым человеком.

Именно с этой необычной темы IZHLIFE начинает новый цикл публикаций «Психология непознанного», в котором мы будем рассматривать необычные явления с рациональной и мистической стороны. Итак, что думают о тульпах психологи, психотерапевты и эзотерики? Могут ли быть реальны эти существа, или они представляют собой плод разбушевавшейся фантазии? Стоит ли заводить такую «дружбу», и может ли она представлять опасность? Постараемся ответить на эти вопросы хотя бы частично.

Что такое тульпа

Наверное, стоит начать с того, что «тульпа» – понятие, которое никогда не имело отношения к широко известным мистическим практикам. Оно пришло из Тибета, и в европейском мире о нем узнали из книг оперной певицы и путешественницы Александры Давид-Неэль. Она долгое время прожила в Индии и Китае, общалась с буддистскими монахами и перенимала их знания.

Первое упоминание о тульпах мы можем найти в книге «Мистики и маги Тибета» (или «Магия и тайна Тибета»), которая была издана в 1929 году. Кстати, судя по тексту, это слово все-таки не склоняется. При этом есть вероятность, что термин является в какой-то степени авторским. Дело в том, что Александра, выросшая во Франции, могла во многом толковать тибетские учения по-своему, невольно рассматривая их через призму западного мышления. Тем не менее она стала первой и, возможно, до сих пор единственной, кто рассказал о тульпа – истинных тульпа – так подробно.

buddha-statue-with-nature-l.jpg
Тульпа пришла к нам из Тибета. Фото: freepik.com

Итак, по словам Александры Давид-Неэль, тульпа – это «сильная индивидуальная галлюцинация, материализованное воплощение мысли, образ, создаваемый воображением человека, откол сознания в форме некой автономной сущности». При этом автор нередко использует в качестве синонима слово «призрак», но уточняет, что с духами умерших людей тульпа не имеет ничего общего. Тульпа может восприниматься всеми чувствами, то есть ее можно видеть, слышать и осязать. Она образуется постепенно или мгновенно, и в ее создании может участвовать несколько человек. Автор делает оговорку: на Тибете принято много говорить о материализации мысли, но далеко не все эти истории являются правдой. Тем не менее было несколько фактов, которые послужили для Александры доказательством существования тульпа.

Например, однажды она познакомилась с художником, который специализировался на изображениях тибетских божеств. У него за спиной женщина увидела «туманный силуэт», удивительно напоминающий одного из персонажей его полотен. Выяснилось, что художник уже несколько недель бился над очередным портретом мистического существа и все время мысленно призывал его «попозировать». В итоге оно явилось. Странно только, что сам художник так и не заметил его присутствия.

В другой раз Александру посетил двойник знакомого ламы, причем его видела не только она, но и бывший рядом слуга, принявший «поддельного ламу» за настоящего. Но стоило слуге отойти, как визитер буквально растворился в воздухе. Как пояснила исследовательница, некоторые монахи действительно обладали способностью создавать своих двойников и отправлять куда-то вместо себя – иногда в целях безопасности, а иногда просто чтобы везде успеть. А маги создавали тульпа как «послушное орудие для выполнения всех желаний». Такой призрак мог представлять собой какое угодно существо или даже неодушевленный предмет.

portrait-smiley-monыk.jpg
Тибетские монахи и маги, вероятно, владеют особым искусством материализации. Фото: freepik.com

Что интересно, в своих трудах Александра Давид-Неэль описала и личный опыт материализации. Она заявила, что привыкла ничего не принимать на веру, так что сама создала тульпа в виде веселого добряка буддистского ламы. На это потребовалось несколько месяцев. Когда образ закрепился, то стал приходить по своему желанию. Иллюзия была зрительной, причем со временем видеть монаха стали и окружающие люди. Но временами лама был еще и осязаем.

Сами тибетцы якобы объясняли такие галлюцинации по-разному. Одни верили, что созданная мыслью форма действительно обретает материальность, а другие говорили, что это всего лишь великая сила внушения, которой обладает создатель призрака.

Основы тульповодства

История с тульпами (теперь мы будем склонять это слово, потому что речь уже пойдет отнюдь не о тибетских практиках) получила неожиданное продолжение в XXI веке, причем не среди оккультистов, а среди молодежи. Подростки и некоторые взрослые стали увлеченно создавать и осваивать техники самовнушения, позволяющие завести воображаемого друга, а то и сразу нескольких. Такие сущности тоже стали называться тульпами, в связи с этим даже возник термин «тульповодство». Но сложно сказать, насколько представление о тульпа Александры Давид-Неэль соотносится с современной идеологией тульповодов.

nwfjvcfLmRQ1.jpg
Оказывается, тульпа может выглядеть совсем не так, как мы того хотим. Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8

Максимальной популярности новое течение на Западе и в России достигло в период с 2010 по 2021 годы. В это время стали появляться не только тематические сообщества, но и многочисленные руководства по созданию тульп. Новая область обросла терминологией – создатель тульпы стал именоваться «хостом», процесс создания – «форсиногом», а воображаемый мир, в котором «выращивается» сущность-компаньон, получил наименование «вондер». 

На данный момент описаны разные техники по созданию тульпы. Больше всего они напоминают медитацию. Причем некоторые гайды настолько подробны, что занимают десятки страниц. Создатели уверяют, что терпение и труд делают великие дела – через несколько месяцев специальных упражнений (но это индивидуально) созданный персонаж обретает не только зримый облик и способность общаться, но и автономность, и даже своеобразный объем. То есть его можно потрогать. 

Чаще всего советуют сначала представить себе свою тульпу, продумать ее внешность и характер, если кому-то это поможет – даже нарисовать. Предостерегают только от использования образов умерших людей. Затем с ней нужно научиться общаться. Вот несколько тезисов, дающих представление о современной тульпе:

  • Тульпа – это автономное, самостоятельное существо, имеющее свое мнение, которое может не совпадать с мнением хоста, и свои желания. При этом тульпа – это часть сознания хоста, намеренно созданная галлюцинация.

  • Создание тульпы начинается с продумывания ее образа, но получится она такой, какой захочет сама, и хост должен это принять.

  • Тульпа не имеет ничего общего с раздвоением личности. При этом хост может по желанию на некоторое время «уступить» ей свое тело.

  • Тульпа создается как собеседник и компаньон, при этом не следует использовать ее в корыстных целях. Например, в сексуальных (да-да, и такое встречается).

  • Тульпа – это большая ответственность, потому что вы создаете живое существо с мыслями и чувствами. Поэтому тульповодство – занятие, к которому нужно подходить «со взрослым настроением».

  • Тульпу видно и слышно, но не глазами и ушами, а воображением. При этом тульпа может ощущаться как небольшое сопротивление воздуха. Но чаще это просто «эффект присутствия».

  • Если создать несколько тульп, они смогут тусоваться друг с другом, когда у хоста нет на них времени.

  • От тульпы можно при желании избавиться, но это не так легко. Для этого есть отдельные руководства.

  • Не все, кто заявляет, что создал тульпу, говорят правду. Нередко выдуманный друг действительно оказывается полностью выдуманным. Как понять, что вам рассказывают правду о тульпах – тема для отдельного исследования.

Вы тоже заметили ряд противоречий?..

«Я не зову, они приходят сами»

Откровения тех, кто «специально вырастил тульпу с нуля», можно в большом количестве отыскать в интернете. Мы не можем проверить их правдивость, поэтому даже не будем приводить их в качестве примеров. Но позволим себе рассказать о примерах из жизни реальных людей, с которыми авторам материала довелось общаться лично. Отметим, что никто из них специально себе тульпу не создавал – незримые собеседники пришли к ним сами. Да и термин «тульпа» никто из них никогда не использовал. Что интересно, объединяет всех этих людей творчество.

Так, одна из мастериц по изготовлению кукол говорит, что создание каждого персонажа начинается с появления его души, которая рассказывает о себе. При этом девушка признается, что куклы часто сами перемещаются по ее дому и их иногда можно найти в неожиданных местах. Как-то на одной из выставок они устроили настоящий дебош – кому-то из них не понравилось стоять в витрине.

close-up-hands-holding-diff.jpg
Неведомые сущности часто посещают художников. Фото: freepik.com

Ижевчанка Ангелина (здесь и далее имена героев изменены. – Прим. ред.) тоже личность творческая, она рисует и сочиняет стихи, любит атмосферу волшебных миров. Леди Мизерикордия появилась в ее жизни, когда Ангелина была еще подростком, в один из непростых депрессивных периодов. Вот что рассказывает девушка:

«Она – искаженная версия меня, постоянно стремящаяся к идеалу и побуждающая работать над собой. Чудовище это появилось сперва как зарисовка на полях тетрадей. Девушка со шрамом на левом глазу, шляпке с вуалью и светло-желтом платье времен королевы Виктории. Позднее она стала появляться и в реальном мире. Поскольку подруг в жизни у меня не так много, а в школьное время их было ровно ноль, я во время рисования или написания своих творческих работ общалась с ней как с критиком. В принципе, на то у нее и такой характер. Все и всегда должно быть идеально, а не то разбужу посреди ночи, подложив иголку в кровать, и заставлю переделывать. Это не шутка, порой я их действительно могу находить, и это притом, что в моей комнате их нет, а швейный набор я держу в закрытом шкафу. Мизери не из болтливых. Может стоять в углу или сидеть на пуфике с чашкой чая и просто молча осуждать. Я не могу сказать, что вижу ее обычным зрением, но я могу точно знать, где она сидит, могу почувствовать с ее стороны дыхание и прикосновение».

Иначе обстоят дела у одной из сочинительниц рассказов. Она утверждает, что «ее ребята» обладают собственной волей:

«Мне обычно не верят, но на самом деле у меня нулевая фантазия. Я просто не способна что-то сочинить. В школе были попытки – получилась абсолютная ерунда. Можно списать это на отсутствие жизненного опыта, который позволил бы создать толковый сюжет, но мне почему-то кажется, что дело в другом. Мой первый персонаж «ожил» в процессе одного литературного эксперимента. И закончен этот эксперимент был совсем не так, как я планировала. Затем ребята стали приходить сами. И с тех пор я пишу лишь о том, что они мне показывают. Прямого общения между нами нет, я как будто наблюдаю со стороны. Пишу, отключив голову, просто знаю, как оно должно быть. А на другой день я могу не помнить своего текста, будто все это прошло мимо меня. Иногда сюжет, вроде бы, известен, но в какой-то момент персонажи ведут себя совсем не так, как ожидалось. А иногда, когда я хочу привнести что-то свое, я четко ощущаю сопротивление от них. И как будто своеобразный упрек: ты правду пишешь или отсебятину?»

people-relaxing-their-woode.jpg
Писатели нередко заявляют о том, что их персонажи имеют свою волю. Фото: freepik.com

Художница Светлана тоже никого намеренно не звала, но, по ее словам, к ней несколько раз являлся «некто»:

«Я люблю вымышленных персонажей, и раньше, в моменты одиночества, я часто могла себя поймать на мысли, что за мной кто-то наблюдает. Нередко это происходило по вечерам, когда я занималась мытьем посуды (а у меня ее скапливалось много, ибо откладывала на потом). В эти моменты я особо не думала ни о чем. Моя голова пустовала, и ко мне приходили необычные идеи либо тревожные ощущения. Возможно, это была моя игра воображения или свидетельство сильной увлеченности, но однажды я отчетливо почувствовала, как кто-то выдохнул мне в шею».

Кстати, среди интернет-тульповодов тоже достаточно много (если не подавляющее большинство) художников и рассказчиков, и в их случае тульпы – это не только собеседники, но и ключевые персонажи историй.

Может ли тульпа представлять опасность

Вопрос на самом деле очень интересный. Интернет-тульповоды в один голос заявляют, что нет. Или же говорят: «Если вы боитесь, просто не создавайте тульпу». А вот в первоисточнике написано немного иначе…

В своих записях Александра Давид-Неэль отмечала со ссылкой на тибетских оккультистов, что многие призраки, получившие устойчивую форму, стремятся стать свободными. И исход борьбы со своим непокорным детищем может оказаться для мага трагическим. Александра признавалась, что не знает реальных примеров, с уверенностью она говорила лишь об одном: ее тульпа-монах со временем настолько зажил своей жизнью, что начал действовать на нервы. Черты его лица исказились и стали злыми, образ становился все более назойливым. В итоге пришлось от него избавляться, причем получилось это не сразу, а ценой «полугода отчаянных усилий».

Эзотерик Хельга Кольт также предупреждает, что из подобных экспериментов может не выйти ничего хорошего.

rendering-wizard-controllin.jpg
Можно ли приравнивать создание тульпы к магическому ритуалу? Фото: freepik.com

«То, что сейчас принято называть тульпой – это отдельная и не зависящая от человека сущность. То, что незримо для обычного человеческого глаза, но при этом способно взаимодействовать с человеком, к которому она пристала, прилепилась, пришла – нужное подчеркнуть. Это не внутренний голос и не часть самого человека, а что-то за пределами. Человек может пытаться его использовать, но и оно может использовать человека, получать от него что-либо. Что касается вызова, то вызвать сущность с той стороны можно, но делать этого категорически не стоит. Мы никогда не можем знать, кого на самом деле призовем», – говорит эксперт. При этом Хельга Кольт поясняет, что описанные в руководствах медитации и техники визуализации – это не что иное, как самый настоящий призыв.

Вместе с тем, эзотерик обращает внимание на то, что тульпа в современном значении – это сборное понятие, о котором нельзя судить однозначно. Например, если говорить о невидимых друзьях, которые приходят к маленьким детям, то это вполне могут быть пенаты – домашние обереговые духи, известные еще из древнеримской мифологии.

«Дети с ними легко выходят на контакт. Дети более чувствительные. А также люди, которые находятся в травматичной ситуации, в измененном состоянии сознания. Появляются такие гости из параллельного мира, из другого измерения. Но некоторые сущности появляются из совсем других миров. Говоря простыми словами, некоторые из них всегда находятся рядом с нами и всегда готовы присосаться, а есть те, которые проходят достаточно долгие пути, чтобы добраться до того, кто готов с ними общаться. Но это одна сторона вопроса. Есть и другая. «Я тебя выдумала – ты у меня есть». Маленькие дети очень легко силой своей фантазии оживляют любую свою игрушку. И для ребенка это не игра. Для ребенка это целая жизненная история. Это его друзья», – объясняет эксперт.

При этом Хельга Кольт не исключает общения с некими мудрыми сущностями, наставниками. Так, сам Сократ говорил, что у него происходят диалоги со своим даймонием (даймоном), который в решающий момент мог предостеречь от опасных шагов. Но это отнюдь не значит, что любой желающий может найти в интернете какую-то инструкцию и благодаря ей обзавестись потусторонним другом или покровителем. В магии есть золотые слова, которые применимы ко многим ситуациям, этой – в том числе: «Не знаешь – не берись».

А, может, никакой тут нет мистики?

Детский психолог и специалист по семейным и детско-родительским отношениям Наталья Половайкина говорит, что синдром Карлсона – это нормальное явление, если речь о ребенке 3-8 лет.

«Воображаемых друзей придумывают дети, обладающие хорошей фантазией. Не все дети, конечно, такую имеют. То есть и не у каждого ребенка может появиться такой воображаемый друг. Кроме того, если ребенок создал себе некий образ, значит, тем самым он удовлетворяет какие-то потребности. Это часто потребность быть главным – особенно когда ребенку постоянно твердят, что он еще маленький. Почему у Малыша в сказке появился воображаемый друг? В семье мальчика даже не называли по имени, для всех он был Малыш, который ничего не может сам, которому даже собаку нельзя. А ему хотелось играть главенствующую роль. Поэтому у него появился взрослый друг, с которым ребенок смог общаться на равных. Причем «сорвиголова» – и на крышу залезть, и полетать», – приводит пример Наталья Половайкина.

Другая распространенная ситуация, в которой появляются выдуманные друзья – отсутствие друзей реальных. Когда у ребенка появляется подходящий круг общения, «Карлсоны», как правило, исчезают.

8eLLZcaSSP1o.jpg
Обычно выдуманный друг ребенка существует несколько месяцев, а потом уходит. Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8

В целом взрослые могут узнать о своем ребенке много нового, если познакомятся с его невидимым товарищем поближе. Так, нередко дети придумывают себе кого-то большого и сильного – защитника. И тогда психологи советуют родителям аккуратно выяснить, а от кого этот друг защищает ребенка. Иногда ребенка очень часто ругают, и у него появляется страх наказания. Тогда он начинает сваливать на воображаемого друга все свои проказы и промахи. Кто разбил вазу? Это не я, это Гоша!

«Обычно при появлении невидимых друзей родителям следует успокоиться и понять, что это естественный этап взросления. Но нужно при этом правильно себя вести, чтобы эта игра не превратилась в проблему. Например, ребенок целенаправленно хулиганит, прикрываясь выдуманным Гошей. Тогда нужно разбираться в причинах такого поведения. Например, ребенку не хватает внимания старших, и он готов что-то натворить, чтобы получить это внимание. Пусть хотя бы в виде крика. А ведь если добавить вымышленного друга, то внимания становится еще больше – начинается выяснение, что за друг да откуда он взялся», – говорит Наталья Половайкина.

За помощью к специалисту нужно обратиться, если ребенок не дружит с воображаемым персонажем, а ссорится с ним или боится его, если невидимка побуждает ребенка причинять вред себе или другим, а также если ребенок полностью замыкается на общении с кем-то воображаемым.

В ряде случаев фантазии могут оставаться и у подростков, а также взрослых людей как способ самовыражения или психологической защиты. Именно это и называют сейчас тульпой.

Смущает один момент: многие тульповоды прямым текстом говорят, что доводят себя до галлюцинаций. Не идет ли тогда речь о психическом нарушении? 

sided-view-young-girl-talki.jpg
Создание тульпы не может привести к сумасшествию, при этом общение с кем-то невидимым может быть симптомом психического заболевания. Фото: freepik.com

Успокоим. Во-первых, галлюцинации – это не всегда сумасшествие. На самом деле они возникают у психически здоровых людей довольно часто. Классический пример – мигрень с аурой, когда перед фазой боли появляются мерцающие пятна перед глазами или чувствуются несуществующие запахи. Странные запахи также преследовали многих людей в начале пандемии коронавируса. А в результате переутомления или недосыпа наш мозг вообще изменяет окружающую реальность как ему заблагорассудится – мы можем слышать несуществующие телефонные звонки, а наше боковое зрение может улавливать движение неясных силуэтов.

«Галлюцинации сами по себе – это еще не болезнь. Нужно рассматривать все в совокупности. Шизофрения, например, – многокомпонентное заболевание, которое развивается вследствие внутренних причин, в первую очередь, на фоне наследственной предрасположенности. Оно возникает вне зависимости от создания воображаемых друзей и задевает все сферы жизни человека, его поведение и даже внешний вид. Галлюцинации при этом могут быть, но возникают они против воли человека. А создание тульпы – это целенаправленное и осознаваемое действие, применение особых техник самовнушения. Человек при этом не меняется, к тому же он осознает, что самостоятельно создал своего персонажа, что другие люди его не видят», – объясняет врач-психиатр детского отделения Республиканского центра психического здоровья Александра Пескишева.

Тем не менее, по словам специалиста, истории о том, что подросток «создал тульпу и сошел с ума», не стоит сбрасывать со счетов, однако их нужно рассматривать более подробно и индивидуально. Наиболее вероятно, что в таких случаях психическое заболевание присутствовало и до этого. Здоровому же человеку создание тульпы никак не навредит, считает эксперт.

Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
10 октября – День психического здоровья
Читать по теме
10 октября – День психического здоровья  Собрали лучшие статьи с рекомендациями экспертов
10 октября 2024 10:19