4 сентября 2024 14:00
Психология и эзотерика

Тульпа и синдром Карлсона: реальны ли «невидимые друзья» и могут ли они представлять опасность

Их создают или они приходят сами?..

Не опасна ли для психики такая «дружба»? Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8
Не опасна ли для психики такая «дружба»? Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8

Повесть о Малыше и Карлсоне, наверное, знакома всем. Обычно ее воспринимают как просто веселую, чуть хулиганскую сказку о дружбе мальчика с волшебным существом. Но психологи видят за этой сказкой вполне реальную ситуацию. Дети и правда нередко начинают уверять взрослых, что у них есть друзья, которых никто, кроме их самих, не видит. А в последние несколько лет среди подростков и молодых людей стала популярной особая практика по созданию «тульпы» – незримого спутника, с которым можно общаться как с живым человеком.

Именно с этой необычной темы IZHLIFE начинает новый цикл публикаций «Психология непознанного», в котором мы будем рассматривать необычные явления с рациональной и мистической стороны. Итак, что думают о тульпах психологи, психотерапевты и эзотерики? Могут ли быть реальны эти существа, или они представляют собой плод разбушевавшейся фантазии? Стоит ли заводить такую «дружбу», и может ли она представлять опасность? Постараемся ответить на эти вопросы хотя бы частично.

Что такое тульпа

Наверное, стоит начать с того, что «тульпа» – понятие, которое никогда не имело отношения к широко известным мистическим практикам. Оно пришло из Тибета, и в европейском мире о нем узнали из книг оперной певицы и путешественницы Александры Давид-Неэль. Она долгое время прожила в Индии и Китае, общалась с буддистскими монахами и перенимала их знания.

Первое упоминание о тульпах мы можем найти в книге «Мистики и маги Тибета» (или «Магия и тайна Тибета»), которая была издана в 1929 году. Кстати, судя по тексту, это слово все-таки не склоняется. При этом есть вероятность, что термин является в какой-то степени авторским. Дело в том, что Александра, выросшая во Франции, могла во многом толковать тибетские учения по-своему, невольно рассматривая их через призму западного мышления. Тем не менее она стала первой и, возможно, до сих пор единственной, кто рассказал о тульпа – истинных тульпа – так подробно.

buddha-statue-with-nature-l.jpg
Тульпа пришла к нам из Тибета. Фото: freepik.com

Итак, по словам Александры Давид-Неэль, тульпа – это «сильная индивидуальная галлюцинация, материализованное воплощение мысли, образ, создаваемый воображением человека, откол сознания в форме некой автономной сущности». При этом автор нередко использует в качестве синонима слово «призрак», но уточняет, что с духами умерших людей тульпа не имеет ничего общего. Тульпа может восприниматься всеми чувствами, то есть ее можно видеть, слышать и осязать. Она образуется постепенно или мгновенно, и в ее создании может участвовать несколько человек. Автор делает оговорку: на Тибете принято много говорить о материализации мысли, но далеко не все эти истории являются правдой. Тем не менее было несколько фактов, которые послужили для Александры доказательством существования тульпа.

Например, однажды она познакомилась с художником, который специализировался на изображениях тибетских божеств. У него за спиной женщина увидела «туманный силуэт», удивительно напоминающий одного из персонажей его полотен. Выяснилось, что художник уже несколько недель бился над очередным портретом мистического существа и все время мысленно призывал его «попозировать». В итоге оно явилось. Странно только, что сам художник так и не заметил его присутствия.

В другой раз Александру посетил двойник знакомого ламы, причем его видела не только она, но и бывший рядом слуга, принявший «поддельного ламу» за настоящего. Но стоило слуге отойти, как визитер буквально растворился в воздухе. Как пояснила исследовательница, некоторые монахи действительно обладали способностью создавать своих двойников и отправлять куда-то вместо себя – иногда в целях безопасности, а иногда просто чтобы везде успеть. А маги создавали тульпа как «послушное орудие для выполнения всех желаний». Такой призрак мог представлять собой какое угодно существо или даже неодушевленный предмет.

portrait-smiley-monыk.jpg
Тибетские монахи и маги, вероятно, владеют особым искусством материализации. Фото: freepik.com

Что интересно, в своих трудах Александра Давид-Неэль описала и личный опыт материализации. Она заявила, что привыкла ничего не принимать на веру, так что сама создала тульпа в виде веселого добряка буддистского ламы. На это потребовалось несколько месяцев. Когда образ закрепился, то стал приходить по своему желанию. Иллюзия была зрительной, причем со временем видеть монаха стали и окружающие люди. Но временами лама был еще и осязаем.

Сами тибетцы якобы объясняли такие галлюцинации по-разному. Одни верили, что созданная мыслью форма действительно обретает материальность, а другие говорили, что это всего лишь великая сила внушения, которой обладает создатель призрака.

Основы тульповодства

История с тульпами (теперь мы будем склонять это слово, потому что речь уже пойдет отнюдь не о тибетских практиках) получила неожиданное продолжение в XXI веке, причем не среди оккультистов, а среди молодежи. Подростки и некоторые взрослые стали увлеченно создавать и осваивать техники самовнушения, позволяющие завести воображаемого друга, а то и сразу нескольких. Такие сущности тоже стали называться тульпами, в связи с этим даже возник термин «тульповодство». Но сложно сказать, насколько представление о тульпа Александры Давид-Неэль соотносится с современной идеологией тульповодов.

nwfjvcfLmRQ1.jpg
Оказывается, тульпа может выглядеть совсем не так, как мы того хотим. Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8

Максимальной популярности новое течение на Западе и в России достигло в период с 2010 по 2021 годы. В это время стали появляться не только тематические сообщества, но и многочисленные руководства по созданию тульп. Новая область обросла терминологией – создатель тульпы стал именоваться «хостом», процесс создания – «форсиногом», а воображаемый мир, в котором «выращивается» сущность-компаньон, получил наименование «вондер». 

На данный момент описаны разные техники по созданию тульпы. Больше всего они напоминают медитацию. Причем некоторые гайды настолько подробны, что занимают десятки страниц. Создатели уверяют, что терпение и труд делают великие дела – через несколько месяцев специальных упражнений (но это индивидуально) созданный персонаж обретает не только зримый облик и способность общаться, но и автономность, и даже своеобразный объем. То есть его можно потрогать. 

Чаще всего советуют сначала представить себе свою тульпу, продумать ее внешность и характер, если кому-то это поможет – даже нарисовать. Предостерегают только от использования образов умерших людей. Затем с ней нужно научиться общаться. Вот несколько тезисов, дающих представление о современной тульпе:

  • Тульпа – это автономное, самостоятельное существо, имеющее свое мнение, которое может не совпадать с мнением хоста, и свои желания. При этом тульпа – это часть сознания хоста, намеренно созданная галлюцинация.

  • Создание тульпы начинается с продумывания ее образа, но получится она такой, какой захочет сама, и хост должен это принять.

  • Тульпа не имеет ничего общего с раздвоением личности. При этом хост может по желанию на некоторое время «уступить» ей свое тело.

  • Тульпа создается как собеседник и компаньон, при этом не следует использовать ее в корыстных целях. Например, в сексуальных (да-да, и такое встречается).

  • Тульпа – это большая ответственность, потому что вы создаете живое существо с мыслями и чувствами. Поэтому тульповодство – занятие, к которому нужно подходить «со взрослым настроением».

  • Тульпу видно и слышно, но не глазами и ушами, а воображением. При этом тульпа может ощущаться как небольшое сопротивление воздуха. Но чаще это просто «эффект присутствия».

  • Если создать несколько тульп, они смогут тусоваться друг с другом, когда у хоста нет на них времени.

  • От тульпы можно при желании избавиться, но это не так легко. Для этого есть отдельные руководства.

  • Не все, кто заявляет, что создал тульпу, говорят правду. Нередко выдуманный друг действительно оказывается полностью выдуманным. Как понять, что вам рассказывают правду о тульпах – тема для отдельного исследования.

Вы тоже заметили ряд противоречий?..

«Я не зову, они приходят сами»

Откровения тех, кто «специально вырастил тульпу с нуля», можно в большом количестве отыскать в интернете. Мы не можем проверить их правдивость, поэтому даже не будем приводить их в качестве примеров. Но позволим себе рассказать о примерах из жизни реальных людей, с которыми авторам материала довелось общаться лично. Отметим, что никто из них специально себе тульпу не создавал – незримые собеседники пришли к ним сами. Да и термин «тульпа» никто из них никогда не использовал. Что интересно, объединяет всех этих людей творчество.

Так, одна из мастериц по изготовлению кукол говорит, что создание каждого персонажа начинается с появления его души, которая рассказывает о себе. При этом девушка признается, что куклы часто сами перемещаются по ее дому и их иногда можно найти в неожиданных местах. Как-то на одной из выставок они устроили настоящий дебош – кому-то из них не понравилось стоять в витрине.

close-up-hands-holding-diff.jpg
Неведомые сущности часто посещают художников. Фото: freepik.com

Ижевчанка Ангелина (здесь и далее имена героев изменены. – Прим. ред.) тоже личность творческая, она рисует и сочиняет стихи, любит атмосферу волшебных миров. Леди Мизерикордия появилась в ее жизни, когда Ангелина была еще подростком, в один из непростых депрессивных периодов. Вот что рассказывает девушка:

«Она – искаженная версия меня, постоянно стремящаяся к идеалу и побуждающая работать над собой. Чудовище это появилось сперва как зарисовка на полях тетрадей. Девушка со шрамом на левом глазу, шляпке с вуалью и светло-желтом платье времен королевы Виктории. Позднее она стала появляться и в реальном мире. Поскольку подруг в жизни у меня не так много, а в школьное время их было ровно ноль, я во время рисования или написания своих творческих работ общалась с ней как с критиком. В принципе, на то у нее и такой характер. Все и всегда должно быть идеально, а не то разбужу посреди ночи, подложив иголку в кровать, и заставлю переделывать. Это не шутка, порой я их действительно могу находить, и это притом, что в моей комнате их нет, а швейный набор я держу в закрытом шкафу. Мизери не из болтливых. Может стоять в углу или сидеть на пуфике с чашкой чая и просто молча осуждать. Я не могу сказать, что вижу ее обычным зрением, но я могу точно знать, где она сидит, могу почувствовать с ее стороны дыхание и прикосновение».

Иначе обстоят дела у одной из сочинительниц рассказов. Она утверждает, что «ее ребята» обладают собственной волей:

«Мне обычно не верят, но на самом деле у меня нулевая фантазия. Я просто не способна что-то сочинить. В школе были попытки – получилась абсолютная ерунда. Можно списать это на отсутствие жизненного опыта, который позволил бы создать толковый сюжет, но мне почему-то кажется, что дело в другом. Мой первый персонаж «ожил» в процессе одного литературного эксперимента. И закончен этот эксперимент был совсем не так, как я планировала. Затем ребята стали приходить сами. И с тех пор я пишу лишь о том, что они мне показывают. Прямого общения между нами нет, я как будто наблюдаю со стороны. Пишу, отключив голову, просто знаю, как оно должно быть. А на другой день я могу не помнить своего текста, будто все это прошло мимо меня. Иногда сюжет, вроде бы, известен, но в какой-то момент персонажи ведут себя совсем не так, как ожидалось. А иногда, когда я хочу привнести что-то свое, я четко ощущаю сопротивление от них. И как будто своеобразный упрек: ты правду пишешь или отсебятину?»

people-relaxing-their-woode.jpg
Писатели нередко заявляют о том, что их персонажи имеют свою волю. Фото: freepik.com

Художница Светлана тоже никого намеренно не звала, но, по ее словам, к ней несколько раз являлся «некто»:

«Я люблю вымышленных персонажей, и раньше, в моменты одиночества, я часто могла себя поймать на мысли, что за мной кто-то наблюдает. Нередко это происходило по вечерам, когда я занималась мытьем посуды (а у меня ее скапливалось много, ибо откладывала на потом). В эти моменты я особо не думала ни о чем. Моя голова пустовала, и ко мне приходили необычные идеи либо тревожные ощущения. Возможно, это была моя игра воображения или свидетельство сильной увлеченности, но однажды я отчетливо почувствовала, как кто-то выдохнул мне в шею».

Кстати, среди интернет-тульповодов тоже достаточно много (если не подавляющее большинство) художников и рассказчиков, и в их случае тульпы – это не только собеседники, но и ключевые персонажи историй.

Может ли тульпа представлять опасность

Вопрос на самом деле очень интересный. Интернет-тульповоды в один голос заявляют, что нет. Или же говорят: «Если вы боитесь, просто не создавайте тульпу». А вот в первоисточнике написано немного иначе…

В своих записях Александра Давид-Неэль отмечала со ссылкой на тибетских оккультистов, что многие призраки, получившие устойчивую форму, стремятся стать свободными. И исход борьбы со своим непокорным детищем может оказаться для мага трагическим. Александра признавалась, что не знает реальных примеров, с уверенностью она говорила лишь об одном: ее тульпа-монах со временем настолько зажил своей жизнью, что начал действовать на нервы. Черты его лица исказились и стали злыми, образ становился все более назойливым. В итоге пришлось от него избавляться, причем получилось это не сразу, а ценой «полугода отчаянных усилий».

Эзотерик Хельга Кольт также предупреждает, что из подобных экспериментов может не выйти ничего хорошего.

rendering-wizard-controllin.jpg
Можно ли приравнивать создание тульпы к магическому ритуалу? Фото: freepik.com

«То, что сейчас принято называть тульпой – это отдельная и не зависящая от человека сущность. То, что незримо для обычного человеческого глаза, но при этом способно взаимодействовать с человеком, к которому она пристала, прилепилась, пришла – нужное подчеркнуть. Это не внутренний голос и не часть самого человека, а что-то за пределами. Человек может пытаться его использовать, но и оно может использовать человека, получать от него что-либо. Что касается вызова, то вызвать сущность с той стороны можно, но делать этого категорически не стоит. Мы никогда не можем знать, кого на самом деле призовем», – говорит эксперт. При этом Хельга Кольт поясняет, что описанные в руководствах медитации и техники визуализации – это не что иное, как самый настоящий призыв.

Вместе с тем, эзотерик обращает внимание на то, что тульпа в современном значении – это сборное понятие, о котором нельзя судить однозначно. Например, если говорить о невидимых друзьях, которые приходят к маленьким детям, то это вполне могут быть пенаты – домашние обереговые духи, известные еще из древнеримской мифологии.

«Дети с ними легко выходят на контакт. Дети более чувствительные. А также люди, которые находятся в травматичной ситуации, в измененном состоянии сознания. Появляются такие гости из параллельного мира, из другого измерения. Но некоторые сущности появляются из совсем других миров. Говоря простыми словами, некоторые из них всегда находятся рядом с нами и всегда готовы присосаться, а есть те, которые проходят достаточно долгие пути, чтобы добраться до того, кто готов с ними общаться. Но это одна сторона вопроса. Есть и другая. «Я тебя выдумала – ты у меня есть». Маленькие дети очень легко силой своей фантазии оживляют любую свою игрушку. И для ребенка это не игра. Для ребенка это целая жизненная история. Это его друзья», – объясняет эксперт.

При этом Хельга Кольт не исключает общения с некими мудрыми сущностями, наставниками. Так, сам Сократ говорил, что у него происходят диалоги со своим даймонием (даймоном), который в решающий момент мог предостеречь от опасных шагов. Но это отнюдь не значит, что любой желающий может найти в интернете какую-то инструкцию и благодаря ей обзавестись потусторонним другом или покровителем. В магии есть золотые слова, которые применимы ко многим ситуациям, этой – в том числе: «Не знаешь – не берись».

А, может, никакой тут нет мистики?

Детский психолог и специалист по семейным и детско-родительским отношениям Наталья Половайкина говорит, что синдром Карлсона – это нормальное явление, если речь о ребенке 3-8 лет.

«Воображаемых друзей придумывают дети, обладающие хорошей фантазией. Не все дети, конечно, такую имеют. То есть и не у каждого ребенка может появиться такой воображаемый друг. Кроме того, если ребенок создал себе некий образ, значит, тем самым он удовлетворяет какие-то потребности. Это часто потребность быть главным – особенно когда ребенку постоянно твердят, что он еще маленький. Почему у Малыша в сказке появился воображаемый друг? В семье мальчика даже не называли по имени, для всех он был Малыш, который ничего не может сам, которому даже собаку нельзя. А ему хотелось играть главенствующую роль. Поэтому у него появился взрослый друг, с которым ребенок смог общаться на равных. Причем «сорвиголова» – и на крышу залезть, и полетать», – приводит пример Наталья Половайкина.

Другая распространенная ситуация, в которой появляются выдуманные друзья – отсутствие друзей реальных. Когда у ребенка появляется подходящий круг общения, «Карлсоны», как правило, исчезают.

8eLLZcaSSP1o.jpg
Обычно выдуманный друг ребенка существует несколько месяцев, а потом уходит. Фото: нейросеть StableDiffusion, модель DreamShaper_8

В целом взрослые могут узнать о своем ребенке много нового, если познакомятся с его невидимым товарищем поближе. Так, нередко дети придумывают себе кого-то большого и сильного – защитника. И тогда психологи советуют родителям аккуратно выяснить, а от кого этот друг защищает ребенка. Иногда ребенка очень часто ругают, и у него появляется страх наказания. Тогда он начинает сваливать на воображаемого друга все свои проказы и промахи. Кто разбил вазу? Это не я, это Гоша!

«Обычно при появлении невидимых друзей родителям следует успокоиться и понять, что это естественный этап взросления. Но нужно при этом правильно себя вести, чтобы эта игра не превратилась в проблему. Например, ребенок целенаправленно хулиганит, прикрываясь выдуманным Гошей. Тогда нужно разбираться в причинах такого поведения. Например, ребенку не хватает внимания старших, и он готов что-то натворить, чтобы получить это внимание. Пусть хотя бы в виде крика. А ведь если добавить вымышленного друга, то внимания становится еще больше – начинается выяснение, что за друг да откуда он взялся», – говорит Наталья Половайкина.

За помощью к специалисту нужно обратиться, если ребенок не дружит с воображаемым персонажем, а ссорится с ним или боится его, если невидимка побуждает ребенка причинять вред себе или другим, а также если ребенок полностью замыкается на общении с кем-то воображаемым.

В ряде случаев фантазии могут оставаться и у подростков, а также взрослых людей как способ самовыражения или психологической защиты. Именно это и называют сейчас тульпой.

Смущает один момент: многие тульповоды прямым текстом говорят, что доводят себя до галлюцинаций. Не идет ли тогда речь о психическом нарушении? 

sided-view-young-girl-talki.jpg
Создание тульпы не может привести к сумасшествию, при этом общение с кем-то невидимым может быть симптомом психического заболевания. Фото: freepik.com

Успокоим. Во-первых, галлюцинации – это не всегда сумасшествие. На самом деле они возникают у психически здоровых людей довольно часто. Классический пример – мигрень с аурой, когда перед фазой боли появляются мерцающие пятна перед глазами или чувствуются несуществующие запахи. Странные запахи также преследовали многих людей в начале пандемии коронавируса. А в результате переутомления или недосыпа наш мозг вообще изменяет окружающую реальность как ему заблагорассудится – мы можем слышать несуществующие телефонные звонки, а наше боковое зрение может улавливать движение неясных силуэтов.

«Галлюцинации сами по себе – это еще не болезнь. Нужно рассматривать все в совокупности. Шизофрения, например, – многокомпонентное заболевание, которое развивается вследствие внутренних причин, в первую очередь, на фоне наследственной предрасположенности. Оно возникает вне зависимости от создания воображаемых друзей и задевает все сферы жизни человека, его поведение и даже внешний вид. Галлюцинации при этом могут быть, но возникают они против воли человека. А создание тульпы – это целенаправленное и осознаваемое действие, применение особых техник самовнушения. Человек при этом не меняется, к тому же он осознает, что самостоятельно создал своего персонажа, что другие люди его не видят», – объясняет врач-психиатр детского отделения Республиканского центра психического здоровья Александра Пескишева.

Тем не менее, по словам специалиста, истории о том, что подросток «создал тульпу и сошел с ума», не стоит сбрасывать со счетов, однако их нужно рассматривать более подробно и индивидуально. Наиболее вероятно, что в таких случаях психическое заболевание присутствовало и до этого. Здоровому же человеку создание тульпы никак не навредит, считает эксперт.

Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее