Сейчас ребенку достаточно сложно определиться с выбором будущей профессии. Ситуация на рынке труда стремительно меняется – какие-то специальности уходят в прошлое, на замену им приходит искусственный интеллект и роботы, появляются и новые профессии.
Из-за разрыва традиционных стратегий и реального положения дел даже взрослому сложно понять, чем заниматься через несколько лет. А уж что говорить о детях и подростках? Помочь ребенку выбрать дело по душе поможет профориентация.
О том, как родители могут помочь школьникам выбрать любимое дело, которым можно зарабатывать еще со школьных лет, рассказывает профориентолог и наставник для подростков Даниил Борисов.
Досье:
-
К 27 годам перепробовал 17 профессий
-
Победитель федерального конкурса "Ты – предприниматель"
-
Владелец кондитерской «Тепло Внутри»
-
Идейный вдохновитель образовательной среды "НеПарта"
-
Профконсультант
-
Автор 10 программ по профориентации
-
Соавтор сборника по практическим заданиям для подростков по профориентации
-
5 лет успешной работы с подростками в сфере образования
Как детям может помочь профориентация?
Специалист по профориентации – психолог, наставник, педагог и лучший друг для ребенка. В первую очередь, по мнению Даниила, он поможет школьнику разобраться в себе и выбрать направление деятельности из того, что есть на рынке труда или из того, что появится в скором времени. Специалист построит индивидуальный план его карьерного развития: какие предметы школьник будет сдавать, куда будет поступать, на кого он будет учиться, какие навыки ребенку необходимо приобрести. Профориентолог даже подскажет, куда пойти работать и составит план карьерного роста.
«На вопрос, что ребенок любит, он часто отвечает – спать, есть, играть в компьютер. На этом его интересы заканчиваются. Это базовые потребности. Чтобы разобраться в себе, ему нужно покопаться. Профориентолог поможет в этом», – говорит эксперт.
По словам Даниила, есть статистика, что благодаря профориентации ребенок начинает лучше учиться, повышается уровень его коммуникации со сверстниками и общее желание ярко жить. А еще – появляются мечты.
О том, какая профессия подходит ребенку, профориентолог узнает исходя из интересов и ценностей школьника, из того, что сейчас есть на рынке труда, личных сил, ресурсов и его талантов.
«Если ребенок выбирает профессию пилота, но его важная ценность – семья, домашний уют и очаг, то он должен понимать, что пилоты постоянно в отъездах и видеться с семьей получится редко. Кто-то готов пахать, работать, ему подходят такие профессии, а у кого-то моральных и физических сил поменьше и ему подходит что-то более спокойное. Может, какая-то профессия подходит двум этим ребятам, но в этом случае нужно менять формат работы», – говорит эксперт.
Когда начинать задумываться о профориентировании детей?
Даниил рекомендует начинать задумываться о будущей профессии уже с 5-6 класса. А серьезной профориентацией – с 8. Тогда уже с 12 лет ребенок будет разбираться, что ему нравится и почему, что ему важно в жизни и на что он хотел бы обратить внимание. После того, как он разберется в своих интересах, можно выбрать профильные кружки для занятий.
Чем раньше ребенок займется профориентацией, тем выше шанс сэкономить время, деньги и не разочароваться в мире и себе.
«Когда спрашиваешь подростка, кем он пробовал работать до 10 класса, многие отвечают, что промоутером. Зачастую с этой профессией связаны не самые яркие воспоминания: холод, дождь, негатив, мало денег, долгая работа. Впечатление у подростка складывается, что это невыгодно, тяжело», – говорит он.
Если ребенок заранее разобрался в себе, то и первую работу он может выбрать, связанную с любимой деятельностью.
Чем могут помочь родители в профориентировании детей?
В профориентировании родители могут дать своим детям возможность пробовать. Но главное – понять, что навязывать профессию им не стоит.
«Хорошо, когда родители дают ребенку возможность пробовать себя в разных направлениях. Если же они насильно отправили ребенка на рисование или в музыкальную школу, в это время у него не будет возможности пробовать что-то еще», – говорит он.
Важно, по мнению Даниила, не наседать и не давить на ребенка своим личным мнением. А постоянные упреки и навязывания могут сильно испортить представление о профессиях у ребенка.
Если у ребенка есть трудности и это его волнует, какую выбрать профессию, Даниил рекомендует совместно помочь ему сделать выбор и не бросать его в этой трудной для него ситуации.
«Не говорите ребенку, чтобы он сам изучал профессии. Или то, что вы оплатите ему любой кружок, лишь бы он выбрал его самостоятельно. Поймите, в чем у ребенка сложность, будьте для него соратником и другом».
Даниил говорит, самое важное, что могут сделать родители - это донести до подростка мысль, что сейчас не выбирают профессию на всю жизнь. Есть варианты лучше или хуже, но правильных ответов не существует. Главное в профориентации – проба и практика. Без этого подростку будет сложно выбрать будущую профессию.
«Есть статистика, что на современном рынке труда к 27 годам люди меняют сферу деятельности 7-9 раз. Это время проб, ошибок, развития. Подросток должен понимать, что прямо здесь и сейчас не нужно принимать окончательное решение о том, какую профессию выбрать. Ребенок будет пробовать, откидывать варианты и делать это снова и снова. Это важно. 9 класс, 11 класс и окончание университета не ставят клеймо на всю оставшуюся жизнь», – говорит Даниил.
Не обесценивайте потребности своего ребенка
Чтобы поддерживать ребенка, важно не обесценивать его потребности и понимать, что он тоже личность, а не собственность родителей.
«Ребенок другой. Он не должен быть, как родители: отличником, спортсменом, круто готовить или любить такую же музыку. Главная задача родителей – поддерживать ребенка и сформировать атмосферу, когда к ним можно обратиться за поддержкой», – рассуждает эксперт.
Кем ты хочешь стать – самый нелепый вопрос для ребенка
Даниил говорит, для подростков самый нелепый, бесполезный и неудобный вопрос – кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Часто, считает эксперт, его задают с упреком и не ради интереса. Нужно понимать, насколько такой вопрос комфортен для ребенка и для чего вы его задаете. Даниил рекомендует разбить его на серию вопросов, которые не будут вызывать у подростка негативные эмоции. Например, какие у него увлечения и будет ли он применять их в будущей профессии, занимается ли он в каких-то секциях, пробовал ли он зарабатывать этим. Важно наладить с подростком диалог, а не высказывать однозначные мнения.