«Фильм классный вообще! А телефон я достал, чтобы просто проверить», – говорит и на ходу осознает Андрей, который только вышел из зала после «Мастера и Маргариты» (18+). Осознает, что не знает, зачем проверял, но почему-то вдруг отвлекся от экрана, а с этим «почему-то» мы и разберемся.
По данным опроса IZHLIFE, около 30% проголосовавших читателей не могут посмотреть фильм за один присест. Только у 12% это получается, если они смотрят фильм в кинотеатре. Андрей считал себя частью этих 12%, но свечение телефона во время сеанса отбросило его к большинству. Потребность переключить внимание либо рассеянность стали если не проблемой, то вопросом: из-за чего мы отвлекаемся и не можем сосредоточиться?
Удивите мозг
Практикующий психолог и член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Диана Андреева выделила основные причины сниженной концентрации внимания.
- Информационный перегруз – основная причина, по которой люди не могут долго удержать внимание на чем-то одном. Соцсети, лента новостей и все подобное отвлекает и затрудняет нашу способность концентрироваться. Да и легкого визуального контента стало больше – чаще приветствуется клиповое мышление (восприятие информации через короткие форматы и яркие образы).
- Многозадачность. Многие из нас к ней стремятся, но наш мозг может хорошо выполнить только одну задачу, поэтому ему приходится переключаться между ними. Итог: внимание разбавляется, и сконцентрироваться на одной задаче не получается.
- Стрессовые ситуации. Эмоциональное перенапряжение снижает нашу способность сосредоточиться. Испытывая беспокойство, тревогу или раздражение, мы отвлекаемся.
- Биологические причины. Недосып, неправильное питание, недостаток физической активности, нарушение режима дня – серьезные основания для затруднений функции внимания. У каждого конкретного человека причины могут разными.
Можно ли предотвратить эту проблему? Вполне. Можно ли улучшить концентрацию и устойчивость внимания? Можно и нужно, если вам это важно. Психолог поделился как рекомендациями, так и конкретными методиками.
- Избегайте многозадачности. Постарайтесь сосредоточиться на одной задаче за раз. Вспомните, что в кинотеатре, где правила требуют отключения смартфонов, мы гораздо реже отвлекаемся от фильма.
- Ставьте ясные цели. Определите конкретные задачи, которые требуют полной концентрации. Это поможет сфокусироваться и избегать отвлечений.
- Разбивайте задачи на временные интервалы. Например, 20-25 минут попробуйте работать без перерыва, а затем устройте себе пятиминутку для отдыха. Это помогает сохранять высокую концентрацию на протяжении коротких периодов и улучшает производительность.
- Физкультура. Регулярные физические упражнения помогают улучшить кровообращение и кислородное обеспечение мозга.
- Информационные границы. Следите, чтобы вас не отвлекали посторонние звуковые и визуальные сигналы.
- Практикуйте медитацию и майнд-фитнес (фитнес для ума). О последнем психолог рассказал подробнее.
Майнд-фитнес – практика, которая превращает рутину в тренировки для мозга. Всю жизнь ели правой рукой? Значит, ешьте левой. Попробуйте пройти от дома до магазина новыми маршрутами, послушать непривычную музыку, обновить декор в квартире. В этом и заключается тренировка для мозга: вы удивляете его новыми впечатлениями, когда ставите подобные задачи. Если у вас больше времени, то посвятите его изучению языков, заучиванию стихов и своему хобби – повседневность может работать на вас.
Как работает детское внимание
О том, как все устроено у детей, рассказала Анастасия Шакирова, которая работает детским психологом уже 12 лет.
Внимание – одна из главнейших психических функций. И его можно разделить на три вида:
-
Непроизвольное внимание. Возникает само по себе, работает как рефлекс с рождения. Оно заложено природой, чтобы человек мог ориентироваться в среде.
-
Произвольное. Мы ставим себе задачу и ее делаем (требует волевых усилий). Оно формируется и зависит от развития речи, поэтому у детей до 6-7 лет это внимание затруднено. У них в основе стоит пока что непроизвольное, поэтому их трудно чем-то увлечь. Доли мозга, отвечающие за произвольное внимание, созревают к 13 годам. Поэтому до 6-7 лет это нормально, что у ребенка рассеянное внимание, а с 8-12 лет родителям и учителям важно создать условия для развития произвольного внимания, потому что в этот период у ребенка оно активно формируется.
-
Послепроизвольное. Оно затягивает нас в задачу, из-за чего мы без принуждения это делаем.
Рассеянное внимание может быть временным явлением из-за:
- эмоциональных потрясений
- усталости
- состояния здоровья
Причиной может стать и нарушение работы нервной системы. В этом случае нужна помощь невролога или нейропсихолога. Такое может случиться из-за неправильной организации режима дня.
Рассеянность также может быть из-за отсутствия мотивации: ребенок не знает, зачем ему что-то делать.
И важно помнить, что объем внимания ограничен. Но его можно тренировать и диагностировать. Один из методов для детей старше 7 лет – проба 10 слов: ребенок должен повторить за вами 5-6 слов. Если не получается, есть нарушения внимания. Если ребенок младше 7 лет, пробы можно проводить в картинках. Также помогает развиваться физическая активность.
А если говорить о фильмах или – в случае с детьми – мультиках, то важна подача. Короткие мультики построены на динамике, которая захватывает внимание ребенка. Полнометражный же мультик тяжелее выдержать: «В нем не достает той движухи», – утверждает психолог. Поэтому и драйвовых «Миньонов» (6+), где каждую минуту что-то происходит, ребенку смотреть интереснее, чем более медлительный «Ледниковый период» (6+) или «ВАЛЛ-И» (6+).
Что думает режиссер
Можно предположить, что люди просто привыкли к сериальному формату и полный метр их не впечатляет. На это намекают и результаты нашего опроса:
- 45% предпочитают сериалы
- 42% предпочитают фильмы
- остальных хватает только на короткие ролики
Однако актриса театра, кино и режиссер Юлия Кудояр считает, что сериалы не пользуются большим спросом, чем фильмы: «Просто в кино ходит меньше людей. На это в свое время повлияла пандемия. И сам поход в кино стал привилегированным занятием».
А не досматривают кино, по ее мнению, не столько из-за проблем с вниманием, сколько из-за скорости жизни: у каждого много задач, каждый стремится быть везде.
Но иногда решает и техническая сторона. В эпоху клипового мышления удержать внимание однообразным монтажом стало сложнее. Поэтому иногда монтажерам приходится добавлять склейки ради псевдодинамики: «Когда я вижу такие вещи, мне кажется, что это специально сделали, чтобы взбодрить зрителя», – заключает Юлия.
Клин клином вышибать
Если следовать пословице, то фильмами тоже можно вернуть себе былое внимание. Особенно теми, которые этого требуют в первую очередь. Задайте себе в качестве испытания посмотреть «Мементо» (18+) и «Начало» (18+) Кристофера Нолана. Как и в других картинах режиссера, в них важна композиция, но конкретно в этих – ваше внимание.
Помните, что развитие концентрации – это процесс, требующий времени и практики. И процесс важный, потому что вы сможете не только наслаждаться фильмами, но и получать удовольствие от других радостей жизни.