Новая система государственных закупок (44-й федеральный закон), начавшая действовать с 1 января 2014 года, уже в марте текущего года пополнится важным пунктом. Речь идет о нормировании цены товаров и услуг, которые закупаются чиновниками для себя и нужд ведомств.
Как пояснил 18 февраля министр экономики Удмуртии Михаил Зайцев, речь идет о том, что на законодательном уровне утвердят «объем роскоши», который может позволить себе чиновник того или иного ранга. А все, что выходит за пределы разумного - не пройдет процедуру торгов. Например, особые функции в служебном автомобиле, которые никак не влияют на основную работу.
- Список нормирования для учреждений и чиновников, скорее всего, будет содержать четкие указания по закупаемым товарам, - рассказал Юрий Шутов, замминистра экономики республики. - Например, для автомобилей пропишут класс, цену, наличие тех или иных необходимых функций. Точные суммы будут озвучены 1 марта с выходом соответствующих подзаконных актов.
- Раньше как было? Есть в бюджете ведомства деньги по такой статье - торги проводятся по собственному желанию, главное - не нарушать положения законодательства, - отметил Михаил Зайцев. - Теперь же система меняется коренным образом.
Как рассказали в Минэкономики Удмуртии, за исполнением закона будут следить специальные контрактные управляющие или контрактные отделы в любом госучреждении. При суммах госзакупок более 100 млн рублей в год - создадут отдел, а в маленьких учреждениях, например, школах, детсадах и больницах - навесят обязанности на завхозов или бухгалтеров.
Должность управляющего - горячее кресло. Им придется отвечать за всю процедуру госзакупок и нести ответственность за действия и бездействия, знание законов и судебных прецедентов по госзакупкам (в Удмуртии в 2013 году было более 80 судов по нарушению процедур). В случае провала - голова с плеч. Госзакупки в министерствах и ведомствах дополнительно будет мониторить само Минэкономики Удмуртии и общественные организации, например, Общественная палата.
По словам Михаила Зайцева, конкурсные процедуры позволят сэкономить до 10-15 процентов с каждого госконтракта, или более полумиллиона бюджетных рублей ежегодно.
Напомним: в 2013 году большой резонанс произвел конкурс по поставке для нужд Верховного суда Удмуртии автомобиля Audi Q7 стоимостью 3 млн рублей. Тогда и.о. председателя суда Сергей Берш объяснил необходимость покупки списанием старого авто и наличием федеральных денег. Но не объяснил, почему суд не приобретает автомобиль меньшей стоимости или комфортабельности. Например, министры Правительства УР, как правило, передвигаются на относительно недорогих Toyota Camry, а чиновники горадминистрации Ижевска - на еще более дешевых Hyundai Genesis.