В 2009 году в копилке праздничных дней появилась новая дата: теперь каждое 19 августа отмечается Всемирный день фотографии. В честь этой даты расскажем о фотографе компании Centre digital & media и портала IZHLIFE Марии Баклановой и покажем ее яркие снимки.
Из журналистов в фотографы
Мария родилась и выросла в селе Шаркан – в удмуртской Швейцарии, как любят называть это место. Работала журналистом в газете, потом в «Газпроме». В 2020 году она, чтобы разогнать декретную скуку, решила освоить искусство фотографии.
«Во-первых, мой старший брат был фотографом. Во-вторых, работая журналистом, я параллельно должна была снимать. Моим редактором тогда был очень увлеченный фотографией человек. Он показал, как устроен фотоаппарат и какие-то базовые настройки. Конечно, поначалу буксовала. А когда ушла на другую работу, снимала для души. Только в декрете решила заново все начать», – вспоминает Маша.
Она пошла на курсы, начала снимать женские портреты, а потом случайно увидела вакансию фотографа в компании Centre digital & media. Приняли на работу Машу сразу!
«Я люблю снимать людей: почему-то все остальное мне кажется скучным. Я не снимаю природу, ведь она настолько совершенно красива, что ее незачем снимать, ей просто надо наслаждаться. А вот как только там появляется человек, сразу возникает какой-то сюжет, какая-то история. Ты сразу думаешь, для чего он туда пошел, что он там делает – уже интересно», – уверяет Мария.
Вдохновлялась классиками
«Мне очень нравится фотограф Дмитрий Марков, его не стало в начале этого года. Очень переживала. Для меня он был, конечно, абсолютный образец в плане фото. А когда я только начинала снимать, то меня вдохновляли (и до сих пор вдохновляют) классики – Стив Маккарри, Себастьян Сальгадо, Георгий Пинхасов и другие фотографы, которые входили в самое престижное мировое фотоагентство Magnum Photos. Они делали просто невероятные снимки. Я считаю, что работы этих фотографов все равно что картины художников, это фотографии, которые являются произведениями искусства», – говорит Мария.
Свет, композиция, ракурс – все важно в съемке. Но когда снимаешь людей, важнее их «особое состояние».
«Мне очень важно, чтобы человек был в каком-то особом состоянии, чтобы он почувствовал себя персонажем какого-то эпизода своей жизни, прожил в определенной роли определенный момент жизни. Обычно тогда человек расслабляется, у него даже движения становятся какими-то такими кайфовыми, классными, настоящими, живыми. А когда он позирует, это все не по-настоящему».
Репортажный фотограф
Мария в редакции – репортажный фотограф, она может запечатлеть навеки абсолютно все. Она делает удивительные портреты героев для статей – от высокопоставленных чиновников и звезд эстрады до рабочих на горячих производствах, фокусников и симпатичных бабулечек. Она фотографирует улиток, клещей, змей, крыс, лошадей во время скачек, орангутангов и моржей. Она одинаково хорошо делает предметные фотографии и сохраняет важные исторические моменты из жизни компании, Ижевска, Удмуртии.
«На самом деле, я еще учусь. Потому что высшее мастерство репортажного фотографа – уметь в одном кадре уместить всю суть происходящего, вся концентрация события должна быть в одном снимке. У меня пока так не получается, я пока могу показать событие в серии снимков. Что тоже уже неплохо», – улыбается Мария. И добавляет, что девушек-репортажников в Ижевске мало. В основном работают мужчины, которые относятся к ней весьма снисходительно, иногда не воспринимая на равных.
Фотоснимки для этой публикации она выбирала, скорее, по эмоциональным параметрам: «Когда было трогательно до слез. Когда ревела прямо в видоискатель – от избытка грустных или трогательно-радостных эмоций».
«Эту фотографию сделала в день той жуткой трагедии. Бабушка нашла своего внука. И еще как будто не совсем осознавшая облегчения, инстинктивно прижимает его рукой к себе поближе».
«Ревела, когда снимала. Ревела, когда обрабатывала. Жест решившегося мужчины, но выдающий страх, сомнение и тревогу перед будущим».
«У нас было ровно пять минут на съемку. Решение сделать именно такой свет пришло как-то спонтанно. В тот момент я для себя открыла Караваджо, художника с уникальным стилем. Он использовал сильные контрасты между светом и тьмой, в его картинах часть фигуры как будто проступает из темноты, из-за чего портрет становится особенно выразительным. Чтобы сделать такую схему света, как у Караваджо – а мы ее никогда до этого не пробовали, – оператор стоял на стульчике, не дыша, и нависал с лампой в руках прямо над певцом. Это, по-моему, очень сильно Бурито смущало. Не знаю, почему я вдруг рискнула с таким неожиданным для себя светом, но результат оправдал риск. Потом эти фотографии я видела в его официальном паблике во «ВКонтакте».
«Социальные темы снимаю редко, но в городских сюжетах их иногда получается находить. На снимке какая-то одинаковая грусть в этих женщинах, хотя они на разных ступенях общественной пирамиды».
«Снимала я в выходные, да еще и не в Ижевске, поэтому была не совсем довольна. Но этот дедушка был моей победой в той съемке. Он скрасил все одним своим взглядом в камеру, в котором читались и прямота, и недоверие, свойственное той эпохе, в которой он родился и жил».
«Очень трогательный момент получился».
«Пруд спустили, и мы вместе с журналисткой Евгенией поехали его снимать. Женя провалилась по колено в жижу, едва не потеряла там обувь. Было эпично».
«Смешная фотка, люблю ее».
«По заданию редакции я все уже сняла. Но увидев эту женщину, озаренную лучиком и со светлыми мыслями, не могла удержаться. Получилась очень милая картинка».
«Я – свидетель больших исторических событий. И это предмет для гордости!»
«Просто делала снимки города, и получилась вот такая фотография».
«Пожарный смотрит из выбитого окна, такая красивая осень и занавесочки у кого-то из окна колышутся на ветру. Грустно».
«Галина Кулакова так сильно поразила меня своей улыбкой. Ведь есть ощущение, что пожилому человеку уже не свойственно так широко и радостно улыбаться. Вообще с публичными людьми легко работать, тут даже говорить ничего не надо, они видят камеру и всегда улыбнутся в нее».
«На заводе все красиво. Похоже немного на природу, красоту которой в кадр просто не вместить, настолько она велика и величественна. И тут на заводе я испытала похожее чувство. Все как в кино: огромные залы, лучи света, пробивающиеся в темноте, работники в касках, в саже, кругом крюки, рельсы, балки, механизмы и, самое главное, свет такой струйками из окон… Очень красиво!»
«Иногда наш Ижевск превращается в туманный Альбион. И это всегда красиво!»