Top.Mail.Ru
17 августа 2024 14:14
Знай наших!

Ливень, ДТП и букеты цветов: девушки-байкеры повторили легендарный мотопробег 1936 года Ижевск – Москва

Современный марш ижевских амазонок прошел не на «Ижах»

Девушки-байкеры со всей России повторили легендарный мотопробег 1936 года Ижевск – Москва. Фото: предоставлено героиней
Девушки-байкеры со всей России повторили легендарный мотопробег 1936 года Ижевск – Москва. Фото: предоставлено героиней

В 1936 году 15 ижевчанок отправились в мотопробег Ижевск – Москва, который потом назвали «маршем ижевских амазонок». На мотоциклах Иж-7 они по бездорожью преодолели более 1600 км пути за восемь дней. В 2024 году было решено повторить этот легендарный маршрут. Какова была его цель и как он прошел – в материале IZHLIFE.

История мотопробега образца 30-х годов

Но для начала вспомним, как проходил пробег в 30-е годы. В 1934 году в Ижевске выпустили 111 мотоциклов «Иж-7» – одного из первых серийных советских мотоциклов наряду с ленинградским Л-300. В 1936 году было решено провести мотопробег Ижевск – Москва. Причем за руль «Иж-7» сели женщины!

1.jpg
Участницы мотопробега Ижевск – Москва, 1936 год. Фото: коллекция Музея истории комсомола Удмуртии

15 мотоледи – жены инженерно-технических работников и работницы-стахановки Ижевского мотоциклетного завода – должны были преодолеть на мотоциклах «Иж-7» больше тысячи километров бездорожья. Назвать их профессионалами было сложно – почти год они учились водить тяжелые мотоциклы, узнавали их устройство и сдавали нормы ГТО.

Интересный факт – в мотопробеге участвовали жена директора завода Анна Чекмарева и ее сын – 15-летний Андрей Чекмарев
Мотопробег стартовал на Центральной площади города 24 июля 1936 года. Участницы за 10 дней должны были преодолеть 1675 км по маршруту Ижевск – Казань – Горький – Владимир – Москва. 

2.jpg
Старт женского мотопробега, 24 июля 1936 года. Фото: коллекция Музея истории комсомола Удмуртии

По дороге ижевчанки останавливались в колхозах, где их встречали цветами, угощали медом, пивом, хлебом и яблоками.

3.jpg
Участники мотопробега в пути. Сзади едут две технички. Фото: коллекция Музея истории комсомола Удмуртии

Но и трудностей в пути было много: дороги порой были непроходимыми, и женщинам приходилось перетаскивать своих железных коней на руках. Да и погода их не баловала.

4.jpg
Встреча мотоциклистов с участниками конного пробега. В центре – Андрей Чекмарев. Фото: коллекция Музея истории комсомола Удмуртии

В Москву ижевчанки прибыли на два дня раньше запланированного. Встречали их нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, маршал Советского Союза Михаил Тухачевский и журналисты.

Командир пробега Анна Чекмарева доложила наркому об успешной работе завода: «Завод не только перевыполняет программу, но и дает стране машины хорошего качества. Доказательством служит наш пробег. Мы проделали весь путь без единой аварии».

5.jpg
Орджоникидзе осматривает ижевские мотоциклы, участвовавшие в мотопробеге. Справа – Иван Чекмарев, директор Ижевского мотоциклетного завода. Фото: коллекция Музея истории комсомола Удмуртии

Орджоникидзе принял ижевчанок «по-отечески», расспрашивал о работе завода, общественной и культурной деятельности, интересовался бытовыми условиями. Девушки попросили построить в Ижевске детский сад, «чтобы еще плодотворнее трудиться над изготовлением мотоциклов».

Через год на выделенные правительством деньги рабочие завода построили первый в городе типовой детский сад с красивым фонтаном перед входом. Сейчас это сад № 9 на улице Красноармейской. Еще один результат пробега – нарастили объем производства мотоциклов «Иж-7», а через два года выпустили новую, улучшенную модель.  

Кто участвовал в женском мотопробеге – 2024?

14.jpg
Участницы женского пробега на выставке мотоциклов в Ижевске. Фото: vk.com/public222712396

В 2024 году легендарный мотопробег решили повторить. Организатором выступила президент ижевского мотоклуба «Gent Riders RC» Софья Ломаева-Абрамова. Она за рулем мотоцикла уже десятый год и «загорелась» этой идеей моментально: разослала сообщения по всем известным ей моточатам с призывом принять участие в пробеге. Откликнулись 16 женщин-мотоциклисток из Челябинска, Ульяновска, Чистополя, Нижнего Тагила, Сочи, Тюмени и, конечно, из столицы Удмуртии.  

Одна из них – 25-летняя журналистка Екатерина Опарина из Ижевска. Она стала самой молодой участницей мотопробега. Самой же старшей было 44 года.

11.jpg
Екатерина Опарина за рулем мотоцикла второй год. Фото: предоставлено героиней 

Стаж вождения у участниц тоже абсолютно разный. Одна, например, до старта ездила на мотоцикле всего месяц. Екатерина же села за руль мотоцикла два года назад.

«В 2022 году выиграла сертификат на частичную оплату обучения в автошколе. Впервые мотоцикл вблизи увидела на автодроме автошколы! Даже пассажиром ни разу до этого не каталась. Сначала думала, что отучусь, открою категорию и все. Но на автодроме познакомилась с молодым человеком, который буквально «заразил» меня мотоциклами. 30 апреля 2023 купила уже свой мотоцикл, а уже на следующий день поехала на мероприятие в колонне сама», – рассказывает Катя.

15.jpg
Мотопробег стартовал из Ижевска. Фото: vk.com/public222712396

Мотоциклы у всех участниц были свои. По условиям пробега они должны были состоять на учете, быть технически подготовленными, иметь полный комплект документов и страховку.

«В соцсетях нам не раз задали вопрос, почему мы едем не на «Ижах», как девчонки в 1936-м. Но если бы у нас были технически исправные мотоциклы марки «Иж», то, безусловно, мы бы поехали на них. Но таких сейчас просто не достать», – пожимает плечами девушка. 

ДТП и плохая погода: трудности мотопробега

8.jpg
Женский мотопробег – 2024. Фото: vk.com/public222712396

Заявились на мотопробег 16 участниц. Но одна из них заболела и отказалась от участия. Участница из Нижнего Тагила в самом начале пробега в Ижевске попала в ДТП. Ее со сломанной ключицей увезли в больницу, где успешно прооперировали.

«Мы записывали ей видео, она писала нам из больницы. Поэтому мы все равно считаем ее участницей пробега», – улыбается Екатерина.

Еще одна девушка упала на выезде из Ижевска, но в этом ДТП пострадал только мотоцикл. Поэтому она прилетела в Москву отдельно и была со всеми только на торжественной части.

«В первый день нам крупно не повезло с погодой. Мы попали в сильнейший ливень. И до Казани ехали с переменным успехом – на солнышке чуть обсыхали, потом снова дождь, останавливались, надевали дождевики».

7.jpg
Участницы мотопробега. Слева – президент ижевского мотоклуба «Gent Riders RC» Софья Ломаева-Абрамова. Фото: vk.com/public222712396

Каждый день девушки проезжали по 300-400 км, ночевали в хостелах.

«Я не скажу, что это тяжелый ритм, он вполне комфортный. У нас были силы, чтобы в городах, где мы останавливались, ходить на экскурсии. Но с учетом того, что мотоциклы у всех разные и дорога всем дается по-разному, кому-то было тяжелее, чем мне», – говорит Екатерина.

Девушки ехали не одной колонной, они разделились на несколько групп по уровню комфортной скорости и по кубатуре мотоциклов – так комфортнее и безопаснее. 

10.jpg
Маршрут женского мотопробега Ижевск-Москва в 2024 году. Фото: vk.com/public222712396  

Реакция на женский мотопробег

На колонну девушек в ярких футболках и на мотоциклах автомобилисты реагировали положительно.

«Было приятно, что нас видели на дороге, снимали на видео и потом присылали их нам. Неадекватных водителей мы не встречали. На одной из заправок к нашей группе подошел водитель фуры и попросил сфотографироваться, чтобы потом показать сыну, что на мотоциклах тоже могут ездить девчонки. В нижегородском Кремле их «городовой» тоже захотел с нами сделать памятное фото. Уже после пробега ко мне подходили совершенно незнакомые люди, узнавая меня как участницу женского мотопробега, – это очень приятно и, на самом деле, круто», – признается Катя.  

В этом году маршрут мотопробега был немного другим, нежели в 30-х годах. Но, как и тогда, девчонок везде встречали очень душевно. В Казани для девчонок приготовили чак-чак и эчпочмаки и устроили настоящую мотовстречу.

12.jpg
Первая остановка мотопробега – Казань. Фото: vk.com/public222712396

В Нижнем Новгороде их пригласили на экскурсию по городу, они сходили на ужин в мотобар и встретили умопомрачительный закат в самой красивой точке города.

В столице России участниц мотопробега принимали ребята из «МотоМосквы», которые организовали для девушек настоящий коридор на МКАДе – они ехали очень красиво всей колонной. А по приезде им вручили букетики цветов и угостили шампанским (конечно, безалкогольным).

9.jpg
Вот так встречали отважных байкерш в Москве. Фото: vk.com/public222712396

«Ангелы-хранители» мотопробега  

В женском мотопробеге участвовали двое мужчин. Они были не на мотоциклах, а в так называемой техничке – микроавтобусе техсопровождения для оперативного ремонта.

16.jpg
Один из «ангелов-хранителей» женского мотопробега. Фото: предоставлено героиней 

«Это Егор Макаров, директор Ассоциации развития технических видов спорта Удмуртии, и еще один Егор, механик из Москвы. Это наши «ангелы-хранители», которым мы с девчонками очень благодарны за помощь, за поддержку и даже за конструктивную критику!» – говорит Екатерина Опарина.

Мотопробег для каждой из участниц обошелся примерно в 10-15 тысяч рублей

Ради чего проводился этот мотопробег?

Если в 30-е годы женщины устроили мотопробег, чтобы доказать надежность ижевских мотоциклов и добиться строительства детсада, то в 2024 году главной целью было привлечь внимание к строительству в Удмуртии современного многофункционального трека, где смогут оттачивать свое мастерство любители мотоспорта, профессиональные мотогонщики, дрифтеры, увлекающиеся картингом и автолюбители. Где бы у мотоциклистов была возможность заниматься джимханой (фигурным вождением мотоцикла) и улучшать навыки езды. Проект трека, кстати, есть, – на строительство нужно около 2 млрд рублей. 

«Еще одной из наших целей было привлечь внимание к мотоциклистам на дорогах, что мы такие же полноправные участники движения и нужно быть внимательнее к нам», – подчеркивает Екатерина.

6.jpg
Участницы женского мотопробега в Москве. Фото: vk.com/public222712396

Да, встретиться с представителями власти и попросить о помощи по строительству трека байкершам пока не удалось.

«И это, на самом деле, очень печально, – говорит Катя. – Но мы познакомились с друг другом, заявили о себе, вспомнили тот легендарный пробег. И, возможно, хоть на шаг приблизились к тому, чтобы власти задумались над тем, что в Удмуртии нужен мототрек».

После мотопробега часть участниц уехали домой, кто-то – в дальнейшее мотопутешествие.

«Я решила осуществить свое желание и одной прокатиться по дорогам Москвы, где я некоторое время жила. А потом отправилась не сразу в Ижевск, а в свое небольшое путешествие. В сумме с мотопробегом я проехала примерно 4200 км. Мне было приятно поучаствовать в таком памятном мероприятии. Нам повезло, что нас везде встречали очень душевные, искренние и открытые люди. Хочется верить, что мотобратство еще существует, что все эти контакты сохранятся. Ведь всегда классно знать, что у тебя есть знакомые в других городах, которые встретят тебя, а ты, в свою очередь, всегда ждешь их в своем городе. Времени еще немного прошло, но я уже вспоминаю о пробеге, как о классном, душевном, ярком, значимом событии в жизни. Такое точно не забудется!» – подытожила Екатерина. 

17.jpg
Женский мотопробег Ижевск  – Москва в 2024 году состоялся! Фото: предоставлено героиней