10 ноября ижевскому оружейнику Михаилу Калашникову исполнилось бы 96 лет. Сегодня мы публикуем редкие кадры его жизни. Снимками и теплыми воспоминаниями о легендарном конструкторе стрелкового оружия с нами поделился его персональный фотограф – Евгений Аксенов.
Не знал, что жил по соседству с Калашниковым
Евгений Аксенов работал официальным фотографом знаменитого оружейника последние 10 лет жизни конструктора АК-47 – делал снимки для общественного фонда имени М.Т. Калашникова. Однако фотограф заочно познакомился с Михаилом Тимофеевичем еще в детстве.
Евгений Аксенов, фотограф: «Наша семья жила в доме на улице Пушкинской – отец работал на заводе «Ижсталь», и нам дали две комнаты в одной из квартир этого дома. А семья Калашниковых жила на 3-м этаже, но тогда я этого, конечно, не знал. Во дворе у нас была большая компания детей разных возрастов, в том числе Лена. Мы играли вместе, а в Новый год семья Лены приглашала ребят с нашего двора на елку. Время от времени я видел отца девочки и запомнил, что он был военным.»
А 11 лет назад Евгению Аксенову позвонила дочь конструктора – Елена Михайловна. Она попросила поснимать 85-летие Михаила Калашникова. Тогда фотограф узнал, что она – та самая девочка Лена из детства.
– Когда я рассказал об этом своей маме, она ответила: «Так ты же уже с Леной знаком!». И напомнила ту историю из детства, – говорит Евгений Аксенов.
Читал стихи и слушал скрипку
Празднование 85-летия Михаила Тимофеевича очень впечатлило фотографа. Тогда наш легендарный земляк был в бодром расположении духа и с радостью принимал гостей.
– К нему съехались со всего мира – из Англии, Японии, других стран, – говорит Евгений Аксенов.– Я видел, как они разговаривают с ним, поздравляют, как очень уважительно и трепетно относятся к Михаилу Тимофеевичу.
На юбилее знаменитого оружейника звучали стихи и скрипка. Михаил Калашников читал произведения собственного сочинения. Играла для него Ксения Благович.
«Дома он был не генералом, а обычным человеком»
Все эти 10 лет Евгений Аксенов снимал Калашникова на официальных мероприятиях, дома, на даче.
– Конструктор, которого знает весь мир, оказался абсолютно простым, добродушным человеком. Когда он был дома, любил читать стихи, напевать песни. До последних дней своей жизни он любил шутить – обладал тонким чувством юмора, мог сказать очень остроумно, но не грубо, к месту и по делу.
Михаил Тимофеевич любил работать на даче – именно там была его мастерская.
– Он сам и колол, и носил дровишки, чтобы затопить баню,– делится Евгений Аксенов.– Посадил на участке кедры, сделал кормушки для птиц. Сам поставил теплицу, в которой они со своим другом Николаем Николаевичем выращивали помидоры. Дома он был не генералом, а обычным человеком.