2 ноября после нескольких переносов первые четыре серии «Преступления и наказания» (18+) наконец-то вышли. Пока оставшиеся эпизоды на подходе, разберемся, каким получилось начало, почему было много переносов и как история Достоевского смотрится в современном мире.
Наточили топоры
Фигура Достоевского и его произведения уже давно обрели сакральный характер в русской культуре. Поэтому экранизация по нему – дело не просто рисковое, а в каких-то случаях даже заведомо гиблое, потому что зрители с легкостью точат топоры и смело рубят: «Покусились на святое».
А сериалу «Преступление и наказание» приходится куда сложнее, потому что за плечами есть «старшие братья» в лицах экранизаций 1969 и 2007 года. Но «младшенький» решил пойти своим путем, не ставя в пример ни одного из них.
Сериал в первую очередь берет во внимание сновидческую природу первоисточника. Вспомните все эти болезненные сны Раскольникова. А теперь представьте, что все видения главного героя становятся частью реального окружения и повествования – порой фрагментарного и будто бессвязного.
Переосмыслить классическую историю, буквально отталкиваясь от снов – еще плюс одно очко риска. Но проблема сериала в том, что он напоминает сон (иногда при температуре 38 градусов) даже тогда, когда должна быть реальность.
Авторы изначально заявляли, что проект должен понравиться фанатам Дэвида Линча. И влияние налицо, но тот же «Твин Пикс» (18+) был оригинальным произведением, в котором можно было разгуляться. А «Преступление и наказание» в зрительском представлении все равно имеет неподатливые рамки канона. Из-за них многие решения кажутся откровенно странными и неуместными.
Время новое, студент – тот же
Родион Раскольников – все еще студент, но уже XXI века. Помимо нового обличия (плащ, очки и наушники), он обзавелся назойливым компаньоном в виде, проще говоря, черта (Борис Хвошнянский). И преследует посланник зла не только Родьку, но и всех, кто промышляет темными делами.
Явным двойничеством, где один из персонажей нереален, уже никого не удивить. Из-за того, что решили расширить роль темного начала, вышло что-то сродни визиту а-ля Воланда. Только уже в город Петербург. И город, как понимаете, не булгаковский (строго говоря, и не совсем Достоевского).
Нынешний Петербург остался собой ради тона современности. Но тон этот стоит будто всегда в противовес происходящему. Например, в сериале часто говорят тем самым книжным языком, но потенциальная фича, увы, стала багом: актеры не всегда могут совладать с оригинальным слогом в современной локации, а для зрителя он слышится заведомо фальшиво. И в перекрестии с новоязом как в речи, так и в символизме, все летит… как пел Егор Летов. И песня не про план.
Спустя четыре серии «Преступление и наказание» выглядит ценной дерзостью, которую трудно смотреть. Несмотря на все нарекания, сериал делает смелый шаг и отходит от первоисточника, чтобы начать собственный поиск, как это сделали недавние «Мастер и Маргарита» (18+). Но одного шага для полноценного исследования не хватило. Может, он будет в следующих сериях.
Переносы
Изначально проект должен был выйти 26 октября. В итоге марафон переносов продлился до 2 ноября. Причины были, как писали, «техническими» и «операционными». А потом Кинопоиск решил отмести догадки и слухи, заявив (довольно откровенно), что просто «есть моменты, которые потребовали больше времени, чем мы предполагали». Но давайте разберемся, что за слухи и догадки.
У сериала был предпоказ. На нем сидели зрители высокого ранга, которые, мягко говоря, удивились некоторым сценам. Например, где голый Янковский танцует на столе, дальше кровь брызжет по стенам, потом актер уже карабкается по холму, а еще рядом с детьми сидит труп, и они качаются на качелях… В общем, если вырывать из контекста, то все звучит еще ужаснее. И была догадка, что сериал попросту где-то режут, где-то монтируют по второму кругу.
Голый Янковский и труп на качелях, кстати, остался. Поэтому версия не так убедительна, либо жести было еще больше. Но хочется надеяться, что вмешательство после первой волны критики (если все это, конечно же, было) не убило оригинальный монтаж, в котором все, возможно, выглядело куда связнее и работало лучше.
Первые четыре серии доступны на Кинопоиске. Оставшиеся эпизоды выйдут 30 ноября (если обойдется без переносов).