Top.Mail.Ru
31 августа 2024 14:00
Кино и сериалы

Его кино – это смесь юмора и добра: режиссер и сценарист Алексей Зотов о своей карьере

Интервью с одним из самых ярких авторов нашего кинематографа

Алексей – сценарист, режиссер и герой материала. Фото: из Telegram-канала героя
Алексей – сценарист, режиссер и герой материала. Фото: из Telegram-канала героя

Алексей Зотов – российский сценарист и режиссер. В его фильмографии на август 2024-го уже 11 работ, среди которых нашумевший «Политех» (вы могли смотреть его по СТС или в онлайн-кинотеатрах). Алексей – автор комедий, его истории яркие, смешные и по-своему сказочные. 

Он встал за киноаппарат далеко не сразу. Перед тем, как воплощать свои сюжеты на экране, он прошел путь копирайтера, затем сценариста и уже после – сел за режиссерское кресло. С чем он столкнулся на своем пути? Как люди приходят в кино? Насколько сложен жанр комедии? IZHLIFE продолжает разговор о важном в мире людей и кино.

ДОКИНО – блок с предысторией

Алексей родился в Моршанске. Об этом написал «Кинопоиск» во вкладке «Интересные факты» на странице автора. Мы начали именно с этого места. С детства.

– Как ваше детство в Моршанске повлияло на ваше творчество? Страшно ли было переключаться с копирайтинга на сценарное мастерство?

– То, что я родился в маленьком городе – до сих пор влияет на меня как на автора. Мне более понятна история человека из народа, потому что я таковым и являюсь. Вообще тема «народности» мне наиболее интересна. 

Переходить из одной сферы в другую страшно. При переходе ты теряешь стабильность, а это просто вызывает страх. С другой стороны – там, где страшно, начинается твое развитие. Потому что когда все хорошо и ничего не происходит, то ты просто стоишь на месте. 

моршанск.jpg
Панорама Моршанска – родины героя, Тамбовская область. Фото: сообщество ВК «Моршанск.ru»

– Вы обучались в академии коммуникаций WORDSHOP. Расскажите, как специализированное обучение повлияло на вас как на творца? Кого вы хотите особенно поблагодарить за время вашего обучения?

– Я учился в академии на двух факультетах: копирайтинг и сценарный. Один из преподавателей копирайтинга посоветовала мне пойти на сценарный факультет. Именно после этого я решился сменить сферу. Я за это ей очень благодарен. 

Сначала я поступил на сценарный факультет к Юрию Короткову, автору «9 роты», «Страны глухих» и «Стиляг». Но мы не совпали по энергии. Юрий Марксович достаточно спокойный человек, а мне нужен драйв. В год моего поступления набор также делала Анна Смольнякова – сценарист и креативный продюсер многих известных сериалов. Я сходил на одну лекцию к Анне и просто влюбился в ее метод преподавания. Аня на лекции усидеть не могла – настолько ей было драйвово нас научить сценарной работе. Перевелся сразу же. 

– Расскажите о вашей первой работе в качестве сценариста. Если верить «Кинопоиску», это был фильм «Музыкант».

– Все верно. Во время учебы наша староста написала в общей группе, что один ее знакомый режиссер ищет сценариста, чтобы помочь дописать короткий метр. Я откликнулся, встретился с режиссером и помог ему. Это моя первая и единственная драматическая работа.  

музыкант.jpg
Фото: кадр из фильма «Музыкант», режиссер – Алексей Боровиков

– Ваша первая срежиссированная работа – «Вегетарианка». Как это было? С какими трудностями вы столкнулись? Что оказалось в новинку?

– У меня был год, когда я написал много сценариев, но ни один из них не был снят. Это были крупные проекты и большие заказчики, но по разным причинам не складывалось. В конце года ко мне вернулся сценарий «Вегетарианки», который тоже в этот несчастный год хотели снять. Я решил попробовать снять сам. Закинул идею знакомым продюсерам, все быстро завертелось. И вот, я уже режиссер.

УЖЕКИНО – блок с историей

– Есть ли у ваших работ автобиографические сюжеты? Какая ситуация из вашей жизни идеально бы подошла для экранизации?

– Самая близкая история про меня – это «Один хороший день». В ней много про мои сложные отношения с родным городом. 

Всегда хочется рассказать людям про свою работу, которая хоть и кажется простой, но на деле имеет много человеческой драмы. Но кино «про кино» нашим зрителям пока не особо заходит. 

– Есть ли у вас вдохновитель в мире кино или искусства? 

Я люблю читать книги театральных режиссеров: Товстоногов, Таиров, Вахтангов, Стрелер. Читаешь и понимаешь, что пройдет много лет, а проблемы у режиссеров не поменяются: сложные отношения с продюсерами, актерами, которые ловят звезду и т. д. Вдохновляет и успокаивает одновременно. 

– При просмотре ваших работ я заметил, что они очень похожи на анимацию. Простые и понятные сюжеты, карикатурные, часто утрированные герои, яркие цвета, почти отсутствие пошлости. Повлияло ли на ваши работы искусство анимации?

Вы верно подметили. Мои фильмы похожи на мультики тем, что они такие же беззаботные. Мне важно, чтобы зритель при просмотре снова почувствовал себя ребенком: посмотрел на мир наивными глазами. Снова увидел красоту вокруг, увидел солнце, зелень, нелепых взрослых, которые в погоне за амбициями забывают о том, что в жизни по-настоящему ценно. 

Политех бэки 2.jpg
Бэкстейдж «Политеха». Фото: предоставлено героем

– Как шла работа над «Политехом»? Как вы наткнулись на город Егорьевск? Кто показал себя лучше на съемочной площадке: старшее или младшее поколение? Довольны ли вы работой, которая у вас получилась?

Сценарий «Политеха» мне предложил агент. Это подростковая история, поэтому первое время я от нее отказывался. Когда ты работаешь на площадке с опытным актером, то знаешь, чего от него ожидать. Как работать с подростком, у которого нет актерского образования или он еще в процессе получения, – я не знал. Но продюсеры и мой агент уговорили взяться за проект, чему я рад. Я понял, чем подростки ценны. Если взрослый актер делает все классно, но не особо хочет вовлекаться, то актер-подросток технически слабее, но компенсирует все харизмой. Причем именно из-за этой харизмы взрослые актеры подтягиваются и добавляют в свою работу энтузиазм. 

«Хогвартс» (как мы называем здание вымышленного Политеха) в Егорьевске мы нашли не сразу. Долгое время смотрели объекты в Туле и Москве. Егорьевск предложил наш художник-постановщик Артем Купина. Когда мы приехали на просмотр локации, то влюбились в здание сразу. 

Сериалом я очень доволен. Он получился добрым и забавным.

Политех бэки 3.jpg
Бэкстейдж «Политеха». Фото: предоставлено героем

– Вы, наверное, знаете режиссера Жору Крыжовникова. Он снял выстрелившую комедию «Горько» – смешной, яркий фильм. Через несколько лет из его пера вышла жесткая серая драма – «Слово пацана». Вы, как автор, можете объяснить такой резкий поворот в выборе жанра? Вы сами планируете в будущем попробовать снять что-то кроме комедий?

Не могу отвечать за других людей. Себя же я комфортно чувствую в комедии. И хочу продолжать оставаться в ней. Единственное, что мне сейчас интересно – это поставить спектакль. Я заканчиваю обучение на театрального режиссера в мастерской Ю. В. Муравицкого. И мы скоро будем делать выпускные спектакли. Это шаг во что-то новое для меня. 

– Закончите предложение: «Кино Зотова – это смесь (__) и (__)»

Судить себя сложно, поэтому я спросил у своих зрителей, что думают они. «Юмора и добра» – самый популярный ответ.