Фильм, сериал, анимация, реклама, видео на YouTube – практически все, что вы смотрите, начинается со сценария. Сегодня мы поговорим со сценаристом и режиссером Алексеем Зотовым. За его авторством – сериал «Политех», фильм «Убить босса», спин-офф «Полицейского с рублевки» – «Детективное агентство Мухича» и другие достойные работы. Давайте заглянем за киноаппарат и посмотрим, что там творится.
Содержание
Сначала мы поговорили о непосредственной работе сценариста, когда он сидит за текстом и придумывает в голове будущий фильм или эпизод сериала. Подняли вопросы о формах кино, музыке и эмоциях зрителя.
– Вы работали в качестве сценариста над коротким, длинным метром и даже над сериалом. Где сложнее была ваша работа? В чем есть отдача, а в чем проявляются минусы у каждого формата?
Сложно сравнивать форматы – настолько они разные. И у каждого из них есть свои плюсы, минусы. Короткий метр хоть и пишется быстро, но сложность в том, чтобы в максимально короткой форме раскрыть историю, персонажей, смыслы. В полном метре упор идет на сюжет: здесь важны повороты, крючки, решения сцен. А вот сериалы зритель любит в основном из-за персонажей. Если персонажи классные, то зритель многое простит. Он просто будет рад их видеть, как своих друзей.
– Как оценить эмоциональный уровень той или иной сцены? Допустим, надо написать очень грустный эпизод. Как оценить его «грустность», если рядом нет человека, который бы это прочитал?
Любое кино или сериал – это субъективный взгляд автора на историю. Всегда удивляюсь режиссерским тритментам – это такие презентации, где режиссер раскрывает свой взгляд на историю. В них есть кастинг, локации, операторская работа, художественная часть. Но суть в том, что каждый режиссер видит все по-разному. Кажется, что история одна, и выбор, например, актеров или локаций очевиден. Но смотришь чужой тритмент и удивляешься, что нет.
То же самое и со сценой. Нет каких-то схем, но есть внутреннее ощущение и ваш вкус. И для каждого режиссера сцена будет по-своему эмоциональна.
– А как же шутки? В каких случаях смех зрителя – заслуга сценариста, а в каких – режиссера? Как и тот, и другой могут заставить зрителя смеяться?
Хорошо написанная шутка сработает практически всегда, но если юмора мало, то режиссурой его можно усилить. Например, сделать актерскую игру более ироничной, а это уже оживит текст. Но жанр «комедия» тем и сложен, что непонятно, почему люди смеются. Для кого-то шутка смешная, кто-то посчитает ее глупой. Мы все смеемся над разным. И смех еще такое искреннее чувство, которое невозможно подделать.
В какой-то момент я понял, что лучший ориентир по юмору – ты сам. Если тебе смешно, то есть вероятность, что многие другие посмеются. Еще я часто наблюдаю за людьми, которые сидят на плейбэке: смешно ли им? Это тоже хороший индикатор для оценки работы.
– Какую роль в ваших фильмах и сериалах играет музыка? Как ее можно необычно использовать?
Комедия – жанр, который зрителя развлекает. Музыка в этом сильно может помочь. Музыкальные нарезки в фильмах обозначаются еще при написании сценария, называются «бобслеи». Сама же музыка покупается или ее дают дружественные музыканты бесплатно. Например, заглавный трек в сериале «Свадьба в сети» нам подарили знакомые артисты.
Форма
От содержания мы перешли к форме – поговорили о том, что происходит за пределами текста. Как сценаристами становятся, где они ищут работодателей и чем они вдохновляются.
– Как стать сценаристом и как стали им вы?
Долгое время я работал рекламным копирайтером: придумывал названия для компаний, писал тексты рекламных роликов. В какой-то момент решил пойти поучиться в рекламную школу Wordshop. После нескольких работ мне сказали, что мой потенциал больше, нежели просто тексты для рекламы. Предложили попробовать себя в сценарном мастерстве или писательстве. И я поступил здесь же на сценарный факультет.
Самое трудное в обучении – это критика. Первое время очень сложно отделить свою личность от сценарных материалов, которые ты пишешь. Тебе кажется, что критикуют тебя, а это причиняет много боли. Но это касается всех творческих работ. Просто со временем и опытом приходишь к мысли, что ты не есть работа, которую ты делаешь.
А еще сложно усвоить саму суть драматургии. Один из моих учителей говорил, что в среднем у студентов на это уходит три года.
– Где сценаристу искать работодателя?
Самый простой способ – это питчинги. В индустрии их проводят довольно часто. Второй способ – поискать работу в сценарных комнатах. Это такие места, где собираются несколько сценаристов и придумывают историю вместе. Кто-то накидывает идеи, кто-то записывает их. В сценарные комнаты часто ищут новичков.
– В чем отличие между прозаиком и сценаристом? Вам доводилось форматировать какую-либо книгу под сценарий кино? Какую книгу вы бы хотели экранизировать?
С экранизацией я не сталкивался, но основные принципы изучил на учебе. Важно понять, что драматургия – это прежде всего действие. Если в литературном тексте много рефлексии и прилагательных, то такой текст будет сложно экранизировать.
– Где брать вдохновение для сценариста? Что вдохновляет именно вас?
Я получаю удовольствие от самой работы. Я долго шел к кино, а когда стал работать в этой сфере – понял, насколько это в кайф. Еще я люблю водить авто – это помогает мне переключиться.
– Есть ли у вас кумиры в сценарном или режиссерском мастерстве? Кто это?
Я немного учился у Александра Талала, и мне нравится его теория по драматургии (кстати, у него есть книга по сценарному мастерству – рекомендую почитать). Из русских режиссеров я люблю Алексея Нужного. Мне кажется, он делает очень доброе и яркое кино.
– Ваша лучшая работа в качестве сценариста на данный момент?
В следующем году выйдет фильм «Один хороший день». На мой взгляд, это лучшее, что я когда-либо писал. В этой истории сильные персонажи, интересный сюжет, но главное – это мысль, которую мы с соавторами в текст заложили. Лично я с годами понимаю, что чем сильнее высказывание, тем крепче и интереснее становится сама история.