19 декабря в прокат вышел «Домовенок Кузя» (6+). Разбираемся, насколько кино отличается от мультфильма и чем напоминает фэнтези 90-х.
Жил-был домовой
А Баба-Яга его взяла да и в волшебный мир утащила, 30 лет держала у себя, требовала сундук, который желание исполняет. На тридцатый год заточения Кузя смог сбежать и вернуться в дом, за которым должен был приглядывать. Только без него он обветшал, а хозяева и вовсе надумали его продавать. И домовенок оказывается в водовороте проблем: Баба-Яга его ищет, сундучок нужно вернуть, а дом спасти. Таков путь сюжет.
В отличие от мультфильма, в кино сделан упор на взаимоотношениях Наташи (София Петрова) с родителями, в особенности с отцом (Марк Богатырев). Из оригинала перекочевали и коронные фразы Кузьмы: «титеха непонятливая», «сам отмоюсь и одежа отстирается» и т. п. К первоисточнику авторы отнеслись с почтением, но, конечно же, адаптировали все под современность, над которой в том числе и старались пошутить.
Плюсы, минусы
Сразу отметим хорошее в этом фильме: приятный дизайн домовят и некоторые сценарные находки. Писали сценарий сразу два человека – оба работали над фильмами Сарика Андреасяна, флер которого чувствуется с самого начала. О феномене этого «дарования» мы уже как-то писали. Но при этом есть хорошие моменты с нюансом.
Представьте, как Баба-Яга использует шапку-невидимку в качестве мигалки для машины, чтобы гаишники ее не замечали. Или как сверяются особенности Темного леса и Орехово-Зуева в 90-х и выясняется, что с волшебным миром у нас много общего: «Сейчас уже поспокойнее, когда после 90-х всю нечисть вычистили».
И много подобного хорошо смотрится… на бумаге. А на экране страдает из-за исполнения. Виктор Лакисов – режиссер, на чьем счету крайне сомнительная комедия 2007 года «Спартакиада. Локальное потепление» (0+) и дежурный мультфильм 2016 года «Крякнутые каникулы» (6+). Все остальные проекты – в процессе разработки, так что ожидания изначально были спорные. На деле мы увидели такой же ремесленнический подход на скорую руку, из-за чего даже потенциально смешные эпизоды выглядят натянуто.
Очень мешает восприятию графика. Странное решение – упорно совать в картину то, что плохо смотрится, да еще и в больших количествах. Из-за этого «Домовенок Кузя» порой напоминает дешевое трэш-фэнтези из 90-х, только еще и детское.
Бросается в глаза, что актеры не знают, как себя в кадре должен потом повести нарисованный персонаж. Если, например, в «Кролике Роджере» (6+) видно, как даже откровенные мультяшки уживаются с людьми в одной плоскости, то в «Кузе» заметна изначальная пустота и минимальное взаимодействие между «мультиком» и жизнью.
Глазами ребенка
В зале сидела мама с ребенком, который радостно повторял некоторые реплики за героями, а после сеанса обсуждал с ней различия между оригиналом. Эта девочка прямо с интересом смотрела, как ее, судя по реакциям, любимых персонажей перенесли в кино: «Кузя чистенький такой сразу совсем. И они почему-то с Нафаней не знакомы сначала. Это другой Кузя, но он понравился», – вынес вердикт ребенок.
На вопрос о том, над чем можно было посмеяться, девочка ответила: «Над Нафаней. Он смешно говорит». Мораль о том, что семья – это важно и надо хранить память о родне и детстве, маленькая зрительница тоже легко уловила. Ее проговорили в лоб в конце, но ребенок уверяет, что уже в начале все понял.
Наш вердикт: для детей – смотрибельно и мило по принципу «Бременских музыкантов» (6+), а для тех, кто следует заветам фильма и не забыл оригинальный мультик – скучно.
Найти расписание и билеты можно в нашей афише. А пересмотреть оригинальный мультфильм – здесь.