7 марта в кинотеатрах Ижевска состоялась премьера «Онегина» (12+) Сарика Андреасяна. Журналист IZHLIFE уже посмотрел картину и готов рассказать, почему Пушкин – гений монтажа, а его роман в стихах остался упущенным.
Человек, который любит снимать
Сарик Андреасян – не просто режиссер, а отдельный феномен в русском кинематографе. В 2009 году он снял свой первый фильм, который вы вряд ли вспомните по названию, но, скорее всего, смотрели в рамках «комедии на ТНТ» – «ЛОпуХИ: Эпизод первый» (16+) (второго, кстати, так и не случилось). Позиционировалась картина как творение «от культовых КВНщиков». И да, это был скорее длинный ролик для Клуба Веселых и Находчивых: со слабой для кино актерской игрой, местами абсурдным сценарием и избытком бессодержательных сцен под музыку. Последние будто выполняли функцию растяжки, чтобы хронометраж дотянул до 1 часа 16 минут. Сарик Андреасян тогда стал одновременно заложником формата и желания снять большое кино: в КВН это могло быть к месту, но не на экране.
Дальше были сдвиги, но внутренний кавээнщик не отступал – Сарик снимал непритязательные комедии и фильмы, которые вызывали вопрос: для кого? Яркий пример – «Тот еще Карлсон» (12+). Фильм, в котором часто мелькают уж слишком взрослые и даже пошлые для детского кино образы.
За последние годы Андреасян стал известен благодаря попытке снять супергеройщину («Защитники») (12+), сериалу о серийном маньяке «Чикатило» (18+) и «Онегину» (12+).
Сарик Андреасян – режиссер, который, похоже, любит снимать кино и не боится брать за основу классику (его второй фильм был уже ремейком «Служебного романа») (16+). Разберемся, к чему привела смелость взяться за пушкинский роман в стихах.
Пушкин – гений монтажа
«Мороз и солнце; день чудесный!» – общий план, где мы видим деревню под ясным зимним небом, возникает сам собой. «Еще ты дремлешь, друг прелестный» – кадр с человеком, который завернулся в одеяло. «Пора, красавица, проснись» – и вот план стал еще крупнее, и мы видим, что у «прелестного друга» вообще-то женские черты.
За три строки Александр Пушкин смог нарисовать у нас в голове начало истории с разной крупностью картинки. Он уже будто все придумал, когда о кино речь и не шла. Поэтому «Зимнее утро» – своего рода короткометражка. А роман в стихах «Евгений Онегин» по такому принципу – полный метр или даже целый сериал.
Но повествование в фильме «Онегин» (12+) идет совсем не по ритму первоисточника: оно растянуто. И даже некоторые из строф, которые напрямую цитирует рассказчик, не добавляют динамики. Потому что их превратили в обычный монолог. А это приводит зрителя к первой проблеме экранизации и к тому, от чего Евгений Онегин и мучился, – к скуке.
Школьный класс, который загнали на сеанс, это подтвердил: они часто выходили в туалет, общались между собой. Но не из-за того, что не слышали про этикет, а потому что фильм не увлекает. На этом будто можно закончить, но поговорим обо всем.
Взрослые юноши и актуальный язык
Есть проблема с актерским составом. И тут даже дело не в игре, а в возрасте актеров. Седые волоски Онегина все-таки наталкивают на вопрос: а это точно тот самый молодой повеса? То же касается Ленского и Татьяны – из-за внешней «взрослости» в них не веришь, а это мешает воспринимать историю.
Но у визуальной стороны картины есть и достоинства. «Онегин» (12+) может похвастаться костюмами и декорациями: картинка не отталкивает. Живописные кадры тоже радуют глаз.
Язык. Благодаря нему Пушкин и считается гениальным поэтом – из всех своих современников он разговаривал на понятном нам современном языке. Поэтому он звучит актуально. «Онегин» же, наоборот, будто хочет показать все возможности лексикона, но выходит прозаично. И это несмотря на то, что, кроме рассказчика, никто буквально стихами и не говорит, – но это не проблема, а выбор режиссера, как рассказать историю.
«Онегин» (12+) – фильм-шкаф, который громко звучит оттого, что падает. Это средняя картина. Она не какая-то ужасная. Более того, в фильмографии Сарика Андреасяна ее можно назвать лучшей. Но роман достоин куда большего.
Фильм идет в Синема Парке в «Петровском», Алмаз Синема в «Матрице», Киномаксе в «Талисмане», Империи Грез в «Сигме».